Монументальный лиризм Михаила Статного

Мир изменчив. Смена эпох меняет мировоззрение людей. У каждого поколения - свои ценности, смыслы и ориентиры.
Между поколением 21 века – эпохи высокой глобализации, цифровых технологий, принципиально новой социальной, экологической, гендерной политики -  и людьми старшего поколения, пережившими Вторую мировую войну, другие трагические события истории – большая разница.

Но есть и то, что остаётся связующей нитью. Это корни рода, уходящие в глубину веков, память о культуре и традициях. Большую роль в сохранении древнего культурного кода играют люди, создающие духовные ценности: музыканты, литераторы, театральные деятели и кинематографисты, мастера кисти. Из их числа - Михаил Статный.

Художник родился в Молдавии, 9 ноября 1942 года, в селе Белавинцы Бричанского района. Он вырос в крестьянской семье. От отца унаследовал решимость и твёрдость характера, от матери - поэтичное восприятие мира, – и от обоих родителей -  умение стойко переносить житейские трудности, которых пришлись немало на лихолетье послевоенного времени. А ещё -  любовь и привычку к каждодневному крестьянскому труду.
 
Трудиться приходилось много. С раннего детства. В поле, на домашнем подворье.
Но найдя свободную минуту, Михаил рисовал. На клочке бумаги, огрызком карандаша. Любовь к рисованию, образное восприятие мира определили выбор профессии.
 В 1968 году Михаил с успехом закончил Художественное училище имени И. Репина. (ныне – училище имени А.  Плэмэдялэ).  В 1975 году он стал выпускником  Академии Художеств в Ленинграде, где изучал историю искусств, посещал классы рисунка и живописи.

Народные традиции – чистый родник, который питает творчество Михаила Статного на протяжении всей жизни.

Это тканье ковров из окрашенной домашней пряжи, с аутентичным орнаментом. За ковроткачеством он часто заставал мать. Следил за ловкими, отлаженными движениями её рук, выписывающих узор на станке: гирлянды из цветов, гроздья винограда, стилизованные изображения птиц и животных.
Старинные традиции с годами уходят. Это неизбежно. Появляются новые. Они вписываются в актуальность своего времени, отражают его ритм.   
Но то, что формирует мировоззрение художника – остаётся.
Это эмоциональная память.

В его детских впечатлениях сохранились картины традиционных народных обрядов и празднеств на севере Молдовы.

Художник вспоминает о праздновании «Маланки»- которое было популярно в 80-е годы.

«Маланка» - древний, ещё дохристианский праздник Нового года по старому календарю. Его сопровождали народные гулянья: ряженые в ярких костюмах, шутки, веселье, танцы и колядки.

В стройной композиции и цветовой палитре художник передаёт сам дух празднества, идущий из древних патриархальных глубин.
Ведь зрелищное народное представление – это не перформанс, разыгранный по написанному сценарию. Оно – живое, непосредственное, отражающее вековую ментальность народа, его отношение к миру, веру в добро и неприятие зла.

В арсенале Статного –  и станковые работы, и монументальная живопись.
В 1982 году Михаил Статный получает заказ изготовить фреску для интерьера зала Дворца культуры города Страшены.
 В то время фрески на стенах жилых домов и общественных зданий, рельефы, горельефы, металлические панно ещё называли не «стрит-арт», а монументально-декоративным искусством.  Владел им не каждый художник. Сложные по технологии и воплощению, интересные, отражающие своё время – они требовали руки профессионала с хорошей школой.

К таким профессионалам относится Михаил Статный. В настенной росписи, разместившейся на 180 кв. м., - в полной мере раскрылось его мастерство как художника-монументалиста.

 «Труд. Отдых. Свадьбы» - лиро-эпический рассказ из жизни села.
Композиция объёмна и пространственна: на заднем плане – мягкие холмы, убранные поля. Осень.  Виноградные листья, тронутые осенними красками, свисают как занавес, открывающий театральное действие со свадебным пиршеством, юношами и девушками, танцующими хору, маленьким деревенским оркестром. Селяне в праздничных одеждах, а фигуры жениха и невесты -  на фоне старинного молдавского ковра.

Художник добивается общей художественной цельности изображения   с помощью умелой пластической организации материала, цветовых сочетаний, выдержанных в стиле античных фресок, выразительности ритма, неоднозначности живописной формы.

Михаилу Статному подвластны все жанры: портрет, пейзаж, тематическая картина.
В 60-е годы  он создаёт серию портретов селян, своих современников. «Дед Васил», «Бабушка Анна из села Боян».

Люди земли. С натруженными руками, обветренными лицами. Знающие цену труду. Вырастая, дети хранят в памяти их лица, как и запах свежевыпеченного хлеба, домашнего очага, давние традиции родительского дома.

В иной стилистике выполнен портрет Нины Шибаевой.
Портрет молодой художницы – элегантный, но без манерности.  Палитра построена на градациях жемчужно-серых тонов.  Руки, лицо «проступают» из-под тонких, лёгких, прозрачных слоёв краски, а по контрасту с ними -  букеты цветов, служащие и фоном, и звучным цветовым аккордом – написаны плотными, мозаичными, «стихийными» мазками.

Интересна пейзажная живопись художника.
В его ранних осенних пейзажах 60-х годов: «Осень в Белявинцах», «Во дворе художественного училища», «В имении бывшего владельца Якубовского» - всё то, что специалисты называют постимпрессионизмом. И с полным правом: здесь властвует цвет, его контрастные сочетания, «живые» тени, плотные, пульсирующие энергичные мазки. Нет ни сюжетной линии, ни деталей, ни прямого подражания природе, ни попытки запечатлеть её миг. Есть особое притяжение, эмоциональное воздействие на зрителя.
Иная живописная пластика появляется в более поздний период. Художник создаёт целую галерею работ, где пейзаж органично вписывается в жанровую композицию.
 В картине «Гармония» неприхотливая бытовая сцена приобретает символический характер.
Молодой художник, приехавший с этюдником в родное село. Пастух, играющий на свирели, козы, забравшиеся на скалистые валуны, фрагмент привычного ландшафта – всё предстаёт как эпизод из памяти художника, как    встреча настоящего и уходящего.

Тёплым светом погожего осеннего дня, тишиной и покоем размеренной сельской жизни пронизано полотно «Осень в деревне».
Картина «Осень моей матери» - представляет жанровую сцену в саду с яблонями и айвовыми деревьями, с которых собраны плоды, фигурой немолодой женщины, поглощённой осенними заботами, связками кукурузных снопов и лежащими на земле созревшими тыквами. Осень здесь персонифицируется, вызывая ассоциации с осенью человеческой жизни.

Обращаясь к духовным традициям народа, художник ненавязчиво и гармонично, через символику и условность соединяет мир земной, повседневный и мир Горний – то есть небесную обитель, возвышенную, нравственно-чистую, куда отправляются праведники, закончив путь земной и где обитают добрые ангелы. Невидимые, с бесплотными крыльями, они появляются среди обычных людей, вселяя надежду и давая поддержку.
А присущие женской сути человеческой природы такие ангельские качества, как мир и спокойствие, потребность оберегать и заботиться и главное из всех качеств -  безусловная любовь -  то, что человек получает от матерей с раннего детства -  отразились в серии «Материнство». Сюда вошли такие работы, как «Приданое матери» (1987), «Мать живет медленно» (1988), «Материнские заботы» (1988).

Творческое становление Михаила Статного, поиски индивидуального стиля пришлись на 70-е годы.

Это было время, когда в формировании молдавского искусства наметились две основные тенденции: одни художники оставались в поле ангажированного искусства социалистического реализма, - другие вставали на путь смелых экспериментов. Среди них – Михай Греку, который экспериментировал с новыми техниками, колоритом, текстурой.
 
Новые выразительные возможности в создании художественных образов представляло творчество Ады Зевиной, Валентины Руссу-Чобану, Игоря Виеру.  и др.
Не избежав влияния ярких современников, Михаил Статный не отказывается   от преемственности и традиций. Это касается не только темы его полотен, но и пластического языка.

Не отрицая, но переосмыслив и оценив творческое наследие минувшего, он достигает баланса межу новаторством и тем, что было создано ранее.
Михаил Статный никогда не тяготел к беспредметному, абстрактному искусству. Его искусство фигуративно.

Но мир на полотнах Статного – не зеркальная копия реальности – он наполнен метафорой, философской глубиной, прозрачной символикой.
 В своем творчестве художник сочетает многое: декоративизм и натурное видение; сложные пространственные решения и плоскостные композиции.
Отличительная черта его произведений – «монументальный лиризм».
Эту характеристику в равной степени можно применить и к его монументальным работам, и к станковой живописи.
 А неподдельная искренность, взволнованная интонация выражают и глубоко личную причастность, и индивидуальную позицию художника в искусстве.


 Фото из архива художника


Рецензии