Торговая политика Китая Часть 3
Активная степень открытости для способствования глобальному экономическому восстановлению.
4.1 Стимулирование высококачественного развития во внешней торговле
4.1. В течение периода проверки правительство Китая продолжало прилагать большие усилия для содействия высококачественному развитию во внешней торговле и последовательно вводило ряд политик и мер, таких как стабилизация и модернизация внешней торговли [26] , а также помощь в поддержании объема внешней торговли на стабильном уровне и улучшении ее структуры. [27]
4.1.1 Стимулирование жизнеспособности импорта
4.2. Дальнейшее снижение тарифов. В июле 2023 года Китай осуществил восьмое снижение налогов на ставки МФН для 62 товаров информационных технологий. Общий уровень тарифов в Китае к тому времени снизился до 7,3%, что является низким уровнем в мире и значительно ниже обязательства Китая при вступлении в ВТО в 9,8%. Согласно плану корректировки тарифов на 2024 год, временные ставки, которые ниже ставок МФН, применяются к 1010 товарам, включая некоторые оборудование для передового производства, запасные части и сырье для фармацевтики. В соответствии с действующими соглашениями о свободной торговле (ССТ) и преференциальными торговыми соглашениями, Китай применяет тарифные ставки соглашения, что дополнительно снижает общий уровень тарифных ставок.
4.3. Создание демонстрационных зон для инноваций в области продвижения импорта. В 2022 году Китай создал 29 национальных демонстрационных зон для продвижения импорта и инноваций, увеличив общее количество до 43. На основе местных характеристик и преимуществ было создано несколько платформ для торговли импортными потребительскими товарами и товарными центрами, что эффективно способствует глубокой интеграции импорта с местной промышленностью и потреблением. Новые модели продвижения импорта были разработаны по всей стране для стимулирования активности и потенциала развития импорта.
4.1.2 Продвижение облегчения торговли
4.4. Изменение и улучшение Закона о внешней торговле. 30 декабря 2022 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей внес изменения в Закон о внешней торговле, исключив положение статьи 9 о регистрации и учете операторов внешней торговли. С 30 декабря 2022 года требование предоставлять доказательства регистрации и учета операторов внешней торговли было отменено для хозяйствующих субъектов, подающих заявки на сертификаты импорта и экспорта, сертификаты регистрации контрактов на импорт и экспорт технологий, государственные торговые квалификации и другие связанные сертификаты и квалификации. Эта инициатива эффективно снижает затраты операторов внешней торговли и является важным институциональным улучшением для содействия либерализации и упрощению торговли.
4.5. Содействие созданию Умной Таможни. Руководствуясь концепциями "Умная Таможня, Умные Границы и Умная Связь" и Планом Партнерства "Умная Таможня", Китайская таможня строит Умную Таможню, используя технологии и продвигая цифровизацию и интеллектуализацию услуг надзора таможни, чтобы повысить безопасность, удобство и эффективность.
4.6. В декабре 2022 года среднее общее время таможенного оформления для импорта и экспорта в Китае сократилось на 67,13% и 91,60% по сравнению с 2017 годом и составило 32,02 часа и 1,03 часа соответственно. С января 2023 года Китай полностью внедрил онлайн-проверку тарифных квот на импорт и безбумажное таможенное оформление, что эффективно улучшило эффективность таможенного оформления и снизило операционные расходы предприятий.
4.7. В июне 2023 года Генеральная администрация таможни Китая запустила 16 новых мер по оптимизации деловой среды в четырех аспектах: содействие бесперебойной логистике импорта и экспорта, упрощение трансграничной торговли, снижение бремени и повышение эффективности для предприятий, а также содействие инновациям и развитию внешней торговли. Меры включают, например,
[26] - Пожалуйста, обратитесь к [27] - Пожалуйста, обратитесь к
расширение сферы пилотных мер по упрощению, таких как "прямой забор рядом с судном", "прямая загрузка по прибытии" и "совместный прием и разгрузка", осуществление удобного контроля и безостановочного таможенного оформления для импорта железной руды, разрешение на "проверку, завершенную одновременно с разгрузкой" для импорта, обеспечение бесперебойной работы зеленых коридоров для свежих и скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания, дальнейшее продвижение "Единого окна" для международной торговли и реализация пилотных проектов по строительству "умных портов" в квалифицированных портах, расширение сферы взаимного признания Таможенных уполномоченных экономических операторов ("AEO") для AEO, чтобы они могли пользоваться удобствами таможенного оформления в большем количестве стран и регионов.
4.8. Обеспечение гладкого таможенного оформления и эффективной работы портов. Правительство Китая реализует политику пограничного контроля "административные разрешения на пограничный контроль в портах могут обрабатываться в одном месте и быть доступны по всему региону". Введена однократная процедура въезда-выезда для международных судов, находящихся менее 24 часов. Правительство Китая упрощает процедуры пограничного контроля для иностранных судов, перемещающихся между портами Китая. В то же время контейнерные линии международных судоходных компаний могут временно менять порты в случае чрезвычайной ситуации при плавании между портами Китая, что снижает операционные расходы судоходных компаний. Китай открыл "ускоренную полосу" для пограничного контроля на ввоз-вывоз для сыпучих товаров, свежих продуктов, средств против эпидемий и повседневных нужд населения, чтобы ускорить циркуляцию различных производственных факторов.
4.1.3 Инновации в торговле услугами
4.9. Реализация пилотной программы по содействию инновационному развитию торговли услугами. В августе 2020 года Китай начал пилотную программу по содействию инновационному развитию торговли услугами в 28 районах, включая Пекин, Тяньцзинь и Шанхай. Пилотные районы реализовали
122 конкретных меры по улучшению системы управления, расширению открытости, повышению удобства торговли услугами и инновационным моделям развития, среди прочего. Тем временем, четыре партии из 83 "лучших практик" были продвинуты по всей стране, эффективно способствуя институциональным инновациям в торговле услугами.
4.10. Либерализация доступа на рынок для трансграничной торговли услугами. В июле 2021 года правительство Китая выпустило Специальные административные меры для трансграничной торговли услугами в Свободной торговой зоне Хайнань (негативный список) (2021). Будучи первым негативным списком для трансграничной торговли услугами в Китае, он включает только 70 специальных управленческих мер в 11 категориях. Все иностранные поставщики услуг, за исключением тех, кто находится в негативном списке, получили национальный режим. В марте 2024 года правительство Китая выпустило два негативных списка по трансграничной торговле услугами (2024) (национальная версия и версия ПСЗ). Первый включает 71 пункт и впервые устанавливает модель управления негативным списком для трансграничной торговли услугами на национальном уровне. Последнее включает 68 пунктов и открывает области профессиональных квалификаций физических лиц, профессиональных услуг, финансов и культуры и т.д., способствуя дальнейшей либерализации трансграничной торговли услугами упорядоченным образом.
4.1.4 Развитие цифровой торговли
4.11. 165 комплексных пилотных зон трансграничной электронной коммерции было создано в семи партиях, с пилотными проектами по улучшению бизнес-экосистемы, способной адаптироваться к развитию новых бизнес-моделей, таких как трансграничная электронная коммерция, путем инноваций в системе, управлении, услугах и моделях управления. Больше малых и средних предприятий активно участвуют в международной торговле благодаря новым технологиям и инструментам, обучению, мероприятиям по сопоставлению и обмену. Правительство Китая сертифицировало 12 национальных баз экспорта цифровых услуг, поощряя их активно исследовать и пробовать в первую очередь, улучшая инфраструктуру, оптимизируя цифровую деловую среду, развивая новые форматы и модели цифровых услуг и продвигая реформы, инновации и развитие цифровой торговли.
4.12. Правительство Китая придает большое значение и поддерживает законные, упорядоченные и свободные трансграничные потоки данных. Это улучшает и укрепляет правила по трансграничным потокам данных, путем принятия законов и нормативных актов, таких как Закон о кибербезопасности, Закон о безопасности данных и Закон о защите персональной информации, а также разработки конкретных режимов, таких как оценка безопасности экспорта данных, стандартный контракт на экспорт персональных данных и сертификация защиты персональных данных, которые предоставляют четкие рекомендации для предприятий по трансферу данных через границы. В марте 2024 года правительство Китая издало Положения о содействии и регулировании трансграничного потока
данных, которые оптимизируют и корректируют режимы экспорта данных, такие как оценка безопасности экспорта данных, стандартный контракт на экспорт персональных данных и сертификация защиты персональных данных, позволяют пилотным зонам свободной торговли применять более упрощенный метод управления "отрицательным списком" для экспорта данных, уточняют связь с существующим режимом экспорта данных. Это положение эффективно отвечает на обеспокоенность отрасли и демонстрирует положительное отношение Китая к комплексному улучшению облегчения цифровой торговли.
4.1.5 Улучшение прозрачности государственных закупок
4.13. Китай постоянно укрепляет создание правовой системы для государственных закупок, чтобы обеспечить справедливое участие предприятий с иностранными инвестициями в государственных закупках. Правительство Китая издало Уведомление о вопросах, касающихся дальнейшего улучшения прозрачности и эффективности государственных закупок [28] в декабре 2023 года, провело конкретную проверку против незаконных действий в области государственных закупок, сосредоточив внимание на четырех типах незаконных действий, которые являются наиболее заметными в текущей области государственных закупок, таких как дискриминационные условия, установленные покупателями, и далее укрепило систему управления государственными закупками.
4.1.6 Полное использование роли крупных выставок и других платформ для продвижения торговли
4.14. В течение рассматриваемого периода правительство Китая продолжало расширять функции продвижения торговли важных выставочных платформ, таких как Китайская международная выставка импорта, Кантонская ярмарка, Китайская международная ярмарка услуг и Китайская международная выставка потребительских товаров, и делилось возможностями китайского рынка с остальным миром. В 2022 году Китай провел первую инновационную Глобальную выставку цифровой торговли, направленную на содействие глобальному сотрудничеству и инновациям в области цифровой торговли. В ноябре 2023 года вторая Глобальная выставка цифровой торговли привлекла более 1,000 предприятий, 10,000 торговцев и 100,000 посетителей из страны и за границей, которые приняли участие в выставке и совершили покупки, где более 100 продуктов дебютировали, и было представлено более 120 правил, стандартов, исследовательских отчетов и инициатив по сотрудничеству.
4.2 Стимулирование привлекательности для иностранных инвестиций
4.2.1 Упрощение доступа на рынок для иностранных инвестиций
4.15. Сокращение негативных списков. В декабре 2021 года правительство опубликовало негативные списки для доступа иностранных инвестиций (2021) (национальная версия и версия ПСЗТ), и количество пунктов в негативном списке было сокращено до 31 и 27 соответственно, что на 6,1% и 10% меньше по сравнению с версиями 2020 года. Для повышения точности негативных списков Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая (CSRC) и соответствующие органы осуществили точное управление зарубежным листингом и финансированием отечественных предприятий, занимающихся бизнесом в рамках негативных списков. Китай дополнительно либерализовал производственный сектор, отменил ограничения доступа на рынок в автомобильном производстве и достиг нулевых ограничений в негативном списке для доступа иностранных инвестиций в области производства (версия ПСЗТ). Китай стремился облегчить доступ на рынок для
[28] - Пожалуйста, обратитесь к www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202312/content_6920642.htm.
сферы услуг в ПСЗ. В области рыночных исследований, за исключением того, что доля акций для исследований аудитории должна контролироваться китайской стороной, ограничения на иностранные инвестиции были отменены; в области социальных исследований иностранным инвесторам разрешено инвестировать в социальные исследования, при условии, что доля китайских акционеров составляет не менее 67%, а юридический представитель должен иметь китайское гражданство.
4.16. Расширение сферы секторов, поощряющих иностранные инвестиции. В октябре 2022 года правительство Китая выпустилоКаталог поощряемых отраслей для иностранных инвестиций (издание 2022 года) , содержащий в общей сложности 1,474 позиции, с чистым увеличением на 239 позиций и изменениями в 167 позициях по сравнению с изданием 2020 года. Основные изменения включают: добавление или расширение компонентов, запасных частей, производства оборудования и других связанных позиций в национальный каталог, чтобы поощрять иностранные инвестиции в производство, добавление таких позиций, как профессиональный дизайн, технические услуги и разработки в национальный каталог для направления иностранных инвестиций в производственные услуги; и расширение поощряемой сферы каталога в центральных и западных регионах для оптимизации регионального распределения использования иностранного капитала..
4.2.2 Содействие созданию ориентированной на рынок, основанной на законе и первоклассной деловой среды
4.17. В июле 2023 года правительство Китая выпустило документ, в котором изложены его рекомендации по дальнейшей оптимизации среды для иностранных инвестиций и усилению усилий по привлечению иностранных инвестиций. В документе предложено 24 меры по шести направлениям: улучшение качества использования иностранных инвестиций, обеспечение национального режима для предприятий с иностранными инвестициями, усиление защиты иностранных инвестиций, упрощение инвестиционных операций, увеличение фискальной и налоговой поддержки, а также улучшение методов продвижения инвестиций. В марте 2024 года правительство Китая выпустило План действий по стабильному продвижению высокоуровневого открытия и усилению усилий по привлечению и использованию иностранных инвестиций. В нем предложены конкретные меры с точки зрения расширения доступа на рынок, оптимизации среды честной конкуренции, упрощения потоков инновационных факторов, улучшения внутренних регуляций и лучшего соответствия высоким стандартам экономических и торговых правил. В течение периода проверки правительство Китая внедрило целевые меры для дальнейшего поощрения иностранных инвесторов к инвестициям и созданию исследовательских и опытно-конструкторских центров [29] и представило налоговые рекомендации для стабилизации внешней торговли и иностранных инвестиций [30], чтобы усилить поддержку политики для иностранных предприятий и улучшить эффективность реализации политики.
4.18. Обеспечение национального режима для иностранных предприятий. Правительство Китая активно применяло Закон о иностранных инвестициях и его нормативные акты, предоставляя национальный режим для иностранных предприятий. В течение периода проверки правительство Китая отменило ряд законов, нормативных актов и нормативных документов, которые были несовместимы с Законом о иностранных инвестициях, и способствовало "созданию, изменению и отмене" более 500 законов и нормативных актов для обеспечения справедливого обращения с иностранными предприятиями в условиях рыночной конкуренции.
4.19. Предоставление лучших услуг для предприятий. Правительство Китая создало рабочую группу для крупных иностранных инвестиционных проектов, чтобы укрепить поддержку цепочки поставок и политики, а также осуществить общую координацию для решения таких проблем, как использование земли или моря, оценка воздействия на окружающую среду и потребление энергии на национальном уровне при инициировании крупных иностранных инвестиционных проектов. Правительство Китая координирует и решает трудности иностранных предприятий и иностранных инвестиционных проектов через существующий механизм координации. Китай обновил и создал механизм круглого стола для иностранных предприятий и запустил онлайн-систему для дальнейшего расширения каналов сбора и реагирования на обеспокоенности и требования иностранных предприятий в своевременном порядке. В марте 2024 года правительство Китая выпустило Мнения по оптимизации услуг для облегчения платежей для удовлетворения разнообразных потребностей в платежных услугах иностранцев в Китае.
4.20. Создание и поддержание платформ для продвижения инвестиций. В 2023 году правительство Китая провело серию мероприятий по продвижению инвестиций под названием "Инвестируйте в Китай, Год" впервые, сосредоточив внимание на теме "Инвестируйте в Китай, Работая вместе для светлого будущего открытости и процветания", чтобы всесторонне и многогранно продемонстрировать промышленные характеристики Китая, ресурсные запасы и деловую среду. Поддержка Китайской международной ярмарки инвестиций и торговли
[29] - Пожалуйста, обратитесь к www.gov.cn/gongbao/2023/content_5739539.htm.
[30] - Пожалуйста, обратитесь к www.gov.cn/lianbo/bumen/202401/content_6927301.htm.
для Инвестиций и Торговли (CIFIT) для лучшего выполнения своей роли. В 2023 году 23\яCIFIT привлекла почти 80,000 отечественных и иностранных торговцев, более 1,000 бизнес-делегаций из более чем 100 стран и регионов, и было подписано 638 проектов с запланированными общими инвестициями в 484,57 миллиарда юаней. Как количество участвующих учреждений, так и общая согласованная инвестиция достигли пятилетнего максимума. Поддержка инновационного развития национальных экономических и технологических зон. В декабре 2022 года правительство Китая издало Уведомление о нескольких мерах по поддержке инноваций и модернизации национальных экономических и технологических зон для более эффективного выполнения образцовой роли31для поддержки зон в стабилизации и расширении масштабов иностранных инвестиций в производственные отрасли и увеличения демонстрационного эффекта. Содействие демонстрации комплексных пилотных проектов по расширению открытости сферы услуг. Пекин стал национальной демонстрационной зоной, и 10 других провинций и городов реализуют пилотные проекты. Эти районы будут вести открытие сферы услуг на национальном уровне. В ноябре 2023 года Китай выпустил Рабочий план по поддержке Пекина в реализации инициативы по созданию национальной комплексной демонстрационной зоны для дальнейшего открытия сектора услуг. Этот план сосредоточен на институциональной открытости и предлагает более 170 пилотных задач, основанных на потребностях в развитии телекоммуникаций, здравоохранения, финансов, культуры и образования, профессиональных услуг и других отраслей, накапливая более воспроизводимый опыт для всей страны.
4.21. Содействие инвестициям и операциям. Оптимизация политики в отношении виз и пребывания иностранных граждан. С марта 2023 года правительство Китая дополнительно оптимизировало визовую политику наряду с мерами по упрощению въезда и выезда, включая: упрощение форм заявлений на визу с сокращением на 34% необходимой информации; временное снижение визовых сборов до 75% от первоначальных ставок; освобождение большинства краткосрочных заявителей на визу, включая бизнесменов, от процедуры сбора отпечатков пальцев; отмену требования о предварительной записи на подачу заявления на визу путем внедрения политики "обработки по прибытии" и предоставление услуг "зеленого коридора" для иностранных бизнесменов. В августе 2023 года правительство Китая ввело меры для иностранных бизнесменов по подаче заявлений на портовые визы в Китае и содействию в получении многократных виз. В октябре 2023 года правительство Китая запустило функции онлайн-записи и запроса визовых документов для иностранцев в Китае. В январе 2024 года правительство Китая представило пять мер для содействия путешествиям иностранцев в Китай.32 В феврале 2024 года правительство Китая расширило внедрение безвизового въезда в Хайнань для путешественников из 59 стран.33 В том же месяце был одобрен Общий план по строительству Международной зоны делового сотрудничества Восточного хаба Шанхая, планирующий создание международной зоны делового сотрудничества в Пудун, Шанхай. Иностранные посетители с действительными приглашениями могут находиться в зоне 30 дней без проверки каких-либо разрешений на въезд, таких как китайские визы, и могут подать заявление на продление при необходимости. В дополнение к этому, в течение периода проверки сфера освобождения от виз в Китае постоянно расширялась. Укрепление связности международных маршрутов. К концу 2023 года Китай подписал двусторонние межправительственные соглашения о воздушном транспорте с 131 страной и регионом, с 4,782 запланированными международными пассажирскими маршрутами в неделю (один рейс туда и обратно считается одним маршрутом), обслуживающими 67 стран. Содействие трансграничному обращению документов на китайском и иностранных языках. В марте 2023 года Китай официально присоединился к Конвенции об отмене требования легализации для иностранных публичных документов, которая вступила в силу в Китае в ноябре того же года. В среднем время, необходимое для трансграничного обращения документов между Китаем и другими государствами-членами, сократилось примерно на 90%, что позволяет экономить не менее 300 миллионов юаней ежегодно для физических и юридических лиц в Китае и за границей.
4.3 Содействие внешним инвестициям для достижения взаимных выгод и выигрышных результатов с принимающими странами
4.22. Правительство Китая придает равное значение "привлечению" и "выходу на международные рынки", стремясь улучшить качество и упрощение внешних инвестиций, и постоянно совершенствует политику и систему обслуживания внешних инвестиций. Публичные сервисные продукты, такие как Руководство для стран и регионов по зарубежным инвестициям и сотрудничеству,, Руководство по инвестиционным налогам для стран и регионов и зарубежные налоговые дела регулярно выпускаются для помощи предприятиям в понимании деловой среды принимающих стран и осуществлении законопослушной деятельности в соответствии с законами и нормативными актами принимающих стран. Продвижение выпуска и применения электронных сертификатов для зарубежных инвестиций. Сеть налоговых соглашений была расширена. К концу 2023 года сеть налоговых соглашений Китая охватывает 114 стран и регионов, что в основном включает все основные направления зарубежных инвестиций Китая и основные страны и регионы, инвестирующие в Китай.
4.4 Реализация стратегии по модернизации Пилотных зон свободной торговли и ускорение исследования новых горизонтов открытости
4.4.1 Улучшение структуры Пилотных зон свободной торговли
4.23. В 2023 году правительство Китая учредило Пилотную зону свободной торговли Синьцзян в качестве ворот для западного открытого пространства Китая, используя ее географические преимущества и как модель для содействия высококачественному развитию центральных и западных регионов. В настоящее время по всей стране создано 22 пилотные зоны свободной торговли, формируя модель реформ, открытости и инноваций в различных регионах Китая. В июне 2023 года правительство Китая выпустило Приоритетный список для Пилотных зон свободной торговли (2023-2025) для поощрения таких торговых зон к проведению дифференцированных исследований в соответствии с местными условиями. В ноябре 2023 года ЮНКТАД выпустил отчет [34], в котором отмечается, что пилотные зоны свободной торговли ускорили открытие и реформы в Китае.
[34] - Пожалуйста, обратитесь к innovation-industrial.
4.4.2 Содействие согласованию с высокими стандартами международных экономических и торговых правил и расширение институционального открытия
4.24. С 2021 года пилотные торговые зоны приложили большие усилия для изучения институциональной системы и режима надзора для согласования с высокими международными правилами в области торговли, инвестиций, финансов и обмена персоналом. Было запущено большое количество фундаментальных и инновационных мер по реформам и открытию.
4.25. В июне 2023 года правительство Китая выпустилоНесколько мер по проведению пилотной программы по согласованию с международными высокими стандартами и содействию институциональному открытию в подходящих пилотных зонах свободной торговли и свободных торговых портах, предложив пилотные меры в области торговли товарами, торговли услугами, временного въезда бизнес-персонала, цифровой торговли и деловой среды и т.д., которые реализуются в Шанхае, Гуандуне, Тяньцзине, Фуцзяне, Пилотной зоне свободной торговли Пекина и Свободной торговой зоне Хайнань. В декабре 2023 года правительство Китая выпустилоОбщий план по всестороннему соединению с международными высокими стандартами экономических и торговых правил и содействию высокому уровню институционального открытия Шанхайской пилотной зоны свободной торговли, который сосредоточен на торговле услугами, торговле товарами, цифровой торговле, правах интеллектуальной собственности, государственных закупках и соответствующих правилах "за пределами границы", и предлагает пилотные меры для дальнейшего усиления стресс-тестирования и дУглубить реформу в соответствующих областях. Например, в области цифровой торговли Пилотная зона свободной торговли Шанхая поощряется к тому, чтобы взять на себя инициативу в разработке каталогов важной информации и исследовать возможность создания правового, безопасного и удобного механизма трансграничного потока данных; также поддерживается создание "единого окна" для международной торговли в Шанхае для построения системы обмена данными между странами с целью улучшения цифровизации трансграничной торговли. Защита товарных знаков, патентов и географических указаний усиливается для комплексного улучшения защиты интеллектуальной собственности.
4.4.3 Обмен опытом для более широкого применения
4.26. Правительство Китая следует синхронизированному подходу "пилотирования, обобщения и тиражирования" для продвижения реформ. На сегодняшний день всего 349 институциональных инновационных мероприятий в пилотных зонах свободной торговли были тиражированы и продвинуты на национальном уровне, охватывающих либерализацию и упрощение торговли и инвестиций, реформу государственного управления, финансовую открытость и инновации, высококачественное промышленное развитие и защиту интеллектуальной собственности и т.д.
Свидетельство о публикации №224092301347