Выгорание русской души
ВЫГОРАНИЕ РУССКОЙ ДУШИ
Блудный твой сын, твой мальчишка упрямый
Ходит по свету в обмотках дорог.
Ходят по свету слова твои, мама:
«Не остуди свое сердце, сынок!»
Владимир ЛАЗАРЕВ
Если в конце XX века каждый двадцатый человек на Земле страдал от депрессии, то бичом современного общества социальные психологи все чаще называют синдром эмоционального выгорания (СЭВ), результате которого в индивиде проявляются личностные изменения в сфере общения с людьми, вплоть до развития глубоких когнитивных искажений.
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, в советской психологической науке прижилось не сразу. Считалось, что основой счастливой полнокровной жизни советского народа является любой созидательный труд, который не выжигает душу, а наоборот наполняет жизнь смыслом.
Для того, чтобы тяжелый труд не был для трудового люда крайне изнурительным и не вызывал к себе стойкого отвращения, в СССР при крупных заводах и фабриках существовали лечебно-профилактические учреждения — «ночные санатории», оздоровительные профилактории, где работники восстанавливали свою работоспособность и набирались сил для новых трудовых подвигов. Если верить советским историкам и социологам, то в СССР эмоционального выгорания как такового при работе с людьми в больших коллективах (в армии, в промышленном секторе и образовательной системе) вообще не существовало, ибо учебно-воспитательный процесс в семье и в социуме всегда носил только творческий характер.
В странах Большого Запада эмоциональное выгорание (burnout) — понимается, как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с профессией типа «человек — человек», с глубокими постоянными эмоциональными переживаниями, именно они подвержены постоянному взаимодействию и общению с людьми разного возраста, воспитания и темперамента. Выгорание (СЭВ) также понимается как профессиональный кризис, связанный не только со сложными межличностными отношениями, но и с работой в целом.
Психологическое выгорание можно пережить, преодолеть, изменив вид деятельности и образ жизни, сохраняя по возможности безгрозие и беззлобность своего сердца, как основы необходимой для взаимной любви и душевного богатства. (Борис Бим-Бад). Если эмоциональное выгорание индивидов в какой-то мере можно замедлить и даже погасить мерами социальной защиты и средствами лечебно-оздоровительного характера, психологической (врачебной) помощи, то массовое выгорание души — процесс почти необратимый. Выгорания души (или «остужения сердца»), есть результат бесконечного преодоления трудностей и страданий, напряжённого тяжелого труда и непосильных тягот. Оно характерно для людей законопослушных, подневольных, исполнительных, честных, совестливых и трудолюбивых, не раз обманутых и обделённых залуженными благами и в основном проявляется в потере интереса ко всему, и жизни в целом.
Выгорание души сродни замедленному акту пассивного самосожжения, когда жизнь в человеке проявляется как смертельная усталость и как токсичная нелюбовь ко всему сущему и к самому себе, и тем самым определяет путь в никуда, к полному исчезновению и вечному покою. В молодёжной среде всё начинается с общественной апатии, с попустительства по отношению к злу, с пофигизма — наплевательское отношение, равнодушие к кому-либо, чему-либо.
Накопленная негативная, отрицательная психическая энергия имеет свойство передаваться по наследству от «поколения энтузиастов» к поколению «потерянных и обречённых»: от поколения 'бумеров' (1946-1964) к поколению Y (1981-1996) и поколению Z (центениалов), от поколения центениалов (1997-2012) к поколению Альфа, т.н. "обречённых" (2013-2023).
Массовое выгорание людей порождает в социуме стойкий нигилизм и социальный паралич. Необходимо, по крайней мере, 100 лет спокойной жизни и гармоничного развития российского социума, чтобы остановить коллективное выгорание (или остужение) русских душ. Выгорание души (остужение) — это боль души, подсердечная тоска и безысходность.
Специалисты по социальной психологии и психопатологи считают, что так называемое «выгорание души» начинается с затяжной депрессии (хронического безразличия индивида ко всему окружающему его), а завершается нарушением норм т.н. «шизофренического круга», в виде расщепления — дисгармонии нервно-психических процессов. Отсюда прямой путь к тихому умопомешательству или к острой форме сумасшествия, к самоубийственному алкоголизму, наркомании и суициду.
Такие русские религиозные философы, богословы, историки и экономисты как Сергей Булгаков, Иван Ильин, Лев Карсавин, Сергей Троицкий считали, что выгорание души русского человека — результат утраты им всех духовных ориентиров, веры в благодать, в силу духовной очевидности, неразрывно связанной с Легендой о совершенном Человеке.
При этом русские философы и мыслители, рассуждая о выгорании человеческой души, всегда ставили чёткую грань между душевнобольными и клиническими сумасшедшими. К числу душевнобольных они причисляли, в основном, людей творческого склада (музыкантов, поэтов, художников), мистиков и мечтателей, фантазёров и прожектеров, блаженных и прочих «не от мира сего» странных чудаков. Сумасшедшими же считались лица, страдавшими непомерной гордыней, властолюбием и манией величия, стремившихся к абсолютной власти и мировому господству. (см. Анатолий Апостолов. Чудаки и чудики страны чудес. — Проза. ру). Такого же взгляда придерживался и Лев Толстой, который считал, что миром управляют одни сумасшедшие, психически больные люди.
Об этом не должны забывать те наши политики, которые сегодня озабочены сохранением и размножением русского народа, возрождением его прежней духовности и созидательной энергии, почти утраченной им в XX веке в результате кромешной и кровавой битвы двух цивилизаций — западноевропейской и русской. Выгорание (тление, остужение) русской души происходило постепенно и неуклонно — от одной социальной катастрофы к другой по мере накопления у людей (аккумулирования) психофизической усталости. В русской советской психологии это угнетённое психофизическое состояние человека называлось синдромом накопленной моральной усталости.
Выгорание русской души шло по ходу двух революций, двух гражданских войн, из которых самой жестокой и бесчеловечной была война Крестьянская. По сути, выгорание русской души — это результат 70-летнего геноцида русского народа со стороны большевиков-ленинцев, который сегодня можно с полным правом назвать русской катастрофой (Холокостом). О синдроме накопленной моральной усталости людей и социально-общественном параличе нации ("выгорании души") впервые в СССР, в конце 80-х годов прошлого века открыто заявил слепоглухой ученый, доктор психологических наук Александр Васильевич Суворов. По его мнению, жертвами накопленной моральной усталости, социального паралича и нигилизма ("пофигизма) " в нашей стране оказались русские люди послевоенного поколения и эпохи реального коммунизма — дети Войны и Беды, внуки и правнуки престарелых социальных затейников и утопистов, «прорабов» всемирного и светлого коммунистического завтра. О выгорании русской (крестьянской) души в годы «великих переломов», во время беспощадных битв за хлеб большевиков-интернационалистов с русскими крестьянами-хлеборобами, весьма убедительно поведал нам академик Игорь Шафаревич в своей книге «Русский народ в битве цивилизаций» (М.: 2003). По его мнению, борьба большевиков за русский хлеб в итоге стала геноцидом традиционного русского крестьянства, всего крестьянского мира. После принудительной коллективизации и обобществления всей частной собственности, кроме самого личного, жизнь на земле для психофизически здоровых людей, вскормленных тяжёлым непрестанным трудом и чистым воздухом, перестала быть радостной. Уже тогда у русского крестьянства была выбита из под ног «кровь и почва», убита воля к самозащите вместе с потерей ЧУВСТВА НАЦИИ (с.287). Не надо забывать, уточняет Игорь Шафаревич, что бесчеловечная война, объявленная Сталиным русскому крестьянству в пользу милитаризации страны, проходила в период между двумя войнами — гражданской и второй мировой, между двумя искусственными голодоморами с многочисленными фактами людоедства.
Русский крестьянин, став колхозником, превращался в коллективного раба, в бесправную и бессловесную трудовую единицу на своей/чужой земле, в рабочую скотинку, обреченную на вечное смирение и послушание. Радоваться жизни можно было только коллективно по красным праздникам и только по разрешению начальства. Стало опасно даже думать по-своему (возмущаться) и тем более выражать свои думы и возмущение вслух из опасения быть высланным на Крайний Север за антисоветскую агитацию.
О массовом выгорании крестьянских русских душ ярче всех и убедительнее всех свидетельствует сам участник тех горестных событий, глава многодетной крестьянской семьи, крестьянин Вельского района Архангельской области Иван Глотов, автор чудом сохранившегося до наших дней дневника «На разломе жизни». Дневник Ивана Глотова был издан в 1997 году по инициативе Председателя Археографической комиссии РАН и Союза краеведов России, академика Российской академии образования С.О. Шмидта и представляет собой бесценный источник по истории уничтожения русского крестьянства. В одной из последних записей Иван Глотов жалуется на то, что у него окончательно выгорела душа и убита воля к жизни и он как бы от всех односельчан делает вывод, что в результате коллективизации и битв за хлеб в русских людях-землепашцах прервалось главное — чувство радости от жизни вместе с прежним гордым ощущением своего "Я".
Отмечая ценность этого дневника как документального источника, академик Российской академии образования С. О. Шмидт пишет, что в дневнике «Явственно прослеживается разрушение в послереволюционные годы традиционных устоев крестьянской жизни — производственных и культурно-религиозных; конкретизируются общие представления о насильственном характере коллективизации, о негативных последствиях в экономическом и в социокультурном планах событий зловещего для судеб и нашего крестьянства, и всей нашей культуры времени «великого перелома».
Не будем забывать, что таких «великих переломов» славянской, русской души на жизни трёх поколений было несколько во время военных, аграрных и промышленных реформ. Выгорание русской души продолжалось во время правления Никиты Хрущева, Михаила Горбачева в эпоху его перестройки («катастройки»), при царе Борисе (Ельцине) во время Смуты 90-х и разгула криминально-сексуальной революции в нулевые годы. Эмоциональное выгорание душ советских людей привело в итоге к распаду СССР и обнулению достижений и немыслимых усилий трёх поколений советских людей.
Выгорание души начинается с накопления обид на жестокий и неблагодарный мир, на жестокое и несправедливое и лживое общество, а завершается подведением горестных итогов своей основной деятельности во благо своих близких и всего общества, главным вопросом бытия: «НЕУЖЕЛИ ВСЁ НАПРАСНО?» (Виктор Астафьев)
Выгорание русской души — одна из основных причин нынешнего вымирания русских людей. Сегодня тема выгорания душ требует особого внимательного и глубокого изучения со стороны как социальных психологов и психотерапевтов, так и специалистов демографии и педагогической антропологии. Без этого напрасным кажется мечтать о возрождении великой Российской империи, о спасении русского народа и русской цивилизации от гибели. (см. Анатолий Апостолов. Как спасти империю. — Проза. ру)
Судя по всему, что сегодня происходит в мире накануне третьей мировой войны все, без исключения, нынешние четыре поколения русских людей (поколения X, Y, Z и последнее поколение Альфа) обречены на массовое вырождение, вымирание и окончательное исчезновение.
Им ничуть не горестно, и не страшно, что их жизнь внезапно оборвётся, что все они исчезнут без следа в безмолвной тьме по дороге в никуда. Их девиз: не за что больше умирать и не за что больше убивать друг друга, своего и чужого. Они пессимисты, пофигисты, «грамотные потребители», не мыслящие свою жизнь без смартфона и самого новейшего гаджета, циники и фаталисты, им неизвестна и непонятна радость Познания. Они бредут по той кремнистой дороге, которую определила им злая воля и железная логика вождей всемогущественного Финансового интернационала. И как всегда, как уже не раз было в нашей отечественной истории, в самую страшную минуту жизни, человека с выгоревшей душой на миг спасает утешительная иллюзия, присущая почти всем русским людям, что особо тревожиться не надо, что скоро всё будет хорошо, что всё в этом к лучшему… А вслед за этим следует уже другой, несколько иной вывод, какой сделал герой одного из стихотворений давно известного нам русского поэта Льва Котюкова:
Как горестно исчезнуть навсегда!
Но слышу вдруг: «Отринь свои тревоги!
Закончилась дорога в никуда?
И хорошо… Похуже есть дороги…»
19.09. 2024. Воспоминание чуда Архистратига Михаила бывшего в Хонех.
Свидетельство о публикации №224092301073
Валентин Суховский 15.11.2024 12:17 Заявить о нарушении