014 Создатель риторики Марк Фабий Квинтилиан I в

014 Создатель риторики Марк Фабий Квинтилиан (I в.)

Всеобщим и неоспоримым званием лучшего учителя красноречия для ораторов от I века до нынешних дней обладает римский ритор, автор сочинения в 12 книгах «Об ораторском образовании» («Наставления оратору») — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96). «Наставления…»  — самый полный учебник ораторского искусства, дошедший до нас от античности. Квинтилиан, впервые в мировой истории основавший государственную школу, стал первым педагогом-профессионалом, воспитавшим многих знаменитостей древности: государственного деятеля, писателя и адвоката Плиния Младшего, историка Тацита, римского поэта-сатирика Ювенала и др. Тысячи политиков, государственных деятелей, адвокатов учились на его книгах искусству красноречия. Квинтилиан считается реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.

Выдающихся музыкантов-исполнителей взращивают великие учителя. Знаменитых ученых формируют крупные научные школы — вспомним философские школы Пифагора и Аристотеля или семинары крупнейшего физика XX в. академика Петра Леонидовича Капицы. Капица сказал как-то: «Крупный учёный — это необязательно большой человек, но крупный учитель не может не быть большим человеком». Квинтилиан — тому пример. Блестящий педагог, который не только видел и развивал таланты в своих питомцах, но и наставлял учеников грядущих веков законам риторики, архитектонике выступлений, высоте помыслов.

Будучи потомственным оратором, Квинтилиан получил блестящее образование в Риме и быстро приобрел славу первоклассного оратора. На некоторые его выступления съезжались любители красноречия со всей Италии. Перелопатив всю накопившуюся к середине I в. греческую и римскую литературу по ораторскому искусству, он выработал собственные каноны риторики. После непродолжительной адвокатской деятельности Квинтилиан занялся воспитанием юношества в качестве учителя красноречия. Основав государственную школу, в которой воспитывал из своих учеников достойных римских граждан, Квинтилиан за свои труды получал достойное жалованье в 100 тыс. сестерциев из казны императора Веспасиана (69—79.). Не оставляли вниманием учителя и дети Веспасиана, римские императоры из рода Флавиев — Тит (79—81) и Домициан (81—96). Домициан, например, поручил Квинтилину воспитание внуков своей сестры Домитиллы и наградил его знаками консульского звания.

После 20 лет учительства педагог, пользовавшийся непререкаемым авторитетом, оставил школу и переключился на литературные сочинения.  Приступая к своему труду, Квинтилиан хотел создать его для своих детей, но он потерял их в процессе написания. Однако свое сочинение он довел до конца. Работа «О причинах порчи красноречия» до нас не дошла. Могло не дойти и «Об ораторском образовании», если бы не настойчивые требования издателя-книгопродавца Трифона обнародовать этот труд.

«В предисловии к 1-й книге Квинтилиан заявляет, что он будет иметь в виду образование совершенного оратора, которым, по его мнению, может быть только хороший человек (vir bonus); поэтому оратор должен обладать не только особенным даром слова, но и всеми хорошими душевными качествами. Такого оратора, который был бы истинным философом не на словах, а на деле, и в то же время был бы совершенным и по научному образованию, и по способности красноречия, правда, еще никогда не существовало, но стремиться следует всегда к самому высокому» (В.И. Модестов).

Квинтилаин с первых же строк, не тратя слов на реверансы, берет быка за рога. Образование оратора, заявляет автор, должно начинаться с 3-х лет. Он произнес однажды (и эта фраза стала крылатой):  «Ab ovo Ledae incipere» — «Начинать от яйца (или же яиц) Леды», то есть подробно исследовать любое дело и воспитывать с пеленок. Вот как он начинает 1-ю главу «О воспитании будущего оратора» 1-й книги.

«Как только родится сын, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает его более заботливым с самого начала. Ведь мы несправедливо жалуемся, будто бы природа весьма немногим людям дала способность к наукам и будто бы большинство, по своему тупоумию, напрасно тратит труд и время. Напротив, мы найдем немалое число людей восприимчивых и способных к учению. Это заключается в природе человека: как от природы дано птицам летать, коням бегать, диким зверям быть свирепыми, так нам достались в особенный удел разум и понятливость; это заставляет думать, что наша душа небесного происхождения. Тупые и не поддающиеся учению умы появляются столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказательством этого служит то, что дети подают иногда блестящие надежды, Которые потом, с годами, исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием». — No comment!

Квинтилиан последовательно и терпеливо, понятно и возвышенно наставляет учителей и отцов учеников тому, как правильно воспитывать мальчиков в домашних условиях и затем в школе, которую сам считал более предпочтительной системой обучения. Педагог считал, что обучать ребенка надо, используя подражание, наставление, упражнение, состязательность, имея главную цель — «господство ученика над самим собой». Обязательными элементами обучения педагог считал изучение грамматики, морали, музыки и тому, что сегодня называют социализацией. Автор перечисляет греческих и римских писателей, поэтов и прозаиков (сам он превыше других ставил Платона), важных для образования, раскрывает сущность риторики, ее главные элементы — изобретение, расположение, словесное выражение, память и произнесение или действие. Заканчивает свое сочинение Квинтилиан наставлениями оратору относительно его жизни и деятельности, что делает это сочинение образцовым и в нравственном отношении — «оно проникнуто уважением ко всему высокому и приближается по строгости нравственных воззрений к миросозерцанию стоиков».

Хотя сочинение Квинтилиана мало помогло делу римского красноречия, которое в императорском Риме стремилось к упадку, всё же, по мнению русского историка В.И. Модестова, «дух, которым оно проникнуто, вызвал к жизни, хотя на короткое время, новый период блеска в римской литературе, когда благодаря также воскресшей свободе слова литература заговорила языком Тацита, Плиния Младшего и Ювенала».
Специалисты отмечают, что «в целом Квинтилиан оказал огромное влияние на педагогическую мысль поздней античности, в том числе и христианскую». Долгое время он был самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для писателей, писавших по-латыни в Новое время. Для педагогов последующих веков Квинтилиан остался «первым классиком гуманной педагогики», для ораторов — непререкаемым авторитетом и образцом, автором классического «Наставления…» и россыпи поучений и афоризмов.

«Люди с удовольствием слушают то, чего бы сами сказать не хотели».

«Обвинять легче, чем защищать: легче наносить раны, чем исцелять их».

«Чем меньше ума, тем напыщенней речь; так малорослые тянутся вверх на цыпочках».

«Те, кто хотят казаться мудрыми среди дураков, среди мудрых кажутся глупыми».

«То, что режет слух, с трудом достигает разума».

«Главное в ораторском искусстве состоит в том, чтобы не дать приметить искусства».

«Слишком старательные поиски слов часто портят всю речь. Лучшие слова — это те, которые являются сами собой; они кажутся подсказанными самой правдой».

«Я не только утверждаю, что оратор должен быть честным человеком, но и что оратором быть невозможно, не будучи человеком честным».

И т.д.

Рисунок из Интернета. Марк Фабий Квинтилиан.


Рецензии
Виорэль, добрый вечер. Не мне обсуждать ораторское искусство, но познавательно и интересно заглянуть в предыдущие века. Меня восхищает Ваша трудоспособность и скрупулезность. Здоровья Вам и вдохновения. С теплом и уважением,

Людмила Алексеева 3   23.09.2024 16:31     Заявить о нарушении
Добрый день, Людмила.
Спасибо большое за теплые комментарии.
Здоровья и бодрости!
С признательностью,

Виорэль Ломов   24.09.2024 10:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.