Дар исцеляться

Давным давно, в годы когда у меня происходило вхождение в специальность, мне нравилось читать Ирвина Ялома, особенно его книгу "Дар психотерапии".

Она запомнилась мне тем, что была полезна, как методичка по работе с клиентами. Книга давала мне некоторые ориентиры.

Позже, оказавшись в кресле клиента, и, погружаясь в собственную личную терапию, я вспоминал Ялома, и ворчал, что же это классик не написал второй том под названием: "Дар психотерапевтироваться"?

Не секрет, что способность  к излечению, или способность к личностному росту у всех людей разная. У кого-то изменения наступают быстрее, а у кого-то медленнее, у одних людей  изменения становятся более глубокими и долгосрочными, а у других людей - нет.

Так что это за способность? Из каких кирпичиков она состоит?
Это дар (врождённая способность), как, например, абсолютный слух в музыке? Или это тренируемое качество личности, где самое главное - обучение и отработка навыков?

Размышляя, над этими вопросами, я прихожу к выводу, что - да, это врождённый дар - как способности к математике,  к живописи, или к какому-нибудь специфическому виду деятельности. У одних дар выражен больше, а у других меньше. И результаты, соответственно, разные.

Но, так же верно и другое: большинству людей, вероятно, доступен некий средний уровень достижения изменений, так как это наша общечеловеческая способность - раниться и заживляться, развиваться и расти. В этом проявляется сила жизни.

Так из чего же всё таки  состоит дар терапевтироваться и от чего он зависит?

Прежде всего, надо вспомнить, что человек по современным научным представлениям это био- психо-социальное существо. Совокупность трёх стихий, природ. И, возможно, дар исцеления также можно проследить на всех трёх уровнях.

В виду того, что я не учёный и не врач, моей целью не является написать фундаментальный труд. Я  обычный психолог-практик, в моих силах наметить лишь некоторые штрихи, которые подсказывает мне опыт и размышление над ним.

I. Итак, биологическая природа человека представлена, прежде всего, инстинктами. Влияет ли инстинкт самосохранения  на способность к исцелению? Да.

Чем сильнее инстинкт, тем легче вылечить депрессию, например. И наоборот.

Сильная воля к жизни  может проявляться в упорстве с которым человек годами ходит на длительную терапию, годами ищет подходящих терапевтов, подходящие группы, подходящие лекарства.

Если, например, клиент страдает от переутомления и хронической усталости, и, если психотерапевт рекомендует ему снижать нагрузку, то сильный инстинкт самосохранения будет проявляться в том, что человек найдёт способ меньше напрягаться.

Он будет подбирать для себя способы расслабления: массаж, бассейн, спорт, йога, прогулки в парке, ретриты тишины и прочее.

Опора на любовь к жизни поможет человеку отказаться от вредных привычек, поможет избавиться от рискованного и самоповреждающего поведения, поможет поменять одну зависимость на другую, менее деструктивную и т.д.

Влечение к жизни также поможет человеку легче придерживаться анти-расписания (расписания, в котором приоритеты отданы отдыху и расслаблению).

II. Социальная природа человека влияет на способность устанавливать здоровые эмоциональные связи (привязанности). Чем более развита эта сторона личности человека, тем выше вероятность того, что индивиду удастся создать продуктивные психотерапевтические отношения. И, соответственно, тем выше вероятность исцеления.

Что затрудняет излечение? Отсутствие базового доверия к миру, и к людям. В психотерапии надо уметь брать лечебное воздействие (слова психолога, интерпретацию или комментарий, например). А как взять, если не веришь? Брать получается нечем.

Особые трудности проявления социальной  природы у людей с расстройствами личности. Они часто совсем не умеют доверять. Их способ построения отношений основан преимущественно на имитации, ритуалах, конкуренции, фантазировании (верят не реальному человеку, а образу, который вообразили). Этот способ успешен при построении карьеры, но не отношений.

Построить продуктивные психотерапевтические отношения им крайне трудно. Нет основного канала - доверия. И негде разместить и усвоить полученное от психолога, так как психика фрагментирована (расщеплена).

III. Психологическая природа человека также имеет механизмы, влияющие на дар исцеляться.

Начну с того, что люди различаются по способности открываться другому человеку, рассказывать о чём-то болезненном в своём жизненном опыте. Кому-то это даётся легче, кому-то труднее. И дело тут не столько в смелости и мужестве, хотя и эти качества необходимы, сколько в доверии людям, себе, миру в целом.

Приведу пример. Если личность человека складывалась в чрезвычайно агрессивной среде, например, в семье или в школе, где его сильно критиковали, обесценивали, отвергали и мало поддерживали, то и уровень закрытости может быть очень высоким. Это первый барьер, который необходимо преодолеть - открыться.

Кроме того, в детстве ребёнок осваивает такой специфический вид деятельности как построение своего внутреннего мира. У него рождаются мысли, чувства, желания, фантазии и прочее. Формируется взгляд на мир, выстраивается мнение по тем или иным вопросам. Рождается субъективность человека.

Здесь важна реакция окружающих ребёнка людей на процесс его развития. Представим, что ребёнок нарисовал каракули и принёс их показать родителям. Если отцу или матери это интересно и они восторгаются, то малыш чувствует, что его произведение ценно, и тогда у него будет появляться и укрепляться чувство самоценности. Способность к творчеству и к открытости будут укрепляться.

Теперь представим, что родители или учителя, по тем или иным причинам, не поддерживают в ребёнке становление его уникального внутреннего мира.

Допустим, что взрослые на любое проявление самовыражения говорят: нет. Ребёнок говорит: у меня такие-то мысли, желания, мечты. А ему говорят: забудь о них, будешь делать то, что мы скажем. Мы лучше знаем, что для тебя лучше, и каким ты должен быть.

Предположим существует  такой родовой сценарий выживания. Родители из поколения в поколение считают, что жизненный опыт предков важнее, чем опыт отдельного индивида. И поэтому, родители стараются занять большую часть души ребёнка опытом прадедов, иногда в ущерб развития уникальности малыша.

Представлю такаю метафору. Лужайка и на ней растёт трава. Траву регулярно подстригает газонокосилка. Только успел немного вырасти, проявить индивидуальность, как - бац! Проехались и подстригли тебя под какой-то шаблон. Газон стал ровным, а каждая отдельная травинка в нём лишилась субъективности.

Если ребёнку долго "бить по рукам", когда он растёт  и самовыражается, то, в конце концов, можно отбить у него всякое желание к продуцированию своих мыслей, чувств, фантазий и т.д.

Рост субъективности замедляется или прекращается, уникальный внутренний мир не выстраивается, в психике образуются гигантские пустыри, заставленные - чужими мнениями, желаниями, мечтами, опытом. И не факт, что чужой опыт пригодится, так мир очень изменчив. То, что работало в одних условиях, может не пригодится в других обстоятельствах существования личности, или рода.

За счёт чего возможность строительства (развития, роста) себя сохраняется? Сила психики. Не всякую траву можно подстричь. Есть ростки, которые пробьются даже через асфальт. Родители, их любовь, не только ограничивают ребёнка шаблонами своего опыта, но они также дают некий общий импульс и потенциал витальности, жизнестойкости.

Всё это я рассказывал к тому, что приходя к психологу, и занимаясь терапией, клиент возвращается в те точки личности в которых в детстве рост остановился (или исказился), и, при поддержке специалиста, он возобновляет поиск себя, строительство своего внутреннего мира, укрепление себя, исправляет искажения.

В дальнейшем, происходит узнавание и принятие своей субъективности.

Таким образом, важнейшими качествами для дара излечиваться и расти является чувство самоценности, вера в то, что продуктам моих деятельности и творчества будут рады, что меня поддержат.

Обобщая вышеизложенное, скажу, что дар исцеления это комплекс базовых био-психо-социальных способностей и инстинктов человека.
В него входит:
• биологический инстинкт самосохранения (в том числе, борьба за своё физическое и психическое здоровье);
• самоактуализация (стремление стать всем тем, что возможно);
• креативность - как небиологический инстинкт  человека, как способность генерировать что-нибудь уникальное, например, создать (родить) СЕБЯ;
• социальный инстинкт создания здоровых эмоциональных связей с людьми (привязанностей, в том числе продуктивных психо-терапевтических отношений);

• способность чувствовать свою самоценность;
• дар верить и искать своё неповторимое Я;
• возможность чувствовать глубокое удовлетворение (дзен) в процессе построения себя;
• способность надеяться на принятие себя, своей уникальности людьми и миром в целом.

Так что можно сказать, подводя итоги? Получается так что ли: чем больше у человека психических болезней, и чем они глубже, тем труднее вылечиться? И да, и нет. Есть ещё такие факторы как: сила духа, как воля к жизни, как творческое приспособление к реальности.

Итог этого уравнения бывает удивительным. Люди совершают настоящие подвиги, борясь за жизнь и за здоровье, опираясь на ресурсы личности.

И ещё один вывод: я бы сказал, что у человека, вероятно , есть Исцеляющий интеллект. Он не равен дару лечить других людей, к сожалению. Я вижу, что одни люди, погружаясь в личную терапию, чувствуют себя как рыба в воде, а другие, наоборот, чувствуют себя рыбой, выброшенной на берег.

При том, что и у первых и у вторых процесс проходит далеко не просто.


Рецензии