Человек бестелесный

Такое время года - осень, что располагает к пересмотру уже засмотетренных до дыр кинолент или доков. На сей раз обошлось без тех же "Легенд осени", повод был не тот.
Во-первых, обнаружилось, что главному редактору журнала "Сеанс", режиссёру и киноведу Любови Аркус исполняется 64 года. Все там будем, как говорится. Во-вторых, два года назад вышел фильм Аркус об одной из самых закрытых и "холодных" актрис российского и советского кино Алле Демидовой "Кто тебя победил никто". Ей, кстати, 87. Не уверена, что многие там будут. В-третьих, чувствуя себя "старой и уставшей женщиной", хотелось потешить своё женское самолюбие.

В какой-то степени вся моя жизнь (это сейчас никакая не саморефлексия и не кокетство), это нескончаемая коллекция масок - в том смысле, что лицо моё - холст и на него можно нанести всё, что угодно. Я называю такие лица голыми. И здесь, мне очень импонирует, что наши, условно говоря, типажи с Демидовой совпадают.

"Человек без пола и без возраста, человек бестелесный. Не имеющий социальной и национальной принадлежности" - это то, что рассказывает Аркус о Демидовой. И кажется, сегодня это действительно вымирающий вид.

Возможно, скажу ужасные вещи, но быть человеком без свойств, не застревать в одном амплуа - довольно редкие качества, позволяющие избавить окружающих от каких-либо ожиданий. "Я - никто", пожалуй, этим можно многое объяснить.

Вообще, фильм вышел необыкновенно поэтичным, и не потому что Демидова - мастер художественного чтения, и стихи в её исполнении здесь звучат, но и потому, что голоса 70-80х сегодня - это такой же раритет, как и дневники от руки, свидетели ночного вдохновения.

В какой-то момент понимаешь, что бессмысленность жизни преодолима, хотя бы благодаря слепкам образов, искусству, о котором на сегодня забыли напрочь все. Единицы, робко прислонившиеся к высокому -  слабая, но всё же надежда.

Убегать от реальности также бессмысленно, как бояться смерти. Можно хотя бы попробовать прожить играя верность себе или одиночество другого человека, что и делала Демидова в своих ролях.

Возможно, когда уйдут все представители двадцатого века, нас ждёт вполне ожидаемый не крах, крушение старого мира, но вполне себе ясное осознание, что неизбежно Возрождение. Во всяком случае, очень хочется найти те самые клещи, которые способны вытащить эту надежду на поверхность. Сделать это естественно, без инструмента, в том числе художественного, пока что не получается. Где-то оно хоронится, далеко, очень, как и застегнутая на все пуговицы, бестелесная, Алла Демидова.


Рецензии
Дорогая Саломея!

Мне приятно, что ваши кинематографические вкусы близки моим. Пожалуй, первое слово, которое приходит на ум, когда думаешь о Демидовой - "безупречность".

"бессмысленность жизни преодолима, хотя бы благодаря слепкам образов, искусству, о котором на сегодня забыли напрочь все" - соглашусь с вами целиком и полностью.

Леонтий Варфоломеев   23.09.2024 23:35     Заявить о нарушении
Дорогой Леонтий!

Да-да, именно "безупречность", вы верно заметили. Благодарю вас за эту мудрую и существенную подсказку. С ней образ актрисы получается цельным.

Саломея Перрон   24.09.2024 06:06   Заявить о нарушении