Российский шансон часть 1, 2-я
=============
Я не представляю себе, как бы выдержал эти почти 3 года "за бугром" без российского шансона - без "Радио Шансон" , без "Ютуб-шансона", без песен наших шансонье на "Фейсе"... Если классику я слушаю по франко-монреальскому радио, не переставая удивляться тому, как это люди Канады, в частности, и планеты Земля , слушая и восторгаясь одними и теми же творениями музыкальных гениев , могут "преформировать" их по жизни в такое вселенское дерьмо , как распри, убийства, терроризм, войны информационные и реально-кровавые... Что их вдохновляет ? Жажда денег и власти ? Религия? Вера ? Какая ? Во что ? ... Загадка ! Музыка , как ничто, - интернациональна. Ну, и в итоге ? В итоге - почти постоянный визг , лай и брызгание слюной досточтимых "канадиесов" в сторону России, о которой они и представления-то не имеют, ну, разве что судят по Хребту Ломоносова в Северном Ледовитом, который по их мнению берёт начало именно от канадских берегов :))...
-
Так вот, среди этого люда , страшно размешанного за последние 5-6 лет неграми, арабами, индусами, филиппинцами, итальянцами, молдаванами, румынами, болгарами, украинцами, кубинцами, венесуэльцами, евреями, уцелевшими индейцами и т.д., среди /а точнее - внутри / этого "расового котла" г. Монреаля, единственно свежей струёй для души и сердца является Великий Российский Шансон ! Уезжая-улетая из России по семейным обстоятельствам, я раздарил, очень частично распродал, просто раздал или выбросил практически всё столь дорогое мне и трудами праведными нажитое "барахло"... Как жаль-то было... Но в загранку не увезёшь ничего, это только олигархам да всякому жулью удаётся. Взял "одёжку" на 3-4 сезона года, пару десятков книг и справочников, несколько авторских вещей из деревянной пластики, 4-5 картин со старого Арбата (без рамок), около 20 собственных "пастелей" небольшого формата ( остальные - в библиотеках и у друзей) - вот, пожалуй, и всё. НО ! Я взял с собой около 100 альбомов с Российским Шансоном ! Причём не "фабричного" производства, а записанных, в основном , самим с тщательным отбором репертуаров и бардов-исполнителей , записанных с разных концертов, выступлений, презентаций , с разных "носителей" у родных, друзей и знакомых.
-
Практически вся моя "фонотека" - на старых узкоплёночных кассетах , хотя многие челы сейчас сожалеют о брошенных "виниловых" записях, и многие артисты вновь переходят на них. Качество звука, говорят, всё-таки другое... С "прибористикой" для воспроизведения дело посложнее. Древние плееры и магнитолы, несмотря на свою былую надёжность, всё-таки изнашиваются, рассыпая движущийся пластик до крошки, и выходят из строя. Ремонтные мастерские их не принимают. Остаются только "профессионалы-любители" высокого класса, но их ещё надо найти. Короче, из моих "работяг" повседневных имеются в наличии 2 отличных портативных плеера, но только на воспроизведение, один - записывающий и один кассетно-дисковый . То, что удалось записать за 15 лет , я думаю - уникально. Это не какой-то там однодневный "шмурдяк" и , естественно, не какая-то "драная попса". Хотя в последние годы многие, если не все, "попсярники" пробуют себя в Шансоне и не всегда , впрочем, безуспешно. Примеры приводить не стоит.
-
Я не буду рассматривать записи легендарных шансонье 30--50-х годов прошлого века. Они вечны и у всех, так сказать, "на слуху". Тем не менее, кое-какие всё - таки проскальзывали и фиксировались в моей постоянной (и днём, и ночью) охоте. Четвёртой охоте, как я её называю, - после первых трёх - ружейной, рыболовной и сбора грибов (по Солоухину). Какие песни ! Какие люди ! Какие судьбы ! Какие встречи ! На радио, наяву и теперь - в Интернете... О каждом исполнителе и его творчестве можно много рассказывать , но мне представляется, что интереснее узнать об индивидуальном восприятии отдельных произведений , о том , как мы проецируем их на события своей жизни , с чем и с кем сопоставляем, как это влияет на наше настроение, на восприятие окружающего нас этого СТРАННОГО мира , на наши решения и поступки , ну и т.д.
-
Дело в том, что в песнях этих людей , сочетающихся с изумительным исполнительским мастерством, сосредоточены и ярко отражены практически все событийные стороны нашей жизни, весь спектр душевных переживаний , сомнений и мук, вечный поиск истин и главной истины - кто мы, откуда и зачем пришли в этот мир, почему и куда уходим...
О песнях Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, И. Талькова писать не буду. Это , как говорится, особстатья... Меня интересуют песни тех, кто шёл за ними. Как быстро летит время ! Как быстро ! Все это ощущают почти физически и даже ( казалось бы - почему ?) совсем молодые люди. А всё начиналось лично для меня осенью 1990 -го, когда после "иностранного легиона" я возвратился в г. Свердловск , который вскоре стал г. Екатеринбургом, а точнее, как отметил писатель Алексей Иванов в своей недавней книге, в г. Ёбург. Превратился "на сломе истории"...
-
А осенью 1990-го я вышел на привокзальную площадь и в киоске на противоположном углу от гостиницы "Свердловск" увидел аудиокассету с песнями Сергея Наговицына. Названия песен привлекали. Купил. И после работы врубил свой новенький "Panasonic"...
-----------------------------------------------
г.Монреаль. 27 Октябрь 2014 г.
=======
РОССИЙСКИЙ Шансон /часть 2-я/
---
... И услышал не по радио, а по кассетной записи песни Сергея Наговицына... До "Радио Шансон " ещё было далеко . Хочу заметить, что те или иные песни ассоциируются у меня с конкретными людьми, встреченными по жизни . Не знаю почему это происходило и происходит. Это что-то похожее на дополнение к портрету и личности человека. Просто удивительно! Так вот , песня Сергея "Первомай" прочно закреплена в моём тогдашнем восприятии и в нынешних воспоминаниях с моим тестем - С.В. Шангиным. Как тут не вспомнить праздничные колонны рабочих Уральмаша и Эльмаша г. Свердловска, шагавшие через весь город к Площади 1905 года ! Тесть всю жизнь работал газоэлектросварщиком по цветным металлам на заводе "Уралэлектроаппарат". Это и о них тоже - " Тёплый день весны в красные полотнища одет родной завод , партии сыны , комсомола дочери , шумит хмельной народ ; и на пиджаках , в суете одетых , взвились красные банты, тачки все в флажках , в ленточках портреты - в общем разные понты ; впереди легко, напевая, шли герои мира и труда ; время утекло - вот оно как вышло, господа ; шарик улетел , помахал шнурком и растворился в облаках ; мальчик заревел , отыграл оркестр в кабаках ; не гудит толпа , и теперь вот катит поутру пустой трамвай ; жалко , что пропал Всенародный праздник Первомай !..." А , ведь, действительно жалко !
-
Ну, а далее его знаменитые песни - "Девочка - проказница", "Вечер для звёзд", "Море Чёрное", "Разбросаю фантики", "Санаторий", "Трофим" , "Железнодорожники" и , конечно же , - "Осень" - ..." тема старая, накликает на меня беду, под багряным золотом растаял я , сидя на скамеечке в саду...". Хрипловатый , но сильный голос , отличное музыкальное сопровождение, сама манера "подачи" привлекали, и песни легко запоминались и остались с нами на всю жизнь. А вот Сергея с нами нет, погиб как-то странно : зашёл на минуту в какой-то ресторан, жена осталась подождать на улице. Вдруг выбежали друзья и сказали в смятении - "Сергей умер !" Как умер, отчего ?... Так толком никто и не понял... А после смерти его были опубликованы, после этого - первого, что я приобрёл на свердловском вокзале, и другие альбомы, которые при жизни почему-то не выходили.
-
Это была , пожалуй, первая потеря среди исполнителей нового поколения 90-х годов. А сколько их мы потеряли потом... Но это было потом , а пока звучали в записях ранние песни Александра Новикова , Михаила Круга , Вики Цыгановой и совсем не ранние - Любы Успенской , Михаила Шуфутинского , Славы Медяника , Вилли Токарева и других, неожиданно вернувшихся в Россию со сцен ресторанов на улице Брайтон Бич , что в Нью Йорке. В России аудитория была совсем не "одесская", из эмигрантов евреев и других национальностей. Аудитория была широкой , как сама Россия, доброжелательной , вначале недоверчивой , а со временем, с годами, принимающей и этих , и некоторых других исполнителей из русско-"шансонского" зарубежья с неослабевающим интересом , всё так же тепло и даже восторженно.
-
С другой стороны , "за бугор" эмигранты привозили кассеты наших россиян-"аборигенов" и знали их репертуар не хуже российской публики. Ну, а со временем и наши барды стали посещать разные страны и континенты. Кстати, сравнительно недавно посетил в Канаде город Монреаль Эдуард Асмолов. Об этом радостном для наших эмигрантов событии я , кстати, публиковал статью на сайте "Вольный Журналист". Можно было бы и ещё добавить... Замечу, что приезжающим артистам , как недавно заметил в интервью eTVnet города Торонто и "всемирный блогер" Станислав Садальский , приходится очень нелегко без адаптации к смене часовых поясов. Непросто и с музыкальным сопровождением, которое в "полном формате" не повезёшь через Атлантику. Тем не менее, несмотря на некоторый "исполнительский спад" , забугорная публика с великим интересом слушает мастеров этого жанра и задаёт в довольно непринуждённой и дружеской обстановке много вопросов о творчестве и самого артиста, и его коллег " по цеху". Так о ком же ещё стоит особо упомянуть ? Разве что об уральском барде А. Новикове , освобождённом из тюрьмы на долгожданную им волю ? Он и весьма красочную песню исполнил на эту тему...
----------
г. Монреаль. 31 Октябрь 2014 г.
Свидетельство о публикации №224092300100