От кургана Куль-Оба к скифской пекторали
Где аналоги?
Шедевры строго по нарастающей
Скифская пектораль - операция украинских властей и спецслужб
Где аналоги?
"Да, скифы - мы!" - написал в 1918 году Александр Блок, согласившись тем самым с Наполеоном Бонапартом. Быть скифом в начале 20 века стало уже чуть ли не престижно. Ведь к тому времени в так называемых скифских курганах были найдены "такие шедевры древнего искусства, как электровая ваза из кургана Куль-Оба, золотой гребень из Солохи", которые "не имели и не имеют себе равных ни в древнем, ни в современном искусстве" (И.Б. Брашинский, В поисках скифских сокровищ. Л., 1979,Введение). Как известно, Генрих Шлиман, нашедший в 1873 году на раскопках холма Гиссарлык т.н. золото Приама, тем самым "доказал" существование гомеровской Трои. (Дальнейшие научные выводы, что к Приаму это золото не может иметь никакого отношения, уже ничего не меняли). Но Шлиман шел по стопам Поля Дюбрюкса, сделавшего в 1830 году золотые находки в керченском кургане Куль-Оба. Как и в случае гомеровской Трои, находки Дюбрюкса "доказали" существование геродотовых скифов. Хотя перед нами всего-навсего обычный для традиционной истории порочный круг: археологические находки сначала объясняются, исходя из литературных данных, а далее уже рассматриваются как подтверждение истинности этих данных.
Далее мы подробно остановимся на истории находок в "скифских" курганах. Однако сразу можно отметить два чудесных обстоятельства.
Во-первых, очевидно, что своей развитой металлургии, позволявшей создавать ювелирные шедевры, у скифов быть не могло. Скифология объясняет ситуацию так: ювелирные изделия для скифских царей делали греческие мастера. При этом надо поверить, что проживавшие в степях на окраине цивилизованного мира скифские цари обладали исключительно высоким художественным вкусом и приобретали у греков ювелирные шедевры, оставляя для самой Греции гораздо более низкопробные изделия. Более того, во всей Западной Европы не найдено ничего "античного", близкого, как по внешнему виду, так и по технологическому и художественному уровню, скажем, к пекторали из Толстой Могилы. А ведь, как известно, человечество долго, методом проб и ошибок, идет к созданию своего шедевра, но затем начинает его массово тиражировать. Отчего же этого не произошло в данном случае? Вот в наше время реплик этой пекторали из различных металлов сделано хоть отбавляй. А где же античные реплики?
Во-вторых, художественное и техническое совершенство наиболее ярких "скифских" изделий шло по нарастающей от находки к находке, полностью соответствуя закону развития технологий - от простого к сложному. По-моему, очевидно, что это была за технология - изготовления ювелирных изделий, выдаваемых за скифские сокровища. Проще говоря, изготовления "скифских" фальсификатов.
Проведем такую аналогию: вы гуляете по улочкам своего дачного поселка и последовательно находите купюры достоинством в 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 500 рублей. 1000 рублей и 5000 рублей. Вряд ли вы посчитаете это результатом простой случайности. Скорее решите, что вас кто-то разыгрывает.
Отметим еще одно странное обстоятельство. Многочисленные скифские курганы были обворованы в древности?
А куда делись все эти наворованные сокровища? Воры были настолько глупы, что пустили их в переплавку, не предложив какой-либо знатной особе? Видно, знатные особы в те времена, не чета нынешним, были крайне честны и не покупали ничего с сомнительным происхождением.
Шедевры строго по нарастающей
Остановимся на, что называется, знаковых находках "скифских" сокровищ:
Курган Куль-Оба (1830 г.),
Курган Чертомлык (1862-63 гг.),
Курган Большая близница (1864),
Курган Солоха (1912-13 гг.),
Гайманова Могила (1969-70 гг.),
Толстая Могила (1971 г.).
Среди находок в керченском кургане Куль-Оба, сделанных 22 сентября 1830 года, было много золотых, серебряных и бронзовых предметов:
"На голове погребённого был убор, украшенный золотыми цилиндрами и фигурками скифов, на шее – золотая гривна со скульптурными фигурками всадников-скифов на концах... В особом отделении лежали железный меч в ножнах с золотой накладкой со сценами терзания животных... золотая лента – обкладка рукояти нагайки ... золотой сосуд с изображениями скифов..." (Большая Российская энциклопедия 2004-2017, Куль-Оба).
Отметим, что практически все основные детали изображений скифов из кургана Куль-Оба содержит в себе половецкая баба, находившаяся на вершине мельгуновского кургана. (Ведутся споры, какая именно из дошедших до нас половецких баб находилась на мельгуновском кургане, но половецкие бабы обладают достаточно близкими деталями, поэтому для нас этот вопрос не столь важен). Вот описание половецкой бабы, предположительно стоявшей на мельгуновском кургане: "Одет этот человек в кафтан, гладкий пояс. На шее расположена витая гривна. К поясу подвешены: кнут (спереди), меч в ножнах с лопастью (спереди у левого бедра), горит (футляр - А.П.) с луком, меч в ножнах с лопастью (ниже пояса справа)".
Таким образом, даже кнут половецкой бабы отразился в накладке на рукоять нагайки из кургана Куль-Оба.
На сосуде из Куль-Обы на "скифах" надеты такие же фригийские колпаки, как и на рельефе Бларамберга.
Сцены терзания животных, как мы уже отмечали, широко присутствуют в русском, еврейском и западноевропейском декоративном искусстве.
Таким образом, все элементы изображений на изделиях из Куль-Обы уже были к моменту находки известны и оставалось только собрать их воедино в "скифском сокровище".
В отчете Дюбрюкса о находках в Куль-Оба присутствует анекдотическая деталь: вход в погребальную камеру был заложен большими камнями только наполовину, а затем камнями среднего размера, причем все они не были скреплены раствором. Впоследствии это стали объяснять тем, что погребальная камера использовалась для многократных захоронений и, чтобы не заморачиваться каждый раз с разбиванием стенки на входе, ее сделали разборной. Мы же объясним это тем, что после того, как Дюбрюкс подложил в погребальную камеру "скифское" золото, он не стал скреплять стенку из камней раствором, поскольку при последующей "раскопке" стало бы очевидно, что раствор свежий.
Может возникнуть вопрос: если сокровище из Куль-Обы - это подделка "под скифов", то кто и на какие деньги мог ее заказать?
Деньги эти не такие уж большие.
История находки в кургане Куль-Оба полна авантюрных, если опять же не анекдотических, деталей с расхищением большей части сокровищ, отчего-то оставленных без охраны. Мы не будем серьезно относится к сведениям "была целая куча золота, да все за ночь растащили". Тем более, что ни о каком расхищении ничего не сообщает заметка, напечатанная 8 октября 1830 г. в «Одесском вестнике», зато приводит данные о весе клада: "Никогда еще в сем краю не было сделано подобного открытия в отношении к древностям. Золота разных достоинств содержится в них до 8 фунтов".
В пересчете на метрическую систему это составит примерно 3 кг 600 г.
Примерно то же сообщает и следующий источник:
"Стоимость предметов, найденных в обоих погребениях, оценивают в 120 ливров золотом; это кажется мне преувеличением. Из них правительству вернули 15 ливров; остальное рассеялось" ( Фредерик Дюбуа де Монпере, Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхиду, в Грузию, Армению и в Крым. В 6 томах. - Париж, 1843. Т. 5, 6. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2020, с.92).
1 ливр равен 114,75 золотника. В золотнике 2.266 грамма. То есть ливр весит 260 грамм.
А 15 ливров - это 3 900 грамм.
Отметим, что это вес всех ювелирных изделий, которые, кроме золота, были изготовлены из сплава золота с серебром. Так что наша оценка стоимости сокровища - эта оценка сверху, то есть максимальная стоимость.
С 1817 по 1825 год 1 золотой рубль содержал 1,2 грамма золота (Белоусов В.Д., Бирюков В.А., Каширин В.В., Из истории российских золотых денег, «Международный научно-исследовательский журнал»м Выпуск: № 1 (43), 2016).
Соответственно стоимость 8 фунтов золота составляла 3 000 рублей. Положим, что ювелирная работа удваивала стоимость золота. Тогда затраты на "скифский клад" составят около 6 тысяч рублей.
Сравним эту сумму со следующей: "В марте 1832 г. император ... дополнительно ассигновал 2 тыс. р. на исследование Хрониевского кургана, и в феврале 1833 г. — еще 2 тыс. р" (Тункина, там же, гл.3,2). То есть сумма, выделенная на раскопки Хрониевского кургана, близка к затратам на изготовление клада в кургане Куль-Оба.
Откуда могли взяться деньги на "скифский клад"? В обнаружении его в кургане Куль-Оба активное участие принимал керченский губернатор Иван Стемпковский. Более того, сам Дебрюкс неоднократно общался с высокопоставленными особами, вплоть до Государя Императора: "император Александр I посетил Керчь 10—11 мая 1818 г., причем Дюбрюкс показывал ему свои раскопки, водил в катакомбы и открытые склепы. Император осмотрел также дом Дюбрюкса, превратившийся в музей местных древностей, и пожаловал археологу большую часть находок, обнаруженных в ходе раскопок. Монарх поручил ему вести дальнейшие исследования, но средств на их проведение не выделил, ограничившись пожалованием бриллиантового перстня... Во время поездки в Петербург в апреле—мае 1820 г. П. А. Дюбрюкс был принят вел. кн. Михаилом Павловичем, который вновь выделил небольшую субсидию на раскопки в размере 500 р. ... Одесские антикварии ... обратили на себя внимание графа Н. П. Румянцева, путешествовавшего в 1823 г. по Новороссии. Канцлер стал переписываться со Стемпковским ... о проведении П. Дюбрюксом раскопок в Керчи на предоставленные им средства... Раскопки Дюбрюкса продолжались на ассигнования, выделенные вел. кн. Михаилом Павловичем и гр. Н. П. Румянцевым " (Тункина, там же, гл.3).
Таким образом, "скифский клад", вероятно, был изготовлен за счет финансирования, идущего от самой верхушки Российской империи, которая живо интересовалась археологическими находками и была явно не прочь объявить себя наследниками территории Северного Причерноморья, входившей в древности в обширное скифское царство с богатой художественной культурой. Для подтверждения высокого уровня культуры древних скифов и требовались выдающиеся археологические находки.
Следующие яркие "скифские находки" сделал Иван Забелин. В 1859 году по приглашению графа Строганова Забелин перешел на работу в только что основанную и возглавляемую Строгановым Императорскую археологическую комиссию.
После чего отправился на юг России раскапывать курганы. Строганов был известным коллекционером и меценатом и, соответственно, богатым землевладельцем. В 1860 году он был назначен главным руководителем воспитания наследника престола. Как и в случае с Дюбрюксом, раскопавшим курган Куль-Оба, за Забелиным стоял богатый человек, близкий к императорскому двору.
В 1862-63 гг. Забелин раскапывает курган Чертомлык (примерно в 20 км от города Никополя в Днепропетровской области) и среди прочего находит серебрянную вазу.
"Далее в глубине подземелья окрыты: серебряная ваза в роде амфоры, вышиною 1 арш., в диаметре в плечах около 9 вершков, вся изящно разчеканенная травным орнаментом с изображением цветов, птиц, и в верху двух грифов, терзающих оленя, а по плечу украшенная горельефными вызолоченными изображениями сцен из быта Скифов, занятых уходом за своими конями.
Нет никакого сомнения, что здесь изображено самое существенное и важнейшее дело из скифского быта, именно покорение дикого коня. Греческий художник развил эту мысль с замечательным искусством и расположил свои изящные изображена в том последовательном порядке, каким по необходимости всегда сопровождалось это степное скифское занятие. Изображение расположено вокруг по плечу вазы и составляет два особых и равных отдела, один передний, другой задний. Начальный пункт художественной мысли и самого дела находится по средине этой задней стороны всей картины. Здесь две лошади представлены еще на степной дикой свободе: они пасутся в степи. По сторонам изображено первое действие их покорения человеку: они уже пойманы на аркан скифами, которые стараются удержать, остановить их на месте.
Фигуры лошадей и фигуры скифов изображают сопротивление друг другу, лошади стремятся убежать, скифы упираются всеми силами, дабы удержать бегущих. Таким образом этот задний отдел картины и с правой, и с левой стороны, существенно выражает одно: ловлю степного, свободно пасущегося коня. С передней стороны вазы, на самой средине изображен и самый важный акт этой ловли, именно усилие трех скифов повалить дикого, необузданного коня на землю, дабы потом взнуздать его. Два скифа, стоящие впереди коня, тянут его веревками (которых к сожалению не сохранилось на памятнике), один за правую переднюю ногу, другой за обе, вероятно спутанные, задние ноги.
Скиф стоящий позади, тоже тянет к себе коня за левую переднюю его ногу. Группа слева показывает, что конь уже взнуздан и скиф его стреножит, притягивая левую переднюю ногу через плечо коня к правому поводу узды с целью оставить его в этом неестественном и очень трудном для коня положении, чтобы он сам собою привык слушаться повелений узды. Группа с права показывает, что дикий конь уже спокоен, объезжен, взнуздан и оседлан и скиф спокойно стреножит его передние ноги для отдыха ... По стилю и отделке ваза может быть причислена к лучшим произведениям греческого искусства, и есть единственный в своем роде памятник скифской древности"(И.Забелин, Древняя Скифия в своих могилах).
В отличие от сидящих фигур, занятых бытовыми делами, на вазе из кургана Куль-Оба, ваза Забелина рисует нам несомненных кочевников-коневодов.
Фриз со скифами на вазе Забелина богаче количеством изображенных фигур, фигуры эти гораздо более экспрессивны, чем на вазе из Куль-Обы. В отличие от вазы из Куль-Обы, где изображения расположены на одном фризе, на чертомлыкской вазе три уровня изображений: верхний - терзание грифонами оленя, средний - фриз с фигурами "скифов" и лошадей, нижний - с изображениями птиц. Более сложная и конструкция чертомлыкской вазы: "ваза имеет форму амфоры; на нижней части её тулова три крана: два в виде львиных голов и один в виде головы крылатого коня, Пегаса. Изнутри в отверстия кранов и в горлышко впаяны сита, через которые процеживалось вино, наливавшееся в амфору". Ваза из Куль-Обы - сосуд с единственным горловым отверстием.
Таким образом налицо развитие как "скифского сюжета", так и технического уровня ювелирного дела.
В Чертомлыкском кургане также была обнаружена золотая обкладка ножен меча с рельефом "многофигурной сцены битвы греков с варварами" (М.И. Артамонов,Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа, Прага — Л., «Артия», «Советский художник». 1966, Чертомлык). А на одной из обнаруженных в Чертомлыке золотых бляшек - изображение "скифа, борющегося с грифоном" (там же). О развитии этих сюжетов в "скифской" археологии см. дальше.
Еще более экспрессивны изображения на найденном Забелиным в 1864 году в кургане Большая близница (Таманский полуостров) золотом головном уборе - калафе. На нем скифы сражаются с грифонами. Это явно развитие сюжета с золотой бляшки в Чертомлыке.
Развитием сюжета "битвы греков с варварами" стала следующая яркая "находка" 1913 года в кургане Солоха (на левом берегу Днепра неподалёку от Каменки-Днепровской Запорожской области). Ее сделал А.А. Бобринский, сын также присутствовавшего на раскопках председателя Императорской Археологической комиссии, графа Бобринского: "Рабочие ушли обедать, а профессор Веселовский (глава археологической экспедиции - А.П.) взял моего отца под руку и, поддерживая друг друга, они направились к палатке. Я оставался совершенно один на дне пустой могилы. Тишина кругом была мертвая. Что меня еще приковывало к этому месту? По правде сказать, я и сам не знаю. Какая-то невидимая сила меня не пускала уходить и я стоял как заколдованный. Своей маленькой ручной лопаточкой я безцельно царапал твердую глину дна могилы, зная что она уже совершенно пуста. Вдруг моя лопаточка натолкнулась на что-то твердое. Я копнул ниже, сделал усилие рукой, что-то блеснуло, и я вынул безо всякого труда громадный парадный золотой гребень скифского царя с девятнадцатью длинными иглами и вылитым из золота украшением, изображающим двух скифов, нападающих с кинжалами на греческого всадника, отбивающегося от них коротким копьем. Другая пронзенная кинжалом лошадь валяется у них в ногах. От изумления я крикнул что было сил моему отцу: «Иди назад скорее, я нашел гребень»" (Вероника Шильц, О находке золотого гребня из кургана Солоха, АСГЭ. Вып. 36. СПб: 2003. С. 68-71). Граф Бобринский - внебрачный праправнук Екатерины Второй, человек весьма состоятельный, в 1916 году ставший гоф-мейстером ("заведующим") императорского двора. Опять за находкой стоит знатная богатая особа, приближенная ко двору.
Что касается самого гребня, то на нем объемные, в отличие от обкладки ножен из Чертомлыка, изображения "битвы греков с варварами". То есть развитие сюжета из Чертомлыка на новом технологическом уровне. Объемные фигурки скифов уже появлялись в виде всадников на гривне из кургана Куль-Оба. Однако на гребне из Солохи изображена гораздо более сложная объемная композиция из трех людей и двух животных, несомненно, превосходящая гривну по своему техническому уровню
В целом, мы видим, что находки из т.н скифских курганов соответствуют законам развития любой технологии:
от простого к сложному, вбирая достижения предыдущих стадий.
В наш ряд не совсем вписывается ваза, найденная в 1911 году в воронежских курганах Частые могилы. Это серебряная ваза, очень похожая на вазу из кургана Куль-Оба: практически та же форма, тот же "лепестковый" декор в нижней части, и так же сидящие, как на вазе из Куль-Обы, скифы. Откопал ее директор Воронежского музея Стефан Зверев, а бывший воронежский вице-губернатор Петр Апраксин, только недавно назначенный губернатором Таврии, преподнес ее в дар приехавшему в Крым Николаю II. Я полагаю, все дело в том, что за находкой стояли провинциальные круги, с меньшими, чем у петербургских и московских, финансовыми и творческими возможностями. Поэтому и ваза не электровая (сплав золота и серебра), а просто серебрянная. Хотя Геродот писал: "В... обширном пространстве могилы кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют)". Да и изображения, как уже сказано, вторят изображениям на вазе из Куль-Оба. Правда, с некоторыми исключениеми. "Въ общемъ Воронежская ваза по своей форм; и рисунку скифовъ напоминаетъ Куль-обскую вазу Императорскаго эрмитажа. На Воронежской ваз; вс; три группы скифовъ иллюстрируютъ приготовленiе ихъ къ военному походу или предстоящему бою. Вс; изображенные на ваз; скифы вооружены не только обычнымъ любимымъ ихъ оружiемъ - лукомъ, но три изъ нихъ им;ютъ еще и боевые топоры. Изображенiе этого оружiя встр;чается впервые только на Воронежской ваз; (на Кульобской и Никопольской вазахъ изображенiе топоровъ не находимъ). А такъ какъ боевой топоръ представляетъ древн;йшее оружiе, унасл;дованное отъ каменнаго в;ка, то присутствiе ихъ как будто обычнаго оружiя (наравн; съ лукомъ) заставляетъ насъ считать Воронежскую вазу наибол;е древней" (А.И. Мартиновичъ, "Воронежская Ваза 1911 г." Изъ раскопокъ на урочищ; Частые курганы Воронежской губернiи, Императорское Русское Военно-Историческое Общество, 1912 г.). То есть голь на выдумки хитра: пусть ваза поплоше, да зато самая древняя. ( Мы уж не останавливаемся на вопросе: а в каком веке могли быть изготовлены скифские мечи да металлические топоры? Ясно, что не ранее 14-15 вв. н.э., когда в Европе возникла металлургия).
А вот тиара "скифского царя Сайтоферна" в наш ряд вписывается очень хорошо. Напомним, появилась она в 1896 году и быстро была признана подделкой, изготовленной в Одессе еврейским ювелиром.
"Так называемая тиара Сайтаферна представляет собой драгоценный головной убор высотой 17,5 см, диаметром 18 см и массой 486 г, чеканенный целиком из тонкой золотой полосы. Фактически по форме она является не тиарой-диадемой, а куполообразным шлемом. Шлем разделен на несколько горизонтальных поясов с чеканкой (смотря как считать, но не менее пяти - А.П.). На центральном, самом широком, изображены 4 сцены из гомеровского эпоса, посвящённые Ахиллу, кроме него, изображены Патрокл, Брисеида и Одиссей. На других фризах изображены: картина охоты скифского царя на крылатого зверя; рельефные фигурки всадников-скифов, а также быков, лошадей и овец. Навершие украшала свернувшаяся клубком змея, поднявшая голову. Между вторым и третьим поясами на древнегреческом языке нанесена надпись, где упомянут царь Сайтаферн". То есть почти все мотивы прежних "скифских находок", но в более богатом и технически совершенном исполнении на поверхности головного убора, который явно вдохновлялся калафом из Большой близницы. Сопоставим сражение скифов с грифонами с калафа с "картиной охоты скифского царя на крылатого зверя" с тиары. ("Крылатый зверь" на ней - вылитый левый грифон с вазы Забелина). Во всяком случае, шлемы из золота, всплошную покрытые многочисленными рельефными художественными изображениями, исторической науке не известны.
Скифская пектораль - операция украинских властей и спецслужб
Как известно, в феврале 1917 года прекратила свое существование Российская империя. В последующие годы советской власти было, очевидно, не до "скифского золота". Однако к началу 1970-х годов ситуация изменилась. Руководство УССР стало претендовать на роль одного из центров власти в СССР и на усиление своей автономии от Москвы. В 1970 году вышла книга Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Украины Петра Шелеста "Украина наша советская".
Вот что в ней говорилось.
"В.И. Ленин решительно выступал в защиту растоптанных царизмом национальных прав украинского народа... Украинский народ, руководимый Компартией Украины, был одним из инициаторов образования СССР... Украинский народ внес выдающийся вклад по всемирно-историческую победу советского народа в Великой Отечественной войне... Советская Украина дает 8-10 процентов мирового производства стали, чугуна, сахара, добычи угля, природного газа... Советская Украина занимает почетное место на международной арене. Она принимает участие в работе более чем пятидесяти различных международных организаций, является членом ООН. К голосу Украины сегодня прислушивается весь мир... С огромной силой и талантом проявляет себя украинский народ во всех сферах человеческой культуры... Известно, что сооружения древнего Киева длительное время были образцами для строительства по всей Руси, а киевские строители стали создателями первых каменных сооружений в Смоленске, Полоцке, Суздале ... Сегодня Украина является одной из самых передовых, образованных и культурных стран мира (країн світу)" (ШЕЛЕСТ ПЕТР ЕФИМОВИЧ, УКРАИНА НАША СОВЕТСКАЯ, Политиздат Украины (На украинском языке) 1970).
Помимо всего прочего, Украина была названа П.Шелестом "страной мира", очевидно, особой от СССР. На формирование образа самодостаточной страны с особым культурным наследием были направлены созданные при непосредственном участии Шелеста историко-культурный заповедник на Хортице, подчеркивающий роль запорожского казачества, Музей народной архитектуры и быта Украины в Пирогове, многотомная «История городов и сел Украинской ССР».
И еще в ноябре 1963 года в Киеве появилась созданная при участии того же П. Шелеста "Золотая кладовая Украины": "Шелест действовал обдуманно: кладовая позволяла оставлять в Украине драгоценные археологические находки, которые ранее приходилось часто перевозить в Москву или Ленинград" (Олег Шама, Драгоценная случайность. 44 года назад археологи нашли знаменитую скифскую пектораль, НВ №34 от 18 сентября 2015 года). В 1972 году, то есть еще при нахождении П.Шелеста на должности Первого секретаря ЦК КП Украины, из печати вышел исторический роман Ивана Билыка "Меч Арея". И в романе, и в послесловии к нему, утверждалось, что летописные гунны - на самом деле древние украинцы, а великий гуннский вождь Атилла - это киевский князь. Таким образом, происхождение "украинского народа" отправлялось в "глубокую древность" и украинцы оказывались в числе древнейших обитателей Евразии. В том же русле "древности украинцев" находилась и т.н. скифско-сарматская гипотеза происхождения славян вообще и украинцев в частности от скифов. Видным ее приверженцем был академик Б.А. Рыбаков (1908-2001). "Скифские находки", в духе идей, сформулированных в книге П.Шелеста, должны были продемонстрировать высокий культурный и технологический уровень, которым уже в древности обладали предки украинцев.
И "находки" эти неизбежно появились.
Сделал их Борис Мозолевский (1936 - 1993) - человек с авантюристической жилкой, находившийся под плотным контролем украинских спецслужб. Именно на него была возложена задача явить миру "скифские шедевры".
Сначала Мозолевский хотел стать летчиком, но затем с 1958 по 1964 год заочно учился на историко-философском факультете Киевского университета. "Писал стихи... Они привели его к шестидесятникам и накрыли колпаком КГБ. Товарищей арестовывали, за ним следили, на работу (по университетской специальности - А.П.) не брали" (Наталя ФІЛІПЧУК,
Борис Мозолевський: «За всі свої одкровення я заплатив лише 13 роками кочегарства», Голос України, 26 червня 2019).
" Позже Борис Мозолевский напишет: "Когда удавка уже должна была затянуться вокруг моей шеи и мне светило на несколько лет поменять климат, сообразил я, что спасти меня может только открытие мирового значения... Вместо Мордовии я попал в Институт археологии АН УССР" (там же).
То есть Мозолевскому со стороны властей через спецслужбы поступило предложение, от которого он не мог отказаться.
С 1968 года Мозолевский начинает работать внештатным сотрудником Института археологии АН УССР и принимает участие в раскопках группы курганов Гайманова Могила в Запорожской области.
"Открытия" не заставили себя ждать.
"Это раздражало: все копают, а он находит. Словно из земли сыпалось. Мне рассказывали историю, как была найдена знаменитая чаша из Гаймановой могилы. Экспедицией руководил Васыль Бидзиль. Борис там был рядовым сотрудником. И так случилось, что он провалился ногой в нишу, где и была схоронена чаша" - рассказывала Вера Даниловна (жена Моздолевского - А.П.)" (там же). Все прямо как при находке гребня из кургана Солоха.
"Самая замечательная находка, прославившая Гайманову могилу: серебряная с позолотой чаша ритуального назначения, украшенная широким фризом с рельефными изображениями шести фигур скифов. Основу композиции составляют парные сцены... На одной стороне чаши изображены два сидящих бородатых скифских воина, занятых мирной беседой. Роскошная одежда, парадное оружие, атрибуты высшей власти — плётка в руке одного из них и булава в руке другого — всё указывает на то, что перед нами представители высшей власти, скифские «цари». Фигуры, выполненные в технике высокого рельефа, позолочены; в серебре оставлены лишь лица и кисти рук. На противоположной стороне чаши — другая парная сцена... Здесь также сидят два знатных скифских воина — пожилой и молодой, одетые в такие же роскошные костюмы и при парадном вооружении. У молодого на шее гривна, в правой руке он держит чашу — символ верховной власти, левая рука его вытянута в сторону собеседника. Пожилой воин протянул правую руку в сторону молодого, как будто передавая ему что-то" (Николай Непомнящий, Андрей Низовский, 100 великих кладов, М., Вече, 2007, Чаша из Гаймановой могилы).
Чаша полностью отвечает движению "находок" от простого к сложному:
- техника высокого рельефа с сочетанием позолоты с серебром, превосходящая по художественному и техническому уровню фигуры скифов на вазах из Куль-Обы и Чертомлыка,
- развитие "скифского сюжета" - перед нами уже не простые скифы, как в Куль-Обе и Чертомлыке, а скифские цари и вельможи с символами верховной власти.
После находки в Гаймановой могиле (1969) , раскопки кургана Толстая могила Мозолевский проводил уже как начальник экспедиции. Здесь опять случилось чудо чудесное:
"Мозолевский очаровал Середу (начальник местного треста, содействовавший раскопкам - А.П.) рассказами о том, как он несколько раз ночевал на кургане, и всегда ему снился топот лошадей. Поэтому археолог был уверен, что Толстая Могила — погребение царского скифа... Середа, который приезжал на раскоп каждый день, подтрунивал: “Что ж ты мне обещал золото найти, а здесь все разграблено”... Мозолевский взял нож и сказал: “Смотрите, вот сейчас отковырну комок земли, и будет вам золото”. Воткнул клинок в глину — и там блеснула золотая пластинка с женского головного убора. Дальше — больше: археологи случайно нашли погребение жены царя, которая была в платье, почти полностью покрытом золотой фольгой. На шее у царицы оказалось массивное украшение весом без малого в полкилограмма... Но это были еще далеко не все находки. На следующий день, 21 июня (1971 г.), Мозолевский записал в дневнике: “В 14:30 что;то звякнуло и потом блеснуло под археологическим ножом”. Это и была пектораль — нагрудное мужское украшение, весящее 1.150 г и пролежавшее в земле 2.300 лет" (Олег Шама, Драгоценная случайность. 44 года назад археологи нашли знаменитую скифскую пектораль, НВ №34 от 18 сентября 2015 года).
Выполненое Мозолевским задание было вознаграждено.
"После находки пекторали Мозолевского ждала настоящая слава.В Киеве с ним встретился Владимир Щербицкий, которого готовили на место уже опального тогда Шелеста. Археолога сразу приняли на работу в Институт археологии ... Его семья перебралась из пригорода в новую трехкомнатную квартиру" (там же).
"После раскопок Толстой Могилы Борис Мозолевский стал одним из самых авторитетных исследователей скифских курганов. В 1980 году он защитил кандилатскую диссертацию, тема которой - клад из Толстой Могилы. С 1986 г. и до конца жизни работал заведующим отделом, потом - сектора скифской археологии Института археологии АН Украины" (Украинская Википедия, Мозолевский).
Возникает резонный вопрос: - а в чем, собственно, состояла научная заслуга Бориса Мозолевского, благодаря которой он возглавил украинскую скифскую археологию? Тогда и сына графа Бобринского, нашедшего гребень из кургана Солоха, надо было назначить главным российским скифским археологом. Все сразу становится на свои места, если предположить, что Мозолевский был вознагражден за удачное проведение спецоперации по "находке скифского шедевра".
Вот, кстати, современное описание скифской пекторали, подтверждающее смысл ее появления:
"В середине июня Украина отмечает годовщину находки уникального артефакта - Золотои; пекторали. Это нагрудное украшение скифского царя не только является историко-культурным наследием страны, но и носит в себе священныи; и духовныи; смысл для украинского народа. Сегодня ювелирное украшение хранится в Сокровищнице Национального музея истории Украины в Киеве и относится к Историческому фонду драгоценных металлов и камнеи; государства".
В завершение повторим наши выводы относительно "скифских находок".
Все они явились миру, когда созрели условия для их использования при решении идеологических задач: "находки" использовались в качестве доказательства высокого культурного и технологического уровня "прародителей" того или иного государства.
На то, что ключевые "скифские находки" были изготовлены непосредственно перед их обнаружением указывает прежде всего следующее обстоятельство:
от находки к находке возрастало техническое и художественное совершенство самого яркого предмета клада на фоне развития "скифского сюжета" - от изображений простых скифов к царям. "Возвратное движение" - то есть снижение уровня по сравнению с предыдущей находкой - при этом отсутствует.
Оценим вероятность случайного непрерывного роста совершенства "скифских находок".
Если мы даже не будем принимать во внимание предметы из Сибирской коллекции и Мельгуновского кургана, то получим ряд из шести последовательных все более совершенных находок от кургана Куль-Оба до Толстой могилы. Вероятность случайного появления такого ряда - величина обратная 6! или 1\720, то есть чуть более, чем одна десятая процента.
Свидетельство о публикации №224092301576