2005 год - год построения вертикали власти
О политических итогах 2005 года беседуем с директором Института законодательства и нормативно-правовых разработок, председателем правления Фонда развития политического центризма, д.ф-м.н., профессором Степаном Сулакшиным
- Степан Степанович, как бы Вы охарактеризовали основные политические итоги 2005 года?
- Наиважнейшим политическим итогом уходящего года я бы назвал укрепление политического режима, возглавляемого Путиным. Это обстоятельство позволяет нам с большей уверенностью смотреть в будущее, делать прогнозы развития политического процесса в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Очень важно, на мой взгляд, что определилась, наконец, мотивационная структура деятельности правящей группировки и институтов формируемых ею. Определилась приоритетность политических задач.
Выполнена политическая задача номер один - значительно укреплена властвующая группировка, до 100-процентов увеличены ее шансы на успех в любых выборах: президентских, парламентских или региональных.
Сформированы новые политические институты, основанные не только на дореволюционной политической традиции и традиции советского периода, но и учитывающие опыт отношений крупнейшего бизнеса с властью, накопленный в России за последние 15 лет.
Деятельность нынешней политической группировки стала достаточно прозрачной. Она подлежит анализу, дает возможность строить прогнозы. Прогноз такой: продолжение нынешнего курса, дальнейшая стабилизация политической обстановки в стране, рост экономического развития, по крайней мере, ближайшие 7-10 лет.
Это, безусловно, хорошо, поскольку предсказуемая обстановка всегда значительно лучше, чем любая неопределенность. В то же время, это не очень хорошо, потому что реализованы далеко не все управленческие государственные ресурсы, довольно медленно растет экономика и, главное, нет четкой правительственной программы, целью которой должна стать ситуация, складывающаяся в последнее время в демографии. Таков мой взгляд на главный итог года.
- Степан Степанович, а на каком основании Вы сделали выводы о стабилизации? Какие факты позволяют Вам сделать такой прогноз? Вы имеете в виду возведение в 2005 году властной вертикали или что-то другое?
- Я говорю о результатах деятельности политического режима в истекший период в политологическом смысле. На основании каких фактов можно выстроить мой вывод? На мой взгляд, выстраивается системный ряд, берущий начало с реформирования высших органов государственной власти, затем Совета Федерации и так далее. Идет смена принципов назначения. Конечно, мы говорим об итогах 2005 года, а упомянутые выше события начались несколько раньше, фактически все эти процессы были продолжены в 2005 году.
Изменилась конфигурация Государственной Думы, была создана специфическая политическая организация «Единая Россия», называемая партией, которая, по сути, не вполне партия. Сегодня «ЕР» является, скорее, инструментом государственной политики высшего уровня.
К политическим итогам года можно отнести и многие крупномасштабные экономические решения, например, касающиеся налогообложения крупного капитала, собственности, когда собственность и есть этот крупный капитал. Своеобразным политическим итогом можно назвать и показательный процесс над главой ЮКОСа. Слово показательный я подчеркиваю.
2005 год стал годом изменения принципов формирования исполнительных и законодательных органов власти в регионах, так называемая вертикаль власти. Добавим к этому, естественно, изменение режима, нормативной базы и практической деятельности общественных институтов, средств массовой информации. В последнее время предприняты попытки регламентировать деятельность некоммерческих организаций. Таков ряд, который позволяет мне сделать свои выводы.
- Как бы Вы определили политический итог, если говорить о постсоветском пространстве? Что изменилось во взаимоотношениях стран СНГ?
- Период прострации, несколько затянувшийся после распада Советского Союза, завершен, СНГ исчезает на глазах. Отношения России и стран СНГ прогматизируются, и в соответствии с этим политика России начала существенно меняться: приоритетными становятся национальные интересы России, взамен прежней, патерналистской политики, вытекающей из советских доктрин. Это тоже хорошо. Вместе с тем, начинающийся новый период прогнозирует конфликты, степень которых будет доходить до пограничной.
- То есть Вы говорите, что возможны реальные конфликты между бывшими союзниками. Вы имеете в виду какие-то конкретные направления?
- Возможные зоны возникновения пограничных конфликтов, как и пакеты угроз, различны, поскольку формируются из разных факторов. Приведу только два вектора и их особенности.
Запад - это буферная зона, в которой умело возбуждаются антироссийские настроения. Эти зоны хорошо финансируются, проводят идеологическую обработку. К таким зонам можно отнести Украина, Молдову, Польшу и, как ни покажется странным, Белоруссию. Кроме западного вектора существует вектор южный, среднеазиатский, где идет активное выстраивание мощных параллельных геостратегических инфраструктур, транспортных коридоров.
Утрированно говоря, после создания этих структур, можно будет закрыть «Транссиб», потеряв при этом значительные доходы и возможности влияния. К сожалению, это подталкивает Россию на альянсы с предельно несимпатичными режимами среднеазиатского региона, что приводит к выталкиванию России на периферию межгосударственных альянсов.
- Можете ли Вы оценить политические итоги деятельности России на международной арене?
- Эти итоги также неоднозначны. На мой взгляд, баланс позитива и негатива для России ближе к позитиву, и это, прежде всего, результат новой, энергичной политики российского руководства, новому положению России в мире. В уходящем году были предприняты смелые диверсифицированные ходы с использованием естественного российского инструментария, топливно-энергетического потенциала, Газпрома.
Результат - втягивание в сферу российских интересов крупных европейских держав. Процесс идет от газа к политическому интересу, с реальным усилением позиции влияния. Умелое использование наших естественных преимуществ позволяет конвертировать их в политический потенциал. Это новое слово в российской политике, новые результаты и, на мой взгляд, достаточно эффективные.
С другой стороны, все те угрозы, которые имели место быть при существовании Советского Союза, в том числе, военное противостояние с Соединенными Штатами Америки, продолжаются, и в этом смысле за прошедший 2005 год эти угрозы существенно не уменьшились. Они лишь становятся более тонкими, изощренными.
У России пока должного ответа на эти угрозы нет. Меня лично радует сегодня то, что все эти вопросы стоят в повестке дня, и есть надежда, что наша высшая политическая команда найдет свои ответы. Поэтому позитива, на мой взгляд, сегодня больше.
Беседовала Жанна Лабутина 7 января 2006.
Опубликовано на сайте «Кремль.орг»
Свидетельство о публикации №224092200098