Джидалаев и его лак. аьра, аьрал
Дагестанский лингвист Джидалаев Н.С. -доктор филологических наук, возглавляет какое-то там научное отделение в кабинетных дебрях совершенно бесполезного для реальной науки махачкалинского ведомства.
Мы в своё время приобрели его "замечательную" монографию под названием "Тюркизмы в дагестанских языках" и как лицо свободно изъясняющееся по-турецки, знакомого не по наслышке с орхоно-енисейскими руническими текстами и пр. остались после чтения этой галиматьи не в лучшем настроении духа. Мы расписали эту книгу вдоль и поперёк нелестными высказываниями в адрес Джидалаева и забросили в чулан, где искать её у нас нет желания. Потому что она того не стоит.
Но мы помним многое из этой глупой книги. Не будем ворошить всё подряд, чтобы не впадать очередной раз в ярость, извлечём из неё лишь нашу предыдущую тему.
АЬРА и АЬРАЛ
Джидалаев приводит в своей вышеупомянутой работе лак. АЬРА "рубеж". Совершенно ошибочно рассматривает его как "тюркизм" и пытается подобрать какие-то чувашские соответствия. При этом, он не догадывается, что лак. АЬРА - это ав. РАГI и халха-мнг. АР. Таким образом, он сразу нарушил главный принцип - вести поиски в первую очередь в доказанно близкородственных языках. Но ведь у него задача прямо противоположная - продемонстрировать наличие некоего вклада протоболгар в лакском языке по схеме - с. Балхар и этноним Булгъар, поэтому он не утруждает себя поисками. Мы уже не помним, что за белиберду он там выискал и нашёл ли вообще. Перейдём к дальнейшему полёту его фантазий.
Лак. АЬРАЛ "армия ( войско и т.п.). Здесь он начинает "вытаскивать" всякие ненужные тюркские основы и в результате приходит к неверному решению о том, что АЬРА и АЬРАЛ - тюркизм чувашского типа, что не более чем чушь собачья! Логика лингвиста свидетельствует о явном незнании, неумении работать со словом. Так, он предпологает, что АЬРАЛ "войско" развилось от АЬРА "рубеж", что это мол "там, где войско воюет".
А теперь обр. внимание на Венг. HAD "войско", HATUL "спина, тыл" и ав. ХАД-уб "потом, затем", ХАДУСЕ-б "следующий, предстоящий, последующий".
Таким образом АЬРАЛ с куда как большим на то основанием может рассматриваться как "тыл, спина, опора, задняя часть", а вовсе не "передовая линия, фронт" как пологает лингвист Джидалаев.
Отсюда закономерно вытекает и следующее обстоятельство: ав. ХЬОН/ХЬВАН со всеми своими параллелями в чеченском и андо-цезских языках - "теневая сторона гор ", "лес" и т.п. могло в каких-то не дошедших до нас наречиях означать ВОЙСКО/АРМИЯ. Подобным обрывком и явл. хотано-сакское, авестийское, пехлеви ХИЙОНА/ ХИОН. Вероятно, имелось ввиду "армия" как производное от основы, обозначавшей ТЕНЕВУЮ СТОРОНУ, ТЫЛ.
? Санскр. SAINYA "солдат", SENA "Army", язык Авесты HAENA, др.- перс. HINA "враждебная армия".
Полумесяц на золотых диадемах эфталитских правителей тоже имеет больше связей с какими-то лунарными (а значит - условно "теневыми") традициями в религиозно-мифологических представлениях эфталитов. С культом луны был связан и галлюциногенный напиток Хаома ( др.-инд. "сома").
Американский лингвист Александр Вовин считает азиатских гуннов ( хунну) енисееязычным этносом. Кетские данные в таком случае могут быть достаточно уверено увязаны с нахско-дагъестанскими языками, кет. ХУН, ХУНЬ "склон горы, яра".
Тюркоязычие азиатских гуннов - не более чем алевитско-масонские сказки кемалистского режима в Турции, у которых вообще где ни копни - всюду "тюрки". Подобная идеология была удобна для распространителей евразийско-чекистской пропаганды в СССР.
Свидетельство о публикации №224092200688