Гамарджоба
На тенистой веранде небольшого грузинского ресторана, сомкнув два столика «под одну скатёрку», праздновала встречу компания весьма немолодых людей. Только что завершилось открытие выставки известного московского художника Валерия Маврина. Проводив гостей в банкетный зал и едва пригубив веселья чашу, виновник торжества шепнул шестерым своим товарищам: «Мужики, валим!» И семь дружков-живописцев, попросту говоря, сбежали от корреспондентов, прочей надоедливой публики и присели в ближайшей ресторации, чтобы накоротке без величаний и позёрств поразглядывать прожитую жизнь, пообниматься за рюмкой водки да повытаивать друг у друга новости последних лет.
– Как в «Белорусском вокзале»! – хмыкнул в усы Пётр Александрович (в студенчестве Петька-чертополох, попросту – колючка), читая меню.
– Э-э, куда хватил! Годами схожи, а дел за нами – пшик и розовая тележка, – отозвался Александр Петрович (однокурсник Петра шалопай Сашок) и как бы в подтверждение своих слов перевернул приготовленный для вина фужер.
– Почему розовая? – улыбнулся Яков Моисеевич, академик живописи, он же потёртый временем Яшка-математик, прозванный так Петькой-чертополохом за пристрастие к пересчитыванию денег.
– Эх, Яша! Академик, а того не знаешь, что розовый цвет – цвет неожиданности.
– Ну, и…
– Баранки гну! Кто из нас, скажи, ожидал, что жизнь обернётся такой, какой она... - Сашок дрогнул голосом, - взяла, недоглядка, да обернулась?
– Это правда, – буркнул Жорка-помело, бомжеватый на вид Георгий Викторович.
«Бомж? Не верю! - воскликнет читатель. – Георгий (Виктория!) в родовом признаке значит победа». Читатель прав, признак обязывает, но какая победа, в чём? За семь отпущенных Богом десятин кроме рюкзака с рисунками да двух картин, принятых (между прочим!) в собрание Третьяковской галереи ни кола, ни двора не нажил Жорка-"победитель". Помело, одним словом, по-ме-ло.
– Парни, – завис над столом во всю долговязую ширь двухметрового роста Моисей Львович (он же Мося-сыскарь, в смысле, дотошный до всего), – там, на выставке наговорили мы про Валерку с три короба приторной лохматы;. И такой-то он у нас великий, и такой-то… тьфу, аж зубы сводит от паскудного бубнильства. А главного не сказали. Да, господин Маврин пэйнтер мазистый, цветовик дай бог каждому. Но о том, что прошлой зимой его живописное высочество прыгнул с моста на лёд, чтобы спасти провалившегося рыбачка, никто из нас и слова не сказал! Почему? Да потому что все пишут холсты красками, а Маврин – собственной жизнью.
– Ладно тебе, – усмехнулся Валерий Осипович, – ещё Ван Гога вспомни!
– И вспомню! – Львович сжал в ладони рюмку. – То-то мы торчим от его Винцентовых подсолнухов и тут же стыдливо замолкаем, припомнив окровавленный платок, в котором этот гений-сумасброд принёс проститутке своё отрезанное ухо…
– Моисей, угомонись, брат! – воскликнул Шота, широкоплечий небольшого роста грузин, в прошлом Шотик по кличке самбист, человек, поделивший жизнь на две неравные половины, отдав бо;льшую (тело) восточным единоборствам, а самую большую (дух) – живописи.
– Прости, Шота, но я хочу знать, что думал Валера, когда прыгал с моста? Он понимал, что совершает самоубийство? Ведь если провалился рыбачек, с какой стати лёд выдержит народного художника, падающего, как на кладбище, ногами вперёд со скоростью девять и восемь десятых метра в секунду?
Валера усмехнулся.
– Как видишь, лёд выдержал. Жизнь полна секретов, Мося!
Старики разом и как-то горестно усмехнулись.
– Верно говоришь, – Пётр Александрович встал, опираясь на трость, – лёд житейский выдержал нас, никто не провалился. А так как всякое действие равно противодействию, значит, и мы его выдержали. Сомкнёмся, друже!
Гремя стульями, старики неловко поднялись с мест и коснулись плечами друг друга.
– Скажи слово, Шота, – Пётр улыбнулся, – ты грузин, сын гор, твоё слово – эхо.
Шота оглядел товарищей. Почудилось ему, что стоят они на крохотной альпийской лужайке и, опустив глаза долу, вслушиваются сквозь гулкий сумрак вечера в ещё не сказанные им слова. Понял Шота: то, что он вот-вот произнесёт, откликнется в каждом из них. И все они, давние друзья-товарищи, подобно ручьям, бегущим с гор, понесут свои воды к морю, смешиваясь и вновь разделяясь, бурля на перекатах, будто сказывая друг другу фрагменты прожитой жизни, чтобы там, в необъятной глубине морского пространства уснуть в нежных объятьях вечности.
Шота выпрямился.
– Ученик спросил мудреца: «Сколько видов дружбы существует?» Мудрец ответил: «Четыре. Есть друзья, как еда – каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья, как лекарство – ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья, как болезнь – они сами ищут тебя. Но есть такие друзья, как воздух – их не видно, но они всегда с тобой».
Старики одобрительно потёрлись плечами.
- Когда героически погиб Володька Чибисов, спасая туристов тонущего парусника, мне стало трудно дышать. Первые несколько недель я попросту задыхался. Каждый день приходил на берег Авачинской бухты и терпеливо ждал, что расступится Тихий, и Володька, как ваш русский сказочный Черномор, выйдет из мёрзлых вод, сияющий и невредимый…
Шота задержал дыхание.
– … и скажет мне: «Гамарджоба, Шота!»
Он смолк. С ним смолкло всё. Даже музыка стала беззвучной. Но вот Шота улыбнулся и стал обходить стоящих по кругу товарищей, обнимая каждого, чокаясь вином и повторяя, как заклинание:
– Гамарджоба, друг мой Валерий (Пётр, Яков…). Г-гамарджоба!
*Гамарджоба (груз.) – приветствие, победное восклицание, пожелание собеседнику победы
** По мнению автора слово "далеко" не склоняется применительно к прожитой жизни. Как ныне ни склоняй прошедшую юность, она неизменна и тем прекрасна.
Свидетельство о публикации №224092301231
Арина Картаева 20.02.2025 09:28 Заявить о нарушении
С уважением, Борис.
Борис Алексеев -Послушайте 21.02.2025 00:55 Заявить о нарушении