Мирон Иванович Квасников
Своим детям И.В. Квасников постарался дать хорошее образование, удачно выдать замуж. Дочь Ксения, например, выучилась на учительницу и преподавала в женской гимназии в г. Темир-Хан-Шуре. Мирон закончил 7 классов реального училища и Харьковский Технологический институт, получив специальность «инженер-технолог» в 1893 году. Вера вышла замуж за офицера резервного батальона Адриана Тимофеевича Натарова, Ольга - за Хорунжия 3-го Кубанского Пластунского батальона Никиту Ильича Калаушина.
Сразу после окончания учебы Мирон женился в возрасте 24-ех лет на Марии Феодоровне Ксенофонтовой (дочь Колежсского советника Феодора Иоаннова и Надежды Васильевны Ксенофонтовых).
Выписка из метрической книги 81-го пехотного Апшеронского полка за 1893 год:
«22 Августа
Инженер-технолог Мирон Иоаннович Квасников, православного вероисповедания, первым браком. 24 года.
Дочь Колежсского советника Феодора Иоаннова Ксенофонтова девица Мария Феодорова Ксенофонтова, православного вероисповедания, первым браком. 21 год.
По жениху: Подполковник Темир-Хан-Шуринского резервного батальона Николай Николаевич Павоедов (Бавоедов?) и подпоручик 81-го пехотного Апшеронского полка Василий Иоаннов Иванов (Попов? Ионов?).
По невесте: Поручик Темир-Хан-Шуринского резервного батальона Князь Александр Иоаннов Тархан-Моуравов и Поручик 81-го пехотного Апшеронского полка Богдан Богданович Михайлов.
Священник Василий Глаголев».
24 июня 1895 г. родился сын Борис. Его крещение зафиксировал священник Чарджуйской Николаевской церкви Закаспийской области.
В 1897-ом году 13-го августа родилась дочь Елена. 15-го августа она прошла крещение в церкви Закаспийской военной железной дороги при станции Самарканд.
В 1898-ом году 18-го октября родилась дочь Лидия. Крещение было 8-го ноября в той же церкви.
Из Послужного списка на Мирона Ивановича Квасникова, полученного в 2022 году из ГАТО (Государственного Архива Томской Области) можно проследить прохождение службы и размер оклада:
«На Средне-Азиатской казенной железной дороги:
1893 1 августа определен на должность помощника машиниста депо Самарканда с окладом 480 руб. в год.
1894 6 марта - младшим машинистом там же с окладом 600 руб. в год.
1894 1 мая - начальником депо Аму-Дарья с окладом 1500 руб. в год.
6 декабря - начальником депо Фарааб с окладом 1800 в год.
1895 16 августа - начальником депо Самарканда II кл. с окладом 1800 руб. в год.
1896 1 марта - I кл. с окладом 2400 руб.
1899 1 сентября Ревизором Сл. Тяги с окладом 3000 р. в год.
1900 1 января Старшим ревизором с окладом 2700 р. квартирн. 514 руб. 29 коп. и лично присвоенных 235 р. 71 коп.
1900 1 ноября Старшим ревизором при Управлении (нач. пар. отд.) с содержанием 4000 руб. + кварт. 761 руб.
1904 1 августа Уволен по собственному желанию.
1 октября Поступил в контору по постройке Керосинопроводн. по Закавказск. ж. дор. на должность Помощника
1908 20 апреля производителя работ по постройке уч. на окладе 2000 руб. в год.
На Сибирской железной дороге
1906 1 мая Определен на должность Старшего Ревизора Сл. Тяги с содержанием 3300 руб. в год + кварт. 629 руб.
1917 1 января Оклад увеличен до 3900 + 743 кв.
1917 6 сентября Перемещается на должность ис. от II пол. начальника тяги с окладом 4800 руб. в год.
1919 1 ноября оклад 2550 р. в год».
В этом же документе есть графа об отпусках. М.И. Квасников провел их в следующие периоды:
«1893 с 14 августа на 28 дней без сохранения содержания. 28 дн.
1903 с 19 декабря уволен в отпуск установленным порядком с сохранением содержания внутри Империи и заграницу. Возвратился из отпуска 27-го мая 1904 г. 158 дн.
1909 Тоже 2-х месячным отпуском по домашним обстоятельствам с 8 мая по 21 июля с сохранением содержания 73 дн.
1910 Тоже 28-дневный отпуск по домашним обстоятельствам с сохранением содержания с 8 ноября по 16 декабря. 28 дн.».
Мирон пережил много потерь в своей жизни. В 1898 году он потерял мать - Иулиания Матвеевна скончалась 2 августа в возрасте 57 лет. Мария Феодоровна, как жена, уже не значится в документах М.И. Квасникова после 1904 года, в графе о семье пишется – «вдов». Из письма И.В. Квасникова племяннику от 10.03.1907 г.: «Ты спрашиваешь о Мироне; он не женился и, кажется, и не думает жениться». Далее в письме: «Мирон – он после реального училища – кончил курсы в Харьковском технологическом институте и получил звание инженера-технолога, теперь служит инженером на Сибирской железной дороге, должность его – начальник вагонного пара, был женат на дочери бывшего здешнего казначея, но она умерла, оставив ему троих детей: 2 дочки и 1 мальчик, которые теперь живут здесь у меня и учатся». Мирону Ивановичу в 1907-ом – 38 лет.
А в 1909 году не стало и отца - И.В.Квасников умер 26 июля, ему было 67 лет. Родители похоронены на старом Темир-Хан-Шуринском (ныне г. Буйнакск) православном кладбище. Если сопоставить эти печальные события с отпусками Мирона Ивановича, то мы не увидим наличие отпуска в дату смерти матери. Можем предположить, что жены не стало в период с 19.12. 1903 по 27.05.1904 гг., когда был взят отпуск на 158 дней. А в 1909 году Мирон брал отпуск на 73 дня «по домашним обстоятельствам», возможно, по причине плохого здоровья отца, но отпуск завершился за 5 дней до кончины Ивана Власовича, если не была сделана ошибка в окончании отпуска 21-го июля (может быть, число правильное 31-ое?).
Сын Борис в 1914 году закончил Темир-Хан-Шуринское реальное училище и поступил на механическое отделение Варшавского Политехнического Института. В анкете данного образовательного учреждения Борис, заполняя графы, дает следующие сведения:
«1) Должность, звание или положение отца. Старший Ревизор Сиб. жел. дор.
2) Размер годового его жалованья, пенсии или дохода. 3600 р.
3) Состав семьи студента (указать лиц, находящихся на попечении родителей студента). Один сын и дочь.
4) Братья и сестры студента. (Где они учатся, там ли где живут родители или в другом месте, на казенный счет или на средства отца. Относительно окончивших уже образование указать, чем они занимаются и помогают ли родителям). Сестра – в Темир-Хан-Шуринской женской гимназии. На средства отца.
5) Материальное обеспечение студента. (Сам ли себя содержит студент или получает на содержание какое-либо пособие от родителей и в каком размере). На средства отца. 50 руб.».
Институт после начала 1 Мировой войны переехал из г. Варшавы в г. Москву, затем в г. Самару. По призыву в армию Борис подал прошение о временном прекращении учебы и поступил в Авиационную школу г. Гатчина в 1916 г. 7 апреля 1917 года Борис Миронович Квасников погиб при исполнении служебного долга в возрасте 21 года. В этот же день был подписан приказ о присвоении ему звания прапорщика.
Смерть сына – пятая потеря в судьбе Мирона, годом ранее умерла в возрасте 39-ти лет родная сестра – Вера Ивановна Натарова.
М.И. Квасников отмечен за свою службу следующими наградами: «Высочайшим приказом по М.П.С. от 14 октября 1913 г. № 30 награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. Высочайше награжден орденом Св. Анны 3-й степени (Приказ по М.П.С. от 18.03.1916 г. за № 23, подарок (?) № III от 7.02.1916 г.)».
С 1908 года Мирон Иванович жил и работал в г. Томске. Адрес: ул. Офицерская (ныне Белинского), дом Серебрянского.
Из статьи Э.К. Майданюк «Железная дорога в судьбе Томска»: «3 августа 1896 года в Томск прибыл первый поезд. Транссибирская магистраль, построенная на рубеже XIX–XX веков, по значению своему сопоставима разве что с освоением космического пространства. Осуществив этот гигантский проект, Россия совершила могучий рывок в будущее и в очередной раз удивила весь мир. В стране, печально известной своим бездорожьем, появилась возможность комфортно, не выходя из вагона, совершить путешествие из Петербурга во Владивосток и обратно. И все благодаря железной дороге, которую вполне заслуженно стали именовать Великий Сибирский путь. Естественно, предусматривалось, что все крупные города от Урала до Тихого океана будут теперь связаны воедино, что поспособствует их процветанию. Должно быть так, но для Томска не получилось.
Еще на стадии проектирования дороги возникли сомнения о целесообразности отклонения ее на север, в сторону Томска, что значительно удлиняло путь. Но окончательное решение пришло после проведения изысканий и разведки будущей трассы в районе села Колывань, где предполагалось строительство моста через р. Обь (с выходом в сторону Томска). Выяснилось, что весенний разлив реки в этой части весьма велик, грунты ненадежны, значит, строительные работы обойдутся значительно дороже. Отвергли и северный вариант – у села Дубровина. Самым подходящим оказалось место южнее Колывани, у села Кривощекова, где и был построен мост и возник город Новониколаевск (ныне Новосибирск).
Вот так Томск оказался в стороне. Дорога нужна была Томску, без нее он очень скоро превратился бы в захудалый городок. И вот в самые высокие инстанции (на имя государя императора) пошло прошение от томичей о строительстве железнодорожной ветки, соединяющей Томск с Транссибом. Распоряжение о строительстве дороги было получено. В июне 1895 года оно началось, а через 13 месяцев, в августе 1896-го, завершилось. С 1898 года на томской ветке открылось регулярное движение поездов».
Мирон Иванович работал: на Сибирской железной дороге, на Обь-Енисейском участке в Службе тяги, старшим ревизором - инженером-техником. В 1916-1918 гг. он был уполномоченным Общества вспомоществования. Был избран на эту "должность" в результате избирательного выбора, что говорит о доверии и уважении к его личности. Также Мирон был избран членом (1-ым заместителем по Службе Тяги) Комитета по делам о вознаграждении пострадавших и заместителей членов сего Комитета на трехлетие 1916-1918 г.г. Приказ об этом:
«М. П. С.
ТОМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.
ПРИКАЗ
№ 303.
8-го декабря 1916 года.
(По Пенсионной Кассе.)
Объявляю по вверенной мне дороге, что согласно состоявшихся выборов членов Комитета по делам о вознаграждении пострадавших и заместителей членов сего Комитета на трехлетие 1916-1918 г. г. оказались избранными в состав Комитета следующие лица … (перечисление фамилий).
По III группе (Служба Тяги):
1-м заместителем Старший Ревизор Сл. Тяги инженер Мирон Иванович Квасников».
Публиковался «Вестник Томской железной дороги». В этой газете, которая выходила еженедельно в г. Томске при Управлении Томской железной дороги, публиковались приказы, распоряжения, телеграммы и др. материалы. Под некоторыми документами, опубликованными в Вестнике за 1919 г. (доступные номера из Научной библиотеки Томского государственного университета) стоит подпись Квасникова, который занимал должность помощника Начальника Службы Тяги и подписывался "Зав начальника Службы Тяги". Так, подписанные Квасниковым приказы можно встретить в №№ 5 (19 февраля), 6 (26 февраля), 7 (5 марта), 9 (19 марта), 10 (26 марта), 13 (16 апреля), 16 (7 мая) и 27 (26 июля) за 1919 г.
М.И. Квасников был свидетелем драматических событий города, в котором жил и работал: установление советской власти после свершившейся революции 1917 года, гражданская война, трудности с продовольствием, бандитизм.
В 1917 году Томск был отдалённым губернским центром. Однако он довольно быстро реагировал на столичные политические новшества: власть Временного правительства в Петрограде была установлена 27 февраля 1917 года, а в Томске власть перешла к Революционному комитету уже через несколько дней. После октябрьского переворота исполком Томского Совета рабочих и солдатских депутатов 6 декабря объявил об установлении советской власти.
Из статьи «История города Томска» Интернет-ресурса: «31 мая 1918 г. – с началом Гражданской войны в России, Томск перешел под контроль белых сил. Изначально он подчинился восставшим войскам чехословацкого корпуса и Комитету членов Учредительного собрания (КОМУЧА), затем с 18 ноября 1918 г. - правительству А.В. Колчака. В марте 1919 г. во время начала весеннего наступления русской армии (наступление армии А.В. Колчака на позиции Советской России) в Томске подпольная большевистская группа попыталась организовать вооруженное восстание, однако была раскрыта, а ее участники – расстреляны.
В ночь с 16 на 17 декабря 1919 года большевики-подпольщики подняли вооруженное восстание, которое закончилось победой над войсками Колчака и установлением советской власти в Томске.
22 декабря 1919 г. Красная Армия окончательно установила советскую власть в городе Томске».
Из газеты «Гудок», № 23 от 15.06.2007 г. в статье «Два мира – две войны»: «Как ни тяжелы оказались последствия гражданской войны, необходимо было побыстрей переводить народное хозяйство на рельсы мирной жизни. В полной мере это касалось Сибирской железной дороги».
Вместо прежнего Министерства путей сообщения царской России в декабре 1917 года был образован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС), он принял решение усилить руководство на местах. «С этой целью приказом от 1 мая 1920 года был учрежден Сибирский округ путей сообщения (СибОПС), в который вошел и новониколаевский участок Томской железной дороги, с местом пребывания в Омске. СибОПС руководил фактической деятельностью всех относящихся к нему дорог».
Государственный Архив Томской Области предоставил цифровые копии документов, которые помогли установить дату смерти М.И. Квасникова, а так же раскрыл неожиданную сенсацию: у Мирона Ивановича была гражданская жена и трое детей!
«Р.С.Ф.С.Р.
Н.К.П.С.
Томский
6-й Линейный Отдел Сибопса
Административная Часть
«4» марта 1922 года
№ 107
С И Б О П С
Административная часть /
Сообщаю, что помощник Начальника Службы Тяги К в а с н и к о в Мирон Иванович вследствие смерти с 24/XII – 1921 г. исключен из списков.
Начальник
6-го Линейного Отдела Коваль (подпись)
Комиссар
6-го Лин. Отдела
Нач. Админ. Части
(подпись неразборчиво)».
На пожелтевшем со временем листочке от руки написан текст:
«В Административную Службу
6-го Линейного Отдела
Жены умершего на службе помощ. нач. Тяги инженера Мирона Ивановича Квасникова
Заявление
Для подачи прошения в Сибопс о выдаче пособия на воспитание оставшихся сирот, прошу выдать мне послужной список и засвидетельственную копию с него покойного мужа моего, умершего на службе помощника начальника Тяги инженера Мирона Ивановича Квасникова.
5 Сентября 1922 г. Новокшенова
Препровождал настоящее заявление жены умершего пом. нач. сл. Тяги Квасникова М.И., - Новокшеновой о выдаче копии послужного списка о службе ее мужа, на предмет исходатайствования пособия на воспитание оставшихся детей, со своей стороны ходатайствую о выдаче просимой копии послужного списка.
(подпись)
5.09.22 г.
Коп. форм. списка инж. М.И. Квасникова
22.09.1922 получила Новокшенова».
Следующий текст напечатан на машинке:
«ОТЗЫВ граждан: 1) Профессора Иннокентия Николаевича Бутакова, проживающего в г. Томске в здании Технологического Института, по Садовой улице (Механич. корпус, кв. № 1) и 2) Эдуарда Густавовича Зейлер, проживающего в г. Томске по Буткеевской ул., в д. № 23.
Настоящим свидетельствуем, что отцом детей девицы гражданки Ксении Даниловны Новокшеновой:
1) Нины, родившейся 17/30 января 1910 г.
2) Сергея, родивш. 18 ноября / 1 декабря 1915 г. и
3) Тамары, родивш. 15/28 октября 1917 г.
являлся, ныне покойный, инженер Мирон Иванович КВАСНИКОВ.
Настоящий отзыв нами выдан матери указанных выше детей на предмет предъявления Народному Судье, что если потребуется может быть подтверждено вторым из нас (Зейлером) устным показанием судье посредством личной явки; первый из нас (Бутаков) в настоящее время болен и поэтому лично явиться в суд не может.
Профессор Томского Технологического Института, инженер-механик Бутаков.
Эдуард Густавович Зейлер.
Подписи профессора Инженера Иннокентия Николаевича Бутакова и Эдуарда Густавовича Зейлер удостоверяю:
За Начальника Административной Части 6-го Линейного Отдела Сибопса Сошин.
Верно: Делопр. (подпись)».
На Генеалогическом Форуме (Интернет) с 2020 г. сохранилось сообщение от Елены Р. Она искала корни по отцовской линии - Новокшеновых. «Бабушка - Новокшенова Тамара Мироновна 1917 г.р., её сестра Новокшенова Нина Мироновна, брат - Новокшенов Сергей Миронович».
Сомнений быть не могло. Речь идет о детях Мирона Ивановича Квасникова! В «Одноклассниках» (Интернет) поиск выдал результат: Елена Р. проживает в г. Томске. После оставленного сообщения, пришел ответ, и так нашлась правнучка М.И. Квасникова! Елена показала единственную фотографию с подписью на обратной стороне – «М. Квасников»!
Некоторые подробности о второй жене Мирона Ивановича и судьбы его детей:
Новокшенова Ксения Даниловна - работала проводником на железной дороге, прожила 70 или чуть больше лет.
Новокшенова Нина Мироновна - была первой пионеркой Томска. Детей она своих воспитывала одна, т.к. гражданского мужа в 1937 году расстреляли. В 1938-ом году Нина Мироновна была арестована по обвинению, как социально-опасный элемент. Получила приговор - под гласный надзор по месту жительства на 2 года. Дата реабилитации: 29 декабря 1992 г. По профессии – учительница, преподавала в школах. Проявляла активность в общественной жизни города. Умерла от инсульта.
Новокшенов Сергей Миронович (1915 – 2001 гг.). Проживал в г. Новосибирск, работал в органах КГБ.
Новокшенова Тамара Мироновна (1917 – 1982 гг.). Работала врачом. Ушла на фронт Великой Отечественной войны, как медицинский работник. Отец ее сына - фронтовик, лечившийся в госпитале.
Мирон Иванович Квасников при царской России родился, выучился, приобрел профессию, женился и овдовел, средствами от службы поднимал двух дочек и сына. Драматические последние 5 лет жизни! В революционный 1917-ый год сын Борис погиб. Вторая семья, но без венчания, без передачи своей фамилии детям. Гражданская война. Томск при советской власти, потом – при белых силах, затем опять при красных. Скорее всего, у М.И. Квасникова не выдержало сердце, умер на службе. Дети рано остались сиротами: старшей девочке было только 11 лет, младшим детям – 6 лет и 4 года. Так получилось, старшие трое детей росли без матери, младшие трое детей – без отца!
Свидетельство о публикации №224092200802