Письма к Маню. 7
худ. Гартман В.А. (1834-1873)
Начало тут http://proza.ru/2022/10/15/95
24. 09. 23. Привет, Маню!
Я рада, что ты быстро ответила. Смущает только твой вопрос - за что ты заслужила такой подарок.
Отвечаю - Просто потому что ты есть. Общение предполагает взаимное обогащение. Разве нет?
***
Писем не ждут,
Письмами дышат.
Письмами молятся,
Письмами слышат...
Слышат молчание, радость, прощание...
Слышат забвения и обещания.
Слышат, и пишут в ответ каждодневное -
Тихое, нужное, нежное, бренное...
Пишут не буквами,
Пишут дыханием...
Пишут как будто бы завещание.
О, эти белые-черные-вечные...
Письма, что пишут Огни быстротечные...
Эдуард. Дэлюж "Мысли вслух"
На днях я решила поучаствовать в игре и настучала маленькую виньетку. И надо было бы остановиться, а меня как всегда понесло…
Знаешь, как бывает - крутишь в айфоне ленту новостную и вдруг бамц! Мозг зацепился и выхватил картинку художника, про которого ты много знаешь, и его истории, словно подстерегавшие именно тебя, мягко прыгают на плечи и хвостом по твоей шее щекочут, и мурлыкают их тебе на ухо. У меня это мурлыканье превращается в вокализы, потом растягиваются в ариозо, потом либретто оперы рождает постановку, а потом в многочасовое шоу. С утра до вечера - как у древних греков. Поэтому я нещадно обрубила все эти арии, что написала, и оставила одну. Но это уже всё равно не виньетка.
А виньетка? Что ж. И её я тебе покажу, расскажу. Потом. Если захочешь.)) Или… Если захочу я :).
Но сначала был щелчок.
Бамц !
Кандинский.
Ну что сказать, Кандинский и музыка для меня понятие неразделимое. В мировом поле литературному прои нужен перевод и тут может случиться море несовпадений и искажений, интерпретаций, а живописные произведения и музыка понятны без слов. Музыка своим ритмом, мелодией и звуком - колебанием струн в пространстве - формирует мысль более понятную чем язык. Вернее так - мгновенно понятную без языка. То есть музыка более объёмна, да?
Хорошая музыка, совпадающая с твоими собственным вибрациями, звучащая камертоном с твоим внутренним звуком.
Хотя хорошая живопись на меня тоже действует иногда до слёз. Кажется, что может тронуть в портрете написанном в 16 веке - профиль(!!!) молоденькой девушки?… а мне не оторваться было от завораживающих линий и мелодий цветовых отношений картинки и потребовалось присесть на банкетку и продышаться, чтобы утишить слёзы, покатившиеся от восторга…
Итак.
Картинка -Звук и Звук-Картинка.
Знаешь, когда касаешься Кандинского я всегда помню, что если долго смотреть на его работы, то открывается бездны смыслов. И цветовые пятна начинают звучать.
И вообще у меня иногда бывают озарения - когда вдруг вижу в его абстракциях столько реальных вещей! Там и пушки, и воины, и переправы, и взрывы. Или стройка и бревна носят, разве что Ильича не хватает.
Однажды на "Прозе" под 1 частью "Двух голосов во Вселенной" автор Антоша Абрамов поинтересовался: "Почему на заставке стоит Кандинский?" И попросил рассказать про эту работу - "Импровизация. Ущелье" 1914. Я ответила ему, что вижу и какую музыку при этом слышу. Представляешь, Маню, как он удивился увиденному, а потом ещё и меня дополнил! Ну правда. Вот читай:
"Вот это да! Читал Ваше описание и думал - это про это? Разделил экран пополам, слева - описание, справа - картина. И вдруг обнаружил, что всё сказанное Вами имеет место. Посмотрел на картину другими глазами - а что вижу я? Оказалось - вариантов множество. Каждый фрагмент - отдельная история. Например, верхний левый угол - Башня миров. Как минимум с пятью мирами соединяет она. Самый длинный правый отросток ведёт в мир в правом нижнем углу. Это Амбер, а Чёрная полоса ещё розовая, или уже розовая…"
Маня, я ему ответила: "Антоша, не пугайтесь опасности - увидеть слишком много.
Живопись способна на большее, чем просто показывать то, что видит глаз".
А у Кандинского такие миры...
Эх, Манюша, меня гложет моя разбросанность. Я же никак не могу дописать "Факсимиле на моём сердце". Пропустила главу про Блокадный музей на Соляном, хотя по плану собиралась написать, раз уж его здание оказалось соседствующим с учебным корпусом Мухи. Но это сейчас, а в 1946 году Музей с выставкой военной техники ведь занимал всю территорию Соляного городка. Для того, чтобы доставить немецкие пушки и танки на эту территорию - были проложены трамвайные пути от Московского вокзала.
Пытаясь вспомнить, что говорил мой папа про сам музей, я подумала, что может быть эти сведения не слышала, а прочитала в его письмах? После маминой смерти я обнаружила письма отца из Риги, его ведь после Победы перевели туда и он только в 1947 году вернулся в Ленинград. Письма я достала и… погрузилась в тот мир мечтателей-победителей, которые хотели учиться, получать профессию и строить мирную жизнь, погрузилась в мир их любви. Столько раз я встретила в письмах это словосочетание ”мирная жизнь”. И меня так увело в сторону от темы музеев, архитектуры, что я долго не могла вообще вернуться к "Факсимиле", а когда вернулась, то написала про праздники и Фонтанный дом, оставив на потом незаконченное.
А мне очень хотелось рассказать и о создании Блокадного музея, и о посещении его, и вообще о том квартале между Соляным и набережной Фонтанки. И про Всероссийскую мануфактурную выставку 1870 года, об экспозициях… О вещах, сильно волновавших меня, особенно в молодости, когда твоя профессия, специализация посвящена проектированию выставок, музеев и реклам. Мы тогда все мечтали работать на ЭКСПО, на Всемирных выставках.
А ты знаешь, Манюша, кто был первым архитектором-интерьерщиком? Наверняка знаешь. Но вдруг нет… Может покажется интересным и тебе.
Виктор Александрович Гартман
Да, Гартман во многом был пионером. И представь, Академия художеств присвоила Виктору Александровичу звание академика как раз за "работы по Всероссийской мануфактурной выставке, бывшей в 1870 году". Это ведь по его эскизам строились павильоны, предназначенные для экспонатов в разных отделах выставки. Как оригинальны были эти работы! И интерьерами там ведь занимался, скажем так, основоположник русского дизайна. Да он и вошёл в историю русской архитектуры как главный представитель того направления, что возрождало древне-русский стиль. Именно он первым начал применять орнаменты, взятые с предметов прикладного искусства, в украшениях архитектуры, именно Гартман оказался основоположником русского модерна, который через 30 лет войдёт в силу как новое направление. Васнецов, Иван Билибин и "мирискусники" будут потом, а первый вот он.
У меня в записках лежит цитата коллеги Гартмана, художника Ивана Крамского: «Мне всегда казалось, что Гартман не архитектор собственно, в тесном смысле, а просто художник, да еще и фантастический... Гартман был человек незаурядный. Он бы так и остался отвергаемый всеми, если бы время не выдвинуло задач грандиозных в архитектуре — всемирные выставки. Когда нужно построить обыкновенные вещи, будничные, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создает изумительные вещи».
А ещё Гартман дружил с деятелями "Могучей кучки" и их предводителем - художественным критиком Стасовым. И очень сдружился с Модестом Мусоргским. Они там все считали себя наследниками традиций М. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Надо сказать, что поиски национальных корней и интересы русского народа стали главной темой в творчестве кружка. Эпос, сказки, национальная история оказались источником вдохновения для творчества композиторов и самого Виктора Гартмана. Участники "Могучей кучки" изучали церковное пение, ездили по деревням и записывали русский фольклор, что конечно отразилось и в их постановках. Возможно и Гартман ездил с ними. А там не только песни, там прикладное искусство - прялки, вышивки на полотенцах, подзорах, одежде, резьба по дереву...
Маню, а я так и не послушала "Хованщину", только отдельные моменты -арии. "Снегурочку" - с удовольствием, даже пересматривала недавно уже на ютубе в исполнении Минского театра оперы и балета. Декорации –чудо, голоса, постановка- всё замечательно.
А вот с "Царской невестой" вышел неприятный случай. Мы с Сашей тогда на втором курсе учились. Мамочка подарила нам абонемент в Малый оперный на четыре оперы и четыре балета). А мы ж оба - эстеты, ну что поделать, скучковались так с Сашей… Пришли на "Царскую невесту". Да-а-а. На сцене в главной роли …Дама с голосом совсем не Монсеррат, но телом точно с Кабалье, изображала невесту. Да Бог с ней, той певицей. Обидно, что она отбила на долгое время охоту слушать оперу(честно говоря состав в Малом тогда был… очень не очень). После этого случая мы стали ходить только на балет и драму. )) А оперу смотрели в киноизложении и чтобы пели Лисициан, Лемешев, Мазурок, Максакова, Милашкина...
Да. Так вот Гартман.
Сдружился с Мусоргским очень близко и, хотя переехал в Москву из-за заказа, но письма друг другу писать они изволили часто. Когда он скоропостижно в 39 лет умер, Модест Петрович долго не мог прийти в себя от потери близкого друга. В Академии Художеств через год организовали посмертную выставку Гартмана и представили 400 работ(рисунки, живопись, сценографии к опере Мусоргского «Борис Годунов», эскизы костюмов, наброски, сделанные в России и за границей, архитектурную и книжную графику). Попав на выставку, Мусоргский был так потрясён, что решил написать свои музыкальные впечатления.
О великий и могучий интернет! Да здравствуют твои хранилища!
Мань, я конечно нашла часть работ и ....Поставила фоном слушать "Картинки". Читаю письма Мусоргского и рассматриваю работы.
И... вдруг так ясно представила, как он стоит перед картинками самого близкого друга, "любимого Витюши" Гартмана и волна музыки обрушивается на меня, накатывает, будто Нептун могучей ладонью от себя гонит этот шквал…
В общем превратилась в Модеста Петровича! Правда-правда! Замерла и заплакала душа.. Я даже испугалась, потому что я же здесь, у себя в мастерской перед компьютером, слушаю сюиту и смотрю рисунки. И вот уже "Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)"... Как я оказалась в том пространстве????
Вот этот обратный процесс -не картинку под музыку, а музыка от визуализации и интерпретации картинки. И у композитора возникла идея претворить увиденное в музыку. Написал он достаточно быстро на вдохновении. Из его письма Стасову: "Гартман" кипит, как кипел "Борис"(он имел в виду "Борис Годунов"), — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге…Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна... Как хорошо работается". Под физиономией Мусоргский видимо имел ввиду себя, прогуливающимся по выставке.
Пьесы-"картины" связываются у него между собой темой-интермедией "Прогулка", изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Три недели июня 1874 всего и… не помню, почему спрятал в стол. Но посвящение Стасову написал.
Вообще конечно это была авангардная для того времени музыка. Когда после смерти Мусоргского обнаружили записи, Римский-Корсаков исправил те ноты, которые ему "показались" ошибкой! Ну не вписывался Мусоргский в те времена со своими новшествами и Римский-Корсаков смягчил гармонический язык в партитуре по канонам классической гармонии. Представляешь, Модеста Петровича считали недоучкой! Ох, Мань, такого начиталась …И несмотря на приглаженность, причёсанность рукописи Римским-Корзниковым (шучу, это ж Саша так любил его называть) исполнять никто не брался, а через несколько десятилетий взялся и переложил для оркестра Равель! Страстный поклонник музыки Мусоргского.
А ты же помнишь как неровно я дышу к Равелю. То есть слушаю Мусоргского, но держу в голове Мориса Равеля. И вот благодаря ему и началось покорение мирового пространства "Картинками с выставки"…
Но после Равеля должен был родиться Шостакович, чтобы услышать все гениальные находки Мусоргского. Услышать и увековечить. Мне почему-то кажется, что структурно они очень близки.
Хотела написать ещё про русскость в мелодиях практически всех композиторов Могучей кучки, но устала. Прости, Мань.
Итак, коротко. Если Гартман стремился интегрировать в архитектуру русские народные мотивы, объединить градостроительство и искусство, то Мусоргский бросал вызов академической моде на французскую и итальянскую оперу, делая акцент на русской культуре.
Ну и чтобы закольцевать моё рондо к тебе, Маню.
В 1928 году в театре Дессау в Германии Кандинский осуществил музыкально-живописную постановку «Картинок с выставки» со своими костюмами и абстрактными декорациями.
Р. S.
Вот такие мои картинки с выставок. Обязательно послушай на ютьюбе
Мусоргский. «Картинки с выставки», оркестровка М.Равеля
Запись концерта закрытия сезона 28.06.18
Дирижер - Александр Дмитриев
Академический симфонический оркестр филармонии
И… не совсем по теме. Или по теме. Как тебе альбом группы Emerson, Lake And Palmer ( ELP) "Картинки с Выставки" (Pictures At An Exhibition) 1971 г сделанный на основе произведения великого русского композитора М. Мусоргского?
Засим обнимаю и целоваю….
продолжение http://proza.ru/2024/12/22/4
Свидетельство о публикации №224092200037
читаю и ловлю себя на мысли, что письма эти адресованы и мне тоже...
видимо, "виноват" исключительно доверительный тон, предполагающий со-чувствие, со-переживание...
совершенно невероятное впечатление и от объёма полученной информации, и от накала чувств!
очень понравился акцент на русскость музыки Мусоргского и рассказ о его трогательной и плодотворной дружбе с Гартманом!
как же чудесно, что ты есть такая - щедрая на радость дарить, делиться своим неисчерпаемым багажом знаний и неисчислимым богатством души!
зная о твоём отношении к музыке, что она всегда звучит в тебе, захотелось вспомнить слова Александра Баланина: "Знаешь, музыка — это такая штука, которая больше всего похожа на жизнь: так же красива и так же непонятна. Конечно, ее можно расписать по нотам, но разве это что-то объяснит?"
обнимаю
Светлая Ночка 27.09.2024 03:45 Заявить о нарушении