Золотой век Юстиниана
Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.
Он родом был из небольшой деревушки.
Будущий великий император родился в обычной крестьянской семье в 482-м году на Балканском полуострове.
Он при рождении получил имя Флавий Пётр Савватий.
В подростковом возрасте отправился для проживания в столицу Византии к родному дяде. Дядя Юстин служил при дворе императора придворным, имеющим определённое влияние.
Невероятному взлёту Юстиниана способствовали родственные связи.
Благодаря положению своего родственника, Юстиниан получил достойное образование и освоил мастерство придворного.
Он изучал богословие, римское право.
В весьма зрелом возрасте Юстин занял императорский трон, а племянника он назначил своим помощником.
Юстиниан стал личным телохранителем императора. Влияние Юстиниана при дворе стало быстро расти. И в 521 году, в возрасте 39 лет, он получил звание консула.
Дяде нравился смышлёный молодой человек. Он не имел детей и усыновил племянника, тот получил новое имя – Юстиниан.
Юстиниан быстро становится правой рукой своего дяди, фактически вторым человеком в государстве.
В 527 году, за несколько месяцев до смерти, в апреле император Юстин назначает Юстиниана своим соправителем, вторым императором, что было не редкостью и в римской, и в византийской традиции.
И в августе, умерев, освобождает ему трон.
***
• В своей «Тайной истории» Прокопий Кесарийский описывает Юстиниана следующем образом:
«Был он не велик и не слишком мал, но среднего роста, не худой, но слегка полноватый; лицо у него было округлое и не лишённое красоты, ибо и после двухдневного поста на нём играл румянец».
Иоанн Малала дополняет, что Юстиниан был низкого роста, широкогрудый, с красивым носом, цвет лица имел светлый, волосы вьющиеся с заметной проплешиной, голова и усы начали рано седеть.
Император Юстиниан обладал превосходным здоровьем, невероятной выносливостью, феноменальной работоспособностью, высокой энергичностью, активностью, светлым умом.
Он был талантливейшим организатором.
Он спал мало, по ночам занимаясь государственными делами, за что получил от современников прозвище «бессонного государя».
Юстиниан был набожным человеком, проводил Великий пост в суровом воздержании и молитвах, не вкушал хлеба, а довольствовался растениями и водой.
Мировоззрение императора Юстиниана было пронизано идеалом единства и величия Бога, Церкви, императора и империи.
Он производил впечатление открытого и любезного человека.
С другой стороны, многие современники отмечали деспотичные и тиранические черты его характера.
Юстиниан был невероятно умён и хитёр.
Он был неприхотлив в еде и не предавался обжорству и пьянству.
Сам он был безразличен к роскоши, но прекрасно понимал значение внешнего «блеска» для престижа государства и не экономил на убранстве дворцов, а великолепие приёмов поражало как зарубежных послов, так и искушённых римлян.
При этом, когда в 557 году в результате сильного землетрясения оказались разрушены многие города, он тут же отменил пышные дворцовые обеды и раздачу подарков столичной знати, а сэкономленные средства были направлены пострадавшим.
При этом Юстиниан был невероятно, непомерно честолюбив и уделял большое внимание возвеличиванию как себя самого, так и титула императора ромеев.
Конечно, он понимал, что христианский император не мог поставить себя равным богу, поэтому он объявил себя «исапостол», то есть, «равным апостолам» - это был высший из доступных человеку титулов. Тем самым он поставил себя, как императора ромеев, выше народа, государства и даже церкви.
Он узаконил неприкосновенность монарха, как для людского, так и для церковного судов.
И если ранее придворные патриции, согласно римскому обычаю, приветствуя императора, целовали его в грудь, а остальные римляне опускались на одно колено, то теперь все обязаны были повергаться ниц перед ним - великим Юстинианом, восседающим на великолепном троне под золотым куполом.
Что касается характера Юстиниана, то в нём, на удивление, сочетались самые несочетаемые свойства человеческой натуры.
Он был грозный и решительный правитель, но иногда, в сложных ситуациях, где требовалась решительность и смелость, он мог проявлять трусость и слабоволие.
Он мог быть безгранично щедрым, а в другие моменты в нём проявлялись мелочная скаредность, алчность.
Великодушие сочеталось в нём с мстительностью и беспощадностью.
А неуёмная энергия и решительность с моментами отчаяния.
Современники также описывали его невероятное коварство и лживость, скрытность и двуличие, хитрость и жестокость, умение сдерживать гнев и проливать слёзы при необходимости.
В общем, личность была невероятно неординарная и противоречивая.
Византийский историк Прокопий утверждал, что он мог тихим и спокойным голосом отдавать приказы о жесточайших расправах.
• Прокопий Кесарийский:
«Итак, этот василевс исполнен хитрости, коварства, отличался неискренностью, обладал способностью скрывать свой гнев, был двуличен, опасен, являлся превосходным актёром, когда надо было скрыть свои мысли, и умел проливать слезы не от радости или горя, но искусственно вызывая их в нужное время по мере необходимости… Неверный друг, неумолимый враг, страстно жаждущий убийств и грабежа, склонный к распрям, большой любитель нововведений и переворотов, легко податливый на зло, никакими советами не склоняемый к добру, скорый на замысел и исполнение дурного, о хорошем же даже слушать почитающий за неприятное занятие…
Как же можно передать словами нрав Юстиниана? Этими и многими другими ещё большими недостатками он обладал в степени, не соответствующей человеческому естеству. Но представляется, что природа, собрав у остальных людей все дурное в них, поместила собранное в душе этого человека… И если кто-нибудь захотел бы, измерив всё, что выпало на долю римлян с самых ранних времён, соизмерить это с нынешними бедами, он обнаружил бы, что этим человеком было умерщвлено больше людей, чем за все предыдущее время».
• Итог правления Юстиниана пытался охарактеризовать император Юстин Второй:
«Мы нашли казну разорённой долгами и доведённой до крайней нищеты, и армию до такой степени расстроенной, что государство предоставлено беспрерывным нашествиям и набегам варваров».
Юстиниан легко верил любым доносам и отдавал приказы о наказаниях, так как очень опасался покушений и заговоров.
***
Весьма романтична история любви Юстиниана и Феодоры.
Она была дочерью циркового сторожа и не имела знатного происхождения.
Она имела яркую и сомнительную репутацию. А её молодость была бурной и скандальной – Феодора была танцовщицей и куртизанкой.
Но потом она раскаялась и была, как и супруг, причислена к лику святых.
Феодора была очень красива, умна, остроумна и талантлива.
Встреча Юстиниана и Феодоры произошла примерно в 522 году. Ему было 40 лет, ей около 25. Он настолько влюбился и так хотел жениться на ней, что уговорил императора Юстина принять новый закон «О браке». Он отменял закон императора Константина I, который запрещал мужчинам с рангом сенатора, каким и был в то время Юстиниан, жениться на блудницах.
В 523 году Юстиниан женился на ней вопреки общественному мнению.
Он её беззаветно любил и почитал.
Феодора была Юстиниану верной женой и достойной помощницей - его соправительницей до самой своей смерти в 548 году.
Но брак был бездетным.
Правда, у императора было несколько племянников.
И его наследником стал один из них – Юстин II.
***
Свой титул император Юстиниан принял в 527 году, находясь в 45-летнем возрасте.
Правление его было исключительно долгим, самым долгим в византийской, да и в римской истории - с 527-го по 565-й год - то есть 38 лет.
Юстиниан Великий скончался в достаточно глубокой старости, закончив дела правления в возрасте 83 года.
Основной целью для него была идея воссоздания объединённой Римской империи.
Его главное политическое правило - «Единое государство, единый закон, единая религия».
На основе этих утверждений строилось правление Юстиниана и его реформаторская деятельность.
Главные реформы Юстиниана:
• Правовая реформа.
Составлен был «Свод гражданского права» («Кодекс Юстиниана»), в который вошли законы императоров с объяснениями лучших юристов и законы самого Юстиниана.
В основу этого документа и всей византийской правовой системы легло римское право – наиболее развитая система правосудия в Древнем мире.
В «Своде гражданского права» Юстиниана впервые были представлены чёткие определения правовых норм и понятий, без которых трудно представить себе повседневную жизнь и сегодня, спустя полтора тысячелетия после его создания.
Самые сложные жизненные ситуации теперь стало возможно оценивать с позиций законности. Благодаря кодификации законов был сделан большой шаг к установлению в стране справедливого правосудия и уравниванию жителей империи в правах. Закон стал надёжнее защищать имущественные права людей.
• Развитие дипломатии.
Главный принцип дипломатии Юстиниана - «разделяй и властвуй».
Суть этого принципа состояла в том, что он заключал союзы с одними государствами для вражды с другими, а затем менял союзников.
Так же, он был уверен, что внося распри среди врагов, легче одержать победу над ними.
• Стремление к единству вероисповедания.
Для достижения внутригосударственной стабильности Юстиниан хотел установить единую христианскую религию на всей территории империи.
Он закрыл известную Афинскую академию, основанную Платоном - древнегреческим философом, как место собраний философов-язычников.
Для решения важных церковных вопросов был организован Вселенский собор – съезд высшего христианского духовенства.
Для того, чтобы укрепить поддержку церкви Юстиниан преподносил ей драгоценные подарки, жаловал земли, строил храмы и соборы.
Юстиниан Великий составил церковное песнопение «Единородный Сыне», которое с тех пор каждый день звучит за богослужением.
Император Юстиниан прославлен Константинопольской церковью как святой благоверный царь.
• Масштабное строительство.
Учитывая обширную территорию и продолжительные границы государства, император Юстиниан в большом количестве возводил крепостные сооружения для отражения врага.
К крепостям и гарнизонам прокладывались дорожные пути.
Пострадавшие от нападений города восстанавливались.
Строились водопроводы, ипподромы, театры.
Был возведён главный храм всего восточно-христианского мира – храм Святой Софии.
Итогом реформ правления Юстиниана стали очевидные успехи, но наряду с ними возникали и недовольства.
Жители были возмущены:
• высокими налогами,
• преследованиями за язычество,
• высокими ценами,
• притеснением властей.
***
В 532 году жители Константинополя подняли восстание «Ника!», что означает «Побеждай!».
Повстанцы сделали своим центром городской ипподром.
Они громили дома чиновников, поджигали правительственные здания, освобождали из тюрем заключённых и даже избрали для себя нового императора.
Константинополь погрузился в хаос. Начались многочисленные пожары, в результате которых погибло много людей, и пострадали памятники архитектуры.
Юстиниан I был в отчаянии и уже собирался бежать из столицы, но его супруга императрица Феодора сумела убедить его остаться и принять меры к наведению порядка.
Надо сказать, что император Юстиниан - человек незаурядной энергии - выполнил свой долг, сделал всё для примирения. Он сам явился в ипподром, сам провозгласил в столичном ипподроме определённые уступки, в том числе замену двух высших министров.
Но это только распалило восставших, и они провозгласили нового императора Ипатия.
Власть в столице на короткое время была заменена безвластием. И Юстиниану пришлось применить воинскую силу. Император приказал своим войскам напасть на бунтовщиков, которые собрались на ипподроме.
Войска полководца Велизария совершили грандиозное кровопролитие.
В ходе страшной резни погибли более 30 тысяч человек.
Восстание было подавлено.
Захватнические войны и вторжения внешних врагов.
Для достижения своей цели по восстановлению единой Римской империи, Юстиниан вёл многочисленные войны во многих направлениях:
• Завоевание африканского королевства вандалов и захват Карфагена.
В 533 году император отправил флот в более чем 500 кораблей, чтобы покорить королевство вандалов в Северной Африке.
Столица вандалов — город Карфаген — была захвачена.
Вандальский король попал в плен, королевство навсегда прекратило своё существование.
Командовал византийскими войсками талантливый полководец Велизарий.
Несмотря на быструю победу, полностью подчинить эти территории удалось лишь спустя 15 лет из-за постоянных восстаний местного населения.
• Победа над королевством остготов в Италии.
После присоединения Северной Африки Юстиниан I начал войну против остготов.
Первой была завоевана Сицилия.
Затем - южные территории.
И позднее, благодаря сильному флоту к 540 году византийцам удалось отвоевать у остготов весь Апеннинский полуостров, включая Рим.
Однако уже в 541 году король остготов Тотила собрал большой флот и одержал ряд побед над византийцами.
Кровопролитная война за итальянские земли продолжалась с переменным успехом ещё более 10 лет.
Только в 552 году в сражении на склонах Везувия византийцы одержали решительную победу над остготами.
• Захват Испании.
В 550-е гг. Юстиниану I ценой больших потерь удалось отвоевать юго-восточную часть Пиренейского полуострова у Вестготского королевства.
• Многочисленные войны с Ираном у восточных границ.
Войска Ирана (восточного соседа Византии) в 540-е — 560-е гг. трижды вторгались на территорию Сирии и Месопотамии.
Правители Ирана также стремились захватить византийские земли на кавказском побережье Чёрного моря.
Византийский император сумел заключить мир с иранцами в 562 году на условиях сохранения территориальной целостности империи за ежегодный откуп золотом.
Византия не могла бесконечно выплачивать Ирану большие суммы денег, что привело к очередной войне.
Она длилась почти 20 лет и принесла большое разорение восточным провинциям империи.
В результате Византия уступила часть земель и вынуждена была выплачивать дань.
• В 559 году тюркское племя булгар перешло Дунай, опустошило балканские провинции Византии и подступило к Константинополю.
Столица была спасена благодаря полководческому таланту Велизария, который во главе византийского войска нанёс булгарам сокрушительное поражение.
• Затем последовало вторжение племени аваров.
Для поддержания мира Византия вынуждена была платить аварам большую дань.
• Во 2-й половине VI века особенно тяжёлыми были войны Византии против славянских племён.
В отличие от других варваров славяне после вторжения на балканские земли Византии не уходили на запад, а оставались там жить.
Императорам приходилось официально разрешать славянам селиться на византийских землях.
Затем славяне возобновляли грабительские набеги на земли империи, и византийцам приходилось вновь собирать войска, чтобы дать отпор.
Непрерывные войны истощали государственную казну, но не защищали окраины империи от разорительных набегов.
***
Таким образом, несмотря на, казалось бы, непреодолимые препятствия, несмотря на поражения, мятежи, набеги варваров, разорение государства и обнищание народа, несмотря на мириады жертв, Римская империя всё-таки возродилась. Заплаченная за это цена была огромна, и уже современники Юстиниана ясно сознавали, что она неоправданно велика.
Наследникам Юстиниан оставил империю внешне почти возвратившую своё былое величие – его держава пролегла от Кавказа до Гибралтара, из Восточной Римской империи она снова сделалась империей всего Средиземноморья.
Однако, это внешнее достижение было непрочным – истощённое население и ресурсы; необходимость для правителя сочетать тонкую дипломатию, уступчивость и решительность; племенная, социальная и вероисповедная разобщённость обусловили быстрое схлопывание империи уже при Юстине II. В этом смысле достижение Юстиниана было лебединой песней Римской империи.
Советские историки и западные жизнеописатели чаще всего ценнейшим наследием Юстиниана называют его «Свод гражданского права» – вместе с собранными после его кончины 154 указами-«новеллами» изданные им законы стали основным правовым сводом в христианском мире на много сот лет.
Лишь за одно это достижение Данте в «Божественной комедии» посчитал Юстиниана достойным рая.
Юстиниан вошёл в историю как царь-строитель. Он покрыл сетью обновлённых и вновь построенных городов и укреплённых пунктов как европейскую, так азиатскую и африканскую части империи. Список городов и крепостей, так или иначе затронутых строительством Юстиниана Великого, огромен. Современников и потомков поражали не только размах военных сооружений, но и великолепные монастыри, храмы и дворцы, а также многочисленные благотворительные институты, оставшиеся от времён Юстиниана везде.
Наиболее значимо наследие Юстиниана для Церкви.
При нём в империи окончательно восторжествовало Христианство.
Главные церковные праздники были законодательно утверждены повсеместно. Споры о природах Христа, в которых император часто выступал ведущим богословом, привели к более точному выражению православного учения.
Свидетельство о публикации №224092200865