Сладкие озёра бывают?

Никиткины вопросы
……………………………
– Бабушка, давай посадим пустынное дерево.
– У которого листья длиной с трёхэтажный дом?
– Да. Под ним будет моя разведка.
– Ему у нас холодно.
– Мы его оденем. Ты же укрываешь огурцы акрилом.
– Бесполезно. Деревья пустыни у нас не растут.
– А откуда оно узнает, что здесь нет пустыни? Мы ему не скажем. А не понравится ему у нас, пусть потом берёзой станет.

– Каждое дерево, даже самое большое, вырастает из крошечного семечка. И эта кроха прекрасно знает, каким должно стать взрослое растение. Поэтому вельвичия, или как ты его называешь пустынное дерево, никогда не станет берёзой. Семечко хранит память и о том, какие условия должны быть для прорастания и для дальнейшей жизни.
– А откуда оно это знает?
– Хороший вопрос. Природа так придумала. Иначе бы на Земле была полная неразбериха. Представь: ты посадил арбуз, а у тебя выросли апельсины.

– Такое маленькое семечко помнит, каким должно стать большое дерево? – задумчиво произнёс Никита.
– Помнит и приказывает.
– А что у него внутри?
– Да ничего особенного. Там сидит зародыш, а в нём стебелёк, корешок и почечка, из которой появятся первые листочки.
– Зачем природа придумала растения?

– Очень давно на Земле не было кислорода. Без него не могут жить ни люди, ни животные. И вот стали появляться первые простейшие растения. У них не было ни корней, ни стебля, ни листьев. Но они умели  вырабатывать кислород под воздействием солнечных лучей. С этого началась жизнь на Земле. А сегодня человек вообще не может жить без растений. Они его кормят, одевают. Вот сахар, к примеру, мы где берём?
– В магазине.
– А туда он как попадает?
– Есть солёные озёра, а есть сладкие.

– Солёные озёра, действительно, есть. Их воду высушивают и получают соль. Сахар сам по себе в природе не водится. Его делают из сахарного тростника и сахарной свёклы. Все овощи, ягоды, фрукты – это тоже растения.
– В их семечках заложена память, что мы их съедим, поэтому они должны стать вкусными?
– Такая память им ни к чему. Это человек придумал их есть, чтобы выжить. Овощи, фрукты, ягоды, грибы – это всё растения. Нужно было догадаться, к примеру, что из зёрен – семечек пшеницы и ржи можно испечь хлеб. Современный человек не представляет, как можно жить без хлеба.

– Я представляю: без хлеба, но с булочками и блинами.
– Их тоже пекут из зёрнышек пшеницы. Первый овощ, который люди научились выращивать, был лук. Древние египтяне в основном питались луком с хлебом.
– Бедные они бедные! Значит, у них не было бабушкиных ватрушек!
– У них не было ни картошки, ни помидор, ни морковки и вовсе не из-за бедности. Не росли они в Европе, и о них здесь ничего не знали. Завезли картошку из Америки, в России стали выращивать по приказу царя.  Потом из-за моря к нам приехали помидоры. Их считали несъедобными и выращивали для красоты. Морковка появилась из Афганистана, там она считалась лекарством, и просто так её никто не ел.

– Пусть царь прикажет пустынному дереву у нас вырасти,
– Картошка прижилась в России потому, что ей условия наши подошли. Иначе никакой царь не поможет, да и нет у нас больше никакого царя.
– Маленькое зёрнышко, а сильнее самого царя! – восхищенно произнёс Никита. – Вот поэтому царя и не стало.
Вечером он протянул полную ладошку створок от гороха.
– Смотри, сколько я гороха съел. Это тоже семена?
– Конечно.
– А куда их память делась? Я её съел. И теперь знаю, как растёт горох.


Рецензии