Деревня. Лето. Самогон

Лет эдак в  двенадцать стали отправлять родители в деревню на помощь колхозникам. А вот тут всё по порядку.
Задолго до июня брат предупредил: «Экономь деньги. Нужно купить бутылку водки и десяток пачек дешевых сигарет без фильтра – пойдем к конюхам наниматься на работу».
Конюх нам не платил. С него питание три раза в день. Большой плюс то, что заработаешь в обеденный перерыв.
Встаешь еще до восхода солнца. Быстро завтрак: яичница из 4-х яиц с салом, кусок пирога с молоком и «гуляй до вечера».
Так и «гуляли»...   
Сразу после завтрака на конюшню. Приводим лошадей и запрягаем в телегу. Когда запрягли, зовут в хату на второй завтрак. Почти всегда яичница, иногда вареники и еще кой чего…
Распорядок простой. Едешь на хоздвор и получаешь разнарядку на день. Возить силос, сено, молоко телятам. А в это время конюх занимается своими делами по хозяйству.
В обеденный перерыв грузишь в телегу борону и едешь окучивать картошку на чей-то огород. С каждого огорода 3 рубля в карман. За двадцать дней набегает 60 рубликов в месяц. Очень не плохо для шестиклассника.
Вечером отводим лошадей на конюшню, оставляем силос и овес в кормушке. Ведро с чистой водой тут же рядом с нехитрой приспособой - что бы ведро нельзя было опрокинуть.
Ужин в доме конюха и как всегда отказ от рюмки самогона. Вроде все однообразно. Исключение фильм в колхозном клубе по воскресеньям. Вечером глаза слипаются и телевизор воспринимается как что-то из другого мира.
Бальзам для души – ночное. В ночь с субботы на воскресенье гоним лошадей на луг с сочной травой рядом с озером.  Мужики берут с собой дрова, нехитрый закусон и самогон. Печеная картошка в костре, сало (куда ж без него), что-то из овощей. Там-то в ночном, у костра я впервые попробовал самогон. Сивушная вонючая мутная мерзость. Слегка вставило по мозгам, но выручила обильная закусь. От второй рюмки отказался.
В августе тетка начала готовиться к свадьбе. Выдавала старшую дочь замуж. Два дня будут гудеть у тетки, в доме невесты. Два дня после в доме жениха в соседней деревне. После еще день – два поправляться снова у тетки. Заказаны бочки пива заранее. Запланированы тазики салатов, кастрюли голубцов. Кабанчик почти весь уйдет на колбасы и супчик на утро. Но самое главное – самогон.
Тетка наверно была единственной в деревне кто перегоняла брагу дважды. Самогон не портится, его можно гнать заранее. Кадки и кастрюли с проросшей забродившей пшеницей были повсюду. Вся деревня гнала, но гнали по ночам. А тетке некогда, она гнала днем. И вот идет участковый днем и видит дым из трубы в августе. Ага, попалась! Он в дверь, а дверь изнутри заперта. Он в окно: «Открывай, знаю, что гонишь. Сейчас протокол составлю и на штраф попадешь».
Тетка нехотя открыла. На печке бурлят два аппарата. Капелька по капельке наполняются бутли, бутылки, банки. Дальше диалог почти без купюр.
- Тааак! Протокол составляем?
- Иди к такой-то матери.
- Ты как с представителем власти разговариваешь?
- Слышь представитель, давай так – наливаю тебе в три стакана. В два магазинную, в третий свою. Если определишь где моя, а где государственная – даю тебе десяток бутылок. А не определишь – забирай бутылку и иди к едрени фени.
Участковый согласился. А куда деваться, на свадьбу все равно пригласят.
Тетка приносит три стакана, каждый наполнен до половины. Нарезала огурца соленого.
Дегустация затянулась на пол часа. Участковый сдался. Забрал бутылку и убрался восвояси.
Спрашиваю у тетки: «Как?»
Ответ меня ошеломил: «Я ему во все стаканы магазинную водку налила».
Давно я так не смеялся.
А на самой свадьбе я распробовал пиво из дубовой бочки. Вот было пиво, не то что теперь. Эх!


Рецензии