Коммунисты и крестьяне. Глава 11

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*

…………………………………………………………………

А. Дивильковский

КОММУНИСТЫ И КРЕСТЬЯНЕ

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Речи и беседы пропагандиста

№ 21

Государственное издательство

1921

Страниц всего: 56

   
   47            


                11. Коммунистическая партия – за крестьян.
   

   Из предыдущей главы мы видим, что Коммунистическая партия все меры принимает для того, чтобы все её члены, коммунисты, исполняли волю всей партии, как один человек, и общая её воля ясно высказана в программе партии. Поэтому крестьяне, осознавшие, наконец, что Компартия есть одна единственная из партий, грудью стоящих за интересы всех трудящихся вообще и трудовых крестьян, в частности, должны подробней ознакомиться с этой программой.

   Программа коммунистов – есть план их революционной работы по строительству прекрасной, новой жизни на ближайшие годы, и план этот рисует нам необходимые меры, которые короче всего нас приведут к будущему товарищескому строю жизни. В числе этих мер есть, во-первых, общие для всех граждан советской республики, и пользу от них крестьяне получают наравне со всеми прочими трудящимися; во-вторых, меры чисто сельскохозяйственные, принимаемые особо в интересах крестьян. 
 
   Первые меры прежде всего – политического свойства, то есть, касающиеся собственно управления государством и прав его граждан.

   Это, во-первых, право выбора всеми трудовыми крестьянами (но не кулаками!) своих депутатов в Советы, вплоть до Всероссийского съезда Советов вместе с рабочими, красноармейскими и казачьими депутатами, а до выборов Центрального Исполнительного Комитета и всех властей советской республики. У себя же, дома, это даёт трудовому крестьянину право местного самоуправления (волостные и сельские Советы) гораздо шире и вернее прежнего, господско-хозяйского земства.

   Затем тот же пункт программы обеспечивает за трудящимися гражданами действительное пользование, а не только на словах (как это бывает у «демократической» буржуазии) свободой собраний, союзов, слова.

   Это великое благо Компартия может обеспечить им потому именно, что диктатура пролетариата, полная власть в руках трудящихся делает партию рабочих и крестьян


   48


полной хозяйкой в стране всех лучших домов, усадеб, залов, всех типографий, бумаги, транспорта, словом, всего вещественно-необходимого для организации союзов, собраний, газет.

   А будь у нас власть капитала и диктатура бар, то все сладкие слова их партий о таких свободах оставались бы скверной ложью, ибо хозяева и господа выгоняли бы наши союзы и собрания из усадеб и домов, разгоняли бы нас полицией, отнимали бы типографии, силой закрывали бы газеты, задерживали бы их рассылку, как это и делал царь и делают посейчас все решительно буржуазные, так называемые «демократические» государства за границей.

   Затем программа Компартии обеспечивает равноправие полов, то есть полную свободу для женщин распоряжаться своей судьбой и участвовать в политической жизни наравне с мужчиной. И тут партия не ограничивается, подобно буржуазным «демократам», одними словами.  Она хорошо знает, что женщина крепче всего закрепощена даже не столько плохими законами, сколько своим подневольным трудом в собственном семействе.

  Партия и стремится её освободить от тяжкой заботы о детях и домашнем хозяйстве яслями, школами, бесплатными столовыми, общественными прачечными, и это в деревне, как и в городах. Понятно, что тогда мужу не к чему будет и тиранить свою несчастную подругу, сейчас он делает это больше всего из горькой нужды.

   Затем программа гласит: «равноправие религий и национальностей».

   Необходимо раз и навсегда покончить и крестьянину с тем огромным зло, какое в буржуазных странах приносила и приносит до сих пор вражда религий и национальностей.

   Тёмная деревня особенно легко поддаётся на удочку провокаций, которые делают из религии и патриотизма хитрецы – буржуазные правительства.

   Ведь и всемирная война разгорелась из-за вопросов мнимого «патриотизма», то есть ненависти между немцами и французами, сербами и австрийцами, англичанами и немцами, немцами и русскими. Религия тоже служит буржуазии лишь средством ссорить между собою голодных рабочих и крестьян разных вероисповеданий, и тогда водить их за нос по-своему, как, например, царь умелой рукой натравливал русских рабочих и крестьян на еврейских.

   Вместо того программа указывает коммунистам всеми средствами


   49



привлекать, «втягивать» всех трудящихся без различения вероисповедания во все советские учреждения, ибо этим путём масса сама становится властью и прекращает раз и навсегда охоту даже выборных властей к злоупотреблениям всякого рода, к так называемому «бюрократизму», или господству чиновников.

   Крестьянам особенно надо помнить, что только усердное участие в Советах и может избавить их от этого зла.

   Чтобы не было угнетения одной национальности (народности) другою, программа признаёт полную свободу любой национальности, скажем, рабочих и крестьян – украинцев, грузин, татар, – управляться самим собой, даже отделиться, если пожелают, в особое государство.

    Конечно, программа, делая это знает наперёд, что всякий трудовой народ, чувствующий себя вполне свободным, присоединится добровольно к союзу других трудящихся, иначе сказать, войдёт в нашу российскую «федерацию» (союз народов). Затем крестьяне, наравне со всеми трудящимися, участвуют в Красной армии, имея право на все командные мета. И, чтобы право не оставалось лишь на бумаге, партия и Советская власть посылает десятками тысяч рабочих и крестьянских юношей учиться в военных школах, для которых подходящие учебные здания, продовольствие, учебные пособия – находятся в их руках.

   Суд обеспечивается программой компартии, как самый справедливый, потому что составляется, во-первых, из одного класса самих трудящихся, а не так, как у буржуазии, где рабочих судят кровопийцы-хозяева, крестьян – палачи-помещики; а, во-вторых, суд этот – выборный, а не назначенный, как было прежде.
   Чем лучше будут сами крестьяне выбирать из своей среды судей, тем, очевидно, и суд будет справедливей.

   Программа предусматривает для рабочих и крестьян образование полное и всеобщее, чтобы не только не было больше у нас этого позора: неграмотных бородачей, но, чтобы все трудовые дети могли пройти все науки, становиться, если на то имеют призвание, докторами, учителями, профессорами, инженерами, агрономами, писателями и художниками. Для этого у великой трудовой республики хватит и средств, и помещений, дайте лишь время справиться с разрухой. Неужто же оставаться при буржуазном порядке, когда наука, то есть лучшее знание всех вещей, было преимуществом только бо-


   50


гатых? В школах программа требует обязательного, бесплатного снабжения школьников одеждой, пищей, книгами и прочими учебными пособиями и материалами.

   Только при таком  м а т е р и а л ь н о м  (вещественном) обеспечении наука действительно пойдёт им на пользу. И какая огромная обуза снимается с трудовой семьи, какая свободная жизнь предоставляется родителям!

   Общие меры для всех трудовых граждан даются программой и в народно-хозяйственной области.

   Здесь предвидится, во-первых, общегосударственная сеть потребительских обществ, кооперативов, через которые трудовое население будет снабжаться от государства всеми товарами, вырабатываемыми на государственных фабриках и заводах (для товарообмена на деревенское сырьё и продовольствие). Затем, для облегчения всяких денежных расчётов, в республике устанавливает программа единый Народный Банк (на месте прежнего множества частных банков и касс), что позволит понемногу свести расчётное дело к безденежному товарообороту (по чекам, то есть, по записям), а потом и к полному уничтожению всяких денег вообще – тысячелетнего «золотого тельца», злого губителя мелко-крестьянского хозяйства.

   Батракам и прочим сельскохозяйственным рабочим программа обеспечивает такую же охрану их труда от тяжёлых условий рабочего дня и его оплаты, как и городскому рабочему, через выборную рабоче-крестьянскую инспекцию.

   Народное здравоохранение – есть предмет особой заботы в программе компартии. Здесь предусмотрены, прежде всего, меры предупреждения заболеваний, которые, как известно, распространяются через почву, воду и воздух.

   Программа и предполагает самые широкие научные меры для оздоровления почвы (например, дренажем, осушкой болот), воды (водопроводы с фильтрами) и воздуха (насаждением садов, впрочем, это важно, скорее, для городов). Предвидится и уже проводится в жизнь широкая борьба с заразными болезнями – тифом, холерой, оспой, дифтеритом и т. д.

   Здесь, кроме описанных выше оздоровительных мер, сильное средство – прививки, а также воспитание в народе любви и чистоте.

   Программа выступает и на борьбу с «социальными» (общественными) болезнями, как чахотка, сифилис и другие заразные половые болезни, от которых лучшее средство –


   51


улучшение жизни и питания, чистота и образованность, в общем, всё то, что зовут одним драгоценным словом – к у л ь т у р а.

   Это же помогает и от старинного нашего греха – пьянства.

   Затем, программа обещает всем больным бесплатное лечение и даровое лекарство, вещь, вполне доступная для рабочего государства, у которого на службе – все врачи, и которое само может производить или ввозить из-за границы все лекарства.

   Перейдём ко второй, чисто сельскохозяйственной части программы.

   Здесь она, конечно, прежде всего, обещает всяческую государственную помощь  д о б р о в о л ь н ы м  (повторяю ещё раз!) коммунам, земледельческим артелям. Хотя сейчас, при нашей бедности, нельзя ожидать тут многого, но, что возможно, должно быть сделано, ибо это явственно приближает нас к цели – к коммунизму.

   Но программа затем гласит:

   «Считаясь с тем, что мелкое крестьянское хозяйство ещё долго будет существовать Р.К.П.  стремится к проведению ряда мер, направленных к поднятию производительности крестьянского хозяйства».

   А затем такие меры перечисляются – это:

1) упорядочивание крестьянского землепользования (устранение чересполосицы, длинноземелья и т. п.),

2) снабжение крестьян улучшенными семенами и искусственными удобрениями,

3) улучшение пород крестьянского скота (устройство племенных заводов и случных пунктов),

4) распространение агрономических сельскохозяйственных знаний,

5) агрономическая помощь крестьянам,

6) ремонт в советских ремонтных мастерских крестьянского инвентаря (орудий, телег, машин),

7) устройство прокатных пунктов, опытных станций, показательных полей и т. п.,

8) мелиорация крестьянских земель, то есть, осушение болот, орошение засушливых мест, залесение песков и оврагов и проч.

   Программа не забывает также и «всемерной государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации, занятой переработкой продуктов сельского хозяйства», то есть, имеются в виду кооперативные общества и артели: маслодельные, сыроваренные, кожевенные, корзиночные, вообще деревообрабатывающие, верёвочные и проч.

   Именно советская казна


   52


намерена помогать им льготной доставкой сырья, орудий, машин и организацией дела сбыта.

   «Хорошо, – скажет всякий земледелец, прочитавши, – лишь бы это было на деле, а не только на бумаге».

    Но мы уже изо всей этой книжки убедились, что Коммунистическая партия отличается от всякой буржуазной или ложно-социалистической именно тем, что она на деле даёт то, что другие только обещают.

   Дала землю и волю от помещиков, дала мир, вырвав его силою Красной армии у злых драчунов-капиталистов, своих и заграничных.

   Теперь партия борется за подробное исполнение на деле всей своей прекрасной программы.

   И она исполнит её, было бы лишь в партии достаточно хороших коммунистов из числа рабочих и крестьян.



                А. Дивильковский**

                …………………………………………………………………………


Для цитирования:


КОММУНИСТЫ И КРЕСТЬЯНЕ, Речи и беседы пропагандиста, № 21, Государственное издательство, 1921, стр. 3-56

         
Примечания


      * Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.

   **Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.


Рецензии