Торговая политика Китая Часть 4

5 Поддержка многосторонней торговой системы

Ускорение роли ВТО для лучшего исполнения своих функций

5.1 Сохранение авторитета и эффективности многосторонней торговой системы

5.1. Руководство высшего уровня. В сентябре 2023 года в Китае прошло групповое учебное заседание высшего руководства страны на тему "Правила ВТО и реформа ВТО", в ходе которого Президент Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай твердо защищает МТС с ВТО в центре, поддерживает необходимую реформу ВТО, следует общей направленности экономической глобализации и истинного многостороннего подхода, а также решительно отстаивает законные права и интересы развивающихся стран, включая Китай. На встречах БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества, проведенных в Китае в 2022 году, министры экономики и торговли заявили о совместных заявлениях по укреплению МТС. Поддержка необходимой реформы ВТО была включена в итоговые документы саммитов, что дало политический импульс работе ВТО.

5.2. Подход, основанный на предложениях. В течение периода проверки Китай представил и соавторствовал десятки предложений по модернизации ВТО. Например, Китай поддержал реформу ВТО через "действия" для повышения институциональной эффективности, поддержал реформу бюджета, выступил за улучшение Механизма обзора торговой политики (TPRM) и внес вклад в результаты седьмой оценки TPRM. Китай соавторствовал предложение о восстановлении процесса отбора членов Апелляционного органа, настаивая на скором восстановлении нормального функционирования механизма разрешения споров. Китай сыграл положительную роль в стимулировании и содействии переговорам и обсуждениям через предложения, касающиеся субсидий на рыболовство, сельского хозяйства, содействия инвестициям, электронной коммерции, развития и торговли и окружающей среды и т.д.
 

5.3. Исполнение обязательств. Китай придает большое значение соблюдению своих торговых политик в соответствии с правилами ВТО. В течение периода обзора он продолжал выполнять обязательства и осуществлять права в соответствии с его обязательствами при вступлении и правилами ВТО. Китай продолжал дальше открывать свои рынки и содействовать либерализации и упрощению торговли и инвестиций. Кроме того, он добросовестно исполнял свои обязательства по прозрачности и своевременно подавал соответствующие уведомления [35]. Тем временем он уважал и добросовестно исполнял решения по разрешению споров ВТО и использовал механизмы ВТО для защиты своих законных прав и интересов.

5.4. Создание мостов для поставок. В течение периода обзора Китай конструктивно участвовал в работе ВТО и сыграл положительную роль на ключевых этапах переговоров по таким важным вопросам, как отказ от TRIPS, субсидии на рыболовство, ТБТ, ИФД и т.д., тем самым сделав значительный вклад в достижение положительных результатов на MC12 и MC13. Как ответственный развивающийся член, Китай добивался прагматичных результатов по вопросам развития на MC13, создавая мосты. Таким образом, Китай продолжает вносить вклад в постоянное функционирование ВТО и инклюзивное развитие.

5.2 Участие в переговорах ВТО

5.2.1 Субсидии на рыболовство

5.5. Китай выдвинул множество предложений и текстовых поправок и сыграл ключевую роль в содействии заключению Соглашения о субсидиях на рыболовство на MC12. Китай внес свой инструмент принятия в июне 2023 года, став первой крупной развивающейся рыболовной страной, ратифицировавшей соглашение.

5.6. Китай прагматично и конструктивно участвовал во втором этапе переговоров и поддержал раннее завершение комплексных и сбалансированных дисциплин по субсидиям на рыболовство. Китай вновь подтвердил свою готовность взять на себя обязательства, соответствующие его уровню развития и возможностям, и сделал заявление о позиции Китая на MC13, внеся значительный вклад в процесс переговоров.

5.7. Кроме того, Китай инициировал реформу своих внутренних субсидий на рыболовство и систем управления, поддерживая переговоры ВТО по политике субсидий на рыболовство конкретными действиями, такими как отмена субсидий на топливо, постоянное улучшение регулирования рыболовства в открытом море, добровольные моратории на рыболовство в открытых водах, борьба с незаконным рыболовством с "нулевой терпимостью" и публикация белой книги Развитие рыболовства Китая в открытом море [36] , в которой изложены политика и практика Китая.

5.2.2 Сельское хозяйство

5.8. Китай поддерживает позиции развивающихся членов и ставит баланс правил в приоритет. Китай считает, что переговоры по сельскому хозяйству должны продвигаться комплексно, с полным учетом практических обстоятельств развивающихся членов для формирования более справедливых и рациональных правил в области сельского хозяйства. Китай поддерживает обсуждения по вопросам продовольственной безопасности, сосредотачиваясь на потребностях уязвимых членов, таких как наименее развитые страны (НРС) и развивающиеся страны, импортирующие продовольствие, чтобы повысить способность членов обеспечивать продовольственную безопасность.

5.2.3 реформа механизма разрешения споров

5.9. Китай рассматривает восстановление Апелляционного органа как первоочередную задачу и внес значительный вклад в достижение консенсуса по созданию полностью функционирующей системы разрешения споров, доступной для всех членов к 2024 году в итоговом документе MC12. Китай активно участвовал на протяжении всего неформального процесса реформы механизма разрешения споров, выдвигая предложения Китая и работая со всеми членами для продвижения Министерского решения по реформе разрешения споров на MC13. Кроме того, Китай, вместе с другими членами, создал

[35] - С октября 2021 года Китай представил в общей сложности 14 уведомлений в области сельского хозяйства, включая уведомления о внутренней поддержке за 2017-2020 годы (DS:1 и DS:2), уведомления о субсидиях на экспорт за 2020-2022 годы (ES:1), уведомления о экспорте основных сельскохозяйственных продуктов за 2020-2022 годы (ES:2) и уведомления о тарифных квотах на импорт сельскохозяйственных продуктов за 2021-2022 годы (MA:2). В июне 2023 года Китай своевременно представил уведомление о субсидийной политике за 2021-2022 годы, включая 69 и 385 субсидий центрального и местных правительств соответственно.
[36] - Пожалуйста, обратитесь к  

Многостороннее временное арбитражное соглашение по апелляциям (MPIA) как временная мера для защиты прав Членов на апелляцию.

5.2.4 Соглашение о содействии инвестициям для развития

5.10. С момента начала обсуждений по содействию инвестициям Китай выдвинул 15 предложений, совместно провел три специализированные встречи на уровне министров со всеми участвующими Членами и совместно выпустил три совместных министерских заявления, добиваясь прорывов в переговорах. В июле 2023 года Китай, вместе с более чем 110 участвующими членами, завершил текстовые переговоры по соглашению. В феврале 2024 года, во время MC13, совместная министерская декларация была соавтором 124 членов ВТО, объявившая о финализации соглашения. Китай продолжит сотрудничать с другими членами для содействия включению соглашения в правовую основу ВТО.

5.2.5 Электронная коммерция

5.11. Как крупный сторонник переговоров по электронной коммерции, Китай активно и конструктивно участвовал в консультациях по всем вопросам и представил 9 предложений, охватывающих более 20 конкретных вопросов. Тем временем, Китай активно сыграл роль в создании консенсуса и выдвинул несколько ориентированных на развитие предложений, чтобы предоставить практические решения для обеспокоенности развивающихся членов.

5.12. В течение периода обзора Китай также активно участвовал в многосторонних обсуждениях по электронной коммерции и способствовал консенсусу по мораторию на электронную передачу на MC12 и MC13. Китай выступал за механизм обмена информацией по электронной коммерции в Совете по торговле услугами и делился опытом развития в несколько раз.

5.3 Поддержка ВТО в ответ на текущие глобальные вызовы

5.13. Решение о приостановлении прав интеллектуальной собственности на вакцины против COVID-19. В стремлении ВТО решить проблемы доступности и доступности вакцин против COVID-19 для развивающихся членов, Китай добровольно объявил, что не будет стремиться воспользоваться гибкостью, предоставленной решением о приостановлении, на критическом этапе переговоров. Это объявление сыграло решающую роль в содействии заключению решения.

5.14. Экологические проблемы. Китай выступает за многосторонние обсуждения торговых мер, связанных с климатом, которые представляют большую озабоченность для членов, таких как CBAM в рамках CTE. Тем временем Китай, как координатор, инициирует и продолжает вести Диалог по проблеме пластикового загрязнения (DPP) с другими координаторами. Китай также активно участвует в Неделе окружающей среды ВТО и проводит встречи для обмена практиками перехода на энергию в Китае. Китай продолжает способствовать лучшему функционированию Комитета по техническим барьерам в торговле через соответствующие предложения.

5.15. Промышленные субсидии. Китай считает, что промышленные субсидии являются важными инструментами политики для развивающихся членов, чтобы достичь Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций и общих целей ВТО по содействию инклюзивному развитию и повышению уровня жизни. Для того чтобы лучше использовать роль субсидий в содействии развитию, Китай открыт для обсуждений по этому вопросу в рамках ВТО. В то же время направления, цели, форматы и условия таких обсуждений должны быть четко определены, чтобы предотвратить обобщенные и макроэкономические обсуждения государственного вмешательства или промышленных политик. Обсуждение ни в коем случае не должно касаться экономических систем и моделей развития членов.

5.16. Кроме того, Китай поддерживает ВТО в более эффективном решении вопросов развития и продолжает вносить больше предложений и общественных благ. Китай активно участвует в обсуждениях и делится своими хорошими практиками по МСП и экономическому расширению женщин, поддерживая интеграцию МСП и женщин в международную торговлю.

5.4 Осуществление мероприятий по помощи в торговле и поддержка инклюзивного развития многосторонней торговой системы

5.17. В течение периода обзора Китай трижды продлил Меморандум о взаимопонимании по Программе наименее развитых стран и присоединений ВТО (Китайская программа) с
 

Секретариатом ВТО и в общей сложности пожертвовал 1,44 миллиона долларов США. Совместно созданная Китаем и Секретариатом ВТО в 2011 году, Китайская программа направлена на помощь развивающимся членам и наблюдателям, особенно МНК, в лучшей интеграции в многостороннюю торговую систему. По состоянию на июнь 2024 года Китай в общей сложности пожертвовал 5,64 миллиона долларов США.

5.18. В течение периода обзора Китай продолжал поддерживать деятельность в рамках Китайской программы, включая проведение 3 сессий Китайского круглого стола по вопросам присоединения к ВТО и 2 сессий Южно-Южнего диалога по вопросам МНК и развития. Генеральный директор Нгози Оконьо-Ивеала заявила, что "Присоединения и МНК являются двумя критическими испытаниями способности многосторонней торговой системы вовлечь маргинализированные страны и народы в основное русло глобальной торговли." На обоих фронтах Китайская программа принесла ощутимые выгоды и видимость". Участники признали, что они получили выгоду от этой платформы для лучшей интеграции в МТС.

5.19. В течение периода обзора, при поддержке "Глобального фонда развития и Южно-Южного сотрудничества" Китая, Секретариат ВТО реализовал два проекта, а именно, "Улучшение доступа к торговле и статистике доступа на рынок и разработка баз данных по торговле с добавленной стоимостью (TiVA)" и "Углубление понимания развивающимися и наименее развитыми странами многосторонних подходов к облегчению инвестиций для развития", помогая развивающимся членам улучшить инвестиции и облегчение торговли, а также лучше интегрироваться в глобальные цепочки создания стоимости.

6 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

УГЛУБЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И СПОСОБСТВИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

6.1 Активное участие в механизмах сотрудничества

6.1.1 АПЕК

6.1. Китай практикует истинный многосторонний подход и открытую регионализацию, содействуя практическому сотрудничеству в рамках АПЕК в таких областях, как поддержка многосторонней торговой системы, продвижение региональной экономической интеграции, цифровая экономика, зеленое и низкоуглеродное развитие, инклюзивная и устойчивая торговля и инвестиции, а также связность цепочек поставок. Китай предложил множество инициатив для углубления экономического и торгового сотрудничества в АПЕК.

6.1.2 Большая двадцатка

6.2. С 2021 по 2023 год Китай вместе с другими членами Г20 способствовал включению в Декларации лидеров Г20 обязательств по защите многосторонней торговой системы и поддержке необходимых реформ ВТО; способствовал проведению Министрской встречи по торговле и инвестициям, чтобы достичь результатов по МСП и цифровизации торговых документов; и поддержал Министрскую встречу по вопросам развития и Министрскую встречу по вопросам окружающей среды в создании импульса для достижения целей устойчивого развития.

6.1.3 БРИКС

6.3. С 2021 по 2023 год Китай, в сотрудничестве с другими государствами-членами, выпустил совместные коммюнике встреч министров торговли БРИКС, обязуясь укреплять сотрудничество в поддержке многосторонней торговой системы, цифровой экономики, зеленого и устойчивого развития, цепочек поставок и МСП. В 2022 году под председательством Китая было выпущено совместное заявление о укреплении многосторонней торговой системы и реформе ВТО, собравшее большее согласие в поддержке развития ВТО.

6.4. Кроме того, Китай также активно участвовал в продвижении регионального и субрегионального экономического и торгового сотрудничества. В течение периода обзора Китай провел Министрскую встречу Межправительственного консультативного комитета Великой Тумэнской инициативы, способствуя более тесному экономическому и торговому сотрудничеству в Центральной Азии и регионе Большого Меконга.
 

6.2 Создание высококачественной сети зон свободной торговли

6.5. Китай всегда выступал за создание открытых и прозрачных, взаимовыгодных и выигрышных региональных соглашений о свободной торговле, способствуя либерализации и упрощению торговли и инвестиций, и активно расширяет свою глобальную сеть высококачественных зон свободной торговли.

6.2.1 Реализация Соглашения о Всеобъемлющем Региональном Экономическом Партнерстве (RCEP)

6.6. Соглашение RCEP, подписанное Китаем, десятью странами АСЕАН, Японией, Республикой Корея, Австралией и Новой Зеландией, вступило в силу в январе 2022 года для 10 сторон, которые ратифицировали Соглашение. В июне 2023 года RCEP вступило в силу для всех 15 подписавших сторон. В 2022 году китайское правительство выпустило руководство по содействию высококачественной реализации RCEP [37] , способствуя расширению международной торговли и инвестиционного сотрудничества.

6.2.2 Увеличение числа партнеров по СЭЗ

6.7. Соглашение о свободной торговле между Китаем и Камбоджей вступило в силу в январе 2022 года. Согласно Соглашению, более 90% тарифных линий товаров для обеих сторон являются беспошлинными, и обе стороны также должны укреплять сотрудничество в таких областях, как торговля услугами, инвестиции, Инициатива «Пояс и путь», электронная коммерция и экономические технологии.

6.8. В мае 2023 года Китай подписал Соглашение о свободной торговле с Эквадором. В июле 2023 года Китай и Беларусь завершили переговоры по Соглашению о торговле услугами и инвестициях. В октябре 2023 года Китай и Сербия подписали Соглашение о свободной торговле. В январе 2024 года Соглашение о свободной торговле между Китаем и Никарагуа вступило в силу.

6.2.3 Улучшение уровня сотрудничества с экономическими и торговыми партнерами

6.9. Протокол о модернизации Соглашения о свободной торговле между Китаем и Новой Зеландиейвступил в силу в апреле 2022 года. Модернизированное Соглашение дополнительно расширило доступ на рынок в области товаров, услуг и инвестиций, улучшило правила по облегчению торговли и другим областям, а также добавило 4 новые главы по электронной коммерции, политике конкуренции, государственным закупкам и окружающей среде и торговле, чтобы лучше реагировать на потребности современного экономического и торгового развития.

6.10. В декабре 2023 года Китай и Сингапур подписали Протокол о дальнейшем улучшении Соглашения о свободной торговле между Китаем и Сингапуром для улучшения обязательств по дальнейшему открытию торговли услугами и инвестициями через негативные списки. Он также добавляет новую главу по телекоммуникациям с высокоуровневыми экономическими и торговыми правилами, такими как национальный режим, доступ на рынок, прозрачность и цифровая экономика.

6.11. На данный момент Китай подписал 22 Соглашения о свободной торговле с 29 странами или регионами и активно продвигает переговоры по Соглашению о свободной торговле или переговорам по модернизации версии 3.0 Соглашения о свободной торговле между Китаем и АСЕАН, а также с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (СГПЗ), Гондурасом, Израилем, Норвегией, Перу, Республикой Корея и Новой Зеландией.

6.2.4 Содействие присоединению к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транс-тихоокеанском партнерстве (CPTPP) и Соглашению о цифровой экономике (DEPA)

6.12. В сентябре и ноябре 2021 года Китай подал заявки на присоединение к CPTPP и DEPA, что демонстрирует непоколебимую уверенность и решимость Китая продвигать высокоуровневое открытие, углублять внутренние реформы и активно участвовать в международном сотрудничестве в области цифровой экономики. В настоящее время Китай активно продвигает процесс присоединения к CPTPP и DEPA и предпринимает шаги для пилотирования международных экономических и торговых правил высокого стандарта в таких областях, как реформы государственных предприятий, цифровая экономика, права интеллектуальной собственности и государственные закупки. В августе 2022 года, после решения Совместного комитета DEPA, была создана Рабочая группа по присоединению DEPA для Китая, и официальные переговоры были начаты. На момент

[37] - Пожалуйста, обратитесь к  

В настоящее время Китай провел несколько раундов консультаций с членами DEPA и добился положительного прогресса.

6.3 Содействие высококачественному развитию инициативы «Пояс и путь» (BRI)

6.13. В октябре 2023 года в Пекине успешно прошел Третий форум по международному сотрудничеству в рамках инициативы «Пояс и путь», на котором Президент Си Цзиньпин объявил о восьми основных мерах поддержки высококачественного сотрудничества в рамках BRI. Всего было достигнуто 458 результатов, и заключены соглашения о сотрудничестве на сумму 97,2 миллиарда долларов США между китайскими и иностранными предприятиями. К концу 2023 года Китай подписал документы о сотрудничестве более чем с 150 странами и более чем
30 международными организациями. BRI теперь является самой обширной и крупнейшей платформой международного сотрудничества в мире.

6.14. В течение отчетного периода экономическое и торговое сотрудничество в рамках BRI дало плодотворные результаты. В 2023 году объем торговли Китая товарами с партнерами по BRI достиг 19,47 триллиона юаней, что на 2,8% больше по сравнению с предыдущим годом, что составляет 46,6% от общего объема внешней торговли Китая, что является историческим максимумом как по масштабу, так и по доле. Китай продолжил углублять сотрудничество с партнёрскими странами в рамках Инициативы «Пояс и путь» в области «электронной коммерции», установив механизмы двустороннего сотрудничества с 30 странами на пяти континентах, создав пилотную зону в Шанхае и делясь дивидендами от развития цифровой экономики. В 2023 году китайские предприятия инвестировали 224,09 миллиарда юаней в нефинансовые прямые инвестиции в страны-партнёры Инициативы «Пояс и путь». В соответствии с тенденциями развития стран-партнёров Инициативы «Пояс и путь», китайские внешние инвестиции и сотрудничество в цифровых, зелёных и голубых секторах растут быстрыми темпами. Страны-партнёры Инициативы «Пояс и путь» активно извлекают выгоду из китайского рынка и возможностей развития, ускоряя свои инвестиции в Китай.

6.4 Продвижение Глобальной инициативы развития с конкретными результатами и ощутимыми достижениями

6.15. Как естественный член Глобального Юга, Китай увеличил вклад в международное сотрудничество в области развития и оказал надёжную поддержку и помощь развивающимся странам. В сентябре 2021 года Президент Си Цзиньпин выдвинул Глобальную инициативу развития (ГИР). ГИР полностью соответствует Повестке дня ООН в области устойчивого развития на 2030 год, сосредотачиваясь на проблеме несбалансированного и недостаточного развития и способствуя созданию глобального сообщества развития.

6.16. В течение периода обзора, в рамках инициативы GDI, Китай активно содействовал строительству открытой мировой экономики, повышая торговые возможности развивающихся стран и создавая открытую и инклюзивную торговую среду для развивающихся стран. В частности, в июне 2022 года председатель Си Цзиньпин председательствовал на Высоком уровне диалога по глобальному развитию, объявив о ряде важных мер по реализации GDI со стороны Китая. Диалог также опубликовал список результатов, содержащий 32 меры, включая совместную реализацию Китая и Управления ООН по южному сотрудничеству семинаров по "Южному сотрудничеству в трансграничной электронной коммерции для искоренения бедности и глобального устойчивого развития." В то же время Китай еще больше открыл свой рынок для МНК. Китай является одной из стран с самым высоким уровнем либерализации доступа на рынок для МНК. В 2021 году Китай еще больше расширил беспошлинные тарифные линии товаров для импорта из МНК, имеющих дипломатические отношения, до 98%. Согласно прогрессу обмена дипломатическими нотами между правительствами, на апрель 2024 года 34 МНК были предоставлены 98% беспошлинные тарифные линии со стороны Китая, что значительно способствовало экспорту МНК в Китай. С 2008 года Китай является основным направлением экспорта для МНК. Четверть общего экспорта МНК идет в Китай.

7 ПУТЬ ВПЕРЕД

7.1. Президент Си Цзиньпин отметил, что Китай не стремится к эгоистичной модернизации, а, скорее, к стремлению совместно достичь модернизации со всеми странами, включая множество развивающихся стран. Китай будет неуклонно продолжать ускорять развитие новых качественных производительных сил, настойчиво продвигать высококачественное развитие, придерживаться направления социалистической рыночной экономической реформы, настаивать на согласованных усилиях по углублению структурной реформы со стороны предложения и сосредоточиться на расширении эффективного спроса, продолжать полагаться на реформы и открытость для
 

усиления своего эндогенного импульса для развития в рамках концепции "китайская модернизация" и постоянно предоставлять новые возможности остальному миру с новым развитием Китая.

7.2. Китай будет продолжать придерживаться высокоуровневой открытости, принимать больше инициатив по согласованию с высокими стандартами международных экономических и торговых правил, постепенно расширять институциональную открытость в отношении правил, норм, управления и стандартов, способствовать новым лидерам открытости и устанавливать более высокий уровень новой системы открытой экономики. Китай будет продолжать создавать первоклассную деловую среду, ориентированную на рынок, основанную на законе и интернационализированную, полностью отменять ограничительные меры по доступу иностранных инвестиций в производственный сектор, продвигать высокоуровневую открытость в трансграничной торговле услугами и инвестициях, расширять доступ на рынок для цифровых продуктов и углублять реформы в таких областях, как государственные предприятия, цифровая экономика, права интеллектуальной собственности и государственные закупки.

7.3. Китай будет продолжать неуклонно отстаивать истинный многосторонний подход, защищать позицию основного канала многосторонней торговой системы при формировании международных экономических и торговых правил и защищать стабильность глобальных производственных и цепочек поставок. Китай будет продолжать всесторонне и глубоко участвовать в переговорах по реформе ВТО, содействовать либерализации и упрощению торговли и инвестиций, добиваться как можно более скорого восстановления нормальной работы двухуровневого механизма разрешения споров и работать над положительными результатами на MC14. Китай будет продолжать поддерживать реформу ВТО для продвижения в правильном направлении, поддерживать инклюзивное развитие многосторонней торговой системы и отстаивать законные права и интересы развивающихся членов.

7.4. Китай готов работать рука об руку со всеми членами, чтобы сделать многостороннюю торговую систему более устойчивой, а экономическую глобализацию более инклюзивной, сбалансированной и выгодной для всех. Китай будет стремиться продвигать модернизацию мира, характеризующегося мирным развитием, взаимовыгодным сотрудничеством и общим процветанием, чтобы внести больший вклад в строительство сообщества с общим будущим для человечества.


Рецензии