К посетителям Эрмитажа

 Скупая надпись под этим портретом, находящимся в одном из залов здания Главного Штаба - филиале Эрмитажа, сообщает только о том, что на нем изображен майор Апшеронского пехотного полка Михаил Леонтьевич Дубельт. Чем он примечателен,  достоин ли внимания - об этом посетители музея могут только догадываться. Между тем это человек очень интересной судьбы - сын генерал-адъютанта Л. В. Дубельта, возглавлявшего в царствование Николая I Третье отделение, он к политической полиции никакого отношения не имел. По собственному желанию оставив блистательный Кавалергардский полк, был переведен на Кавказ в Апшеронский пехотный полк; под убийственным огнем горцев вел батальон на штурм Турчидага, награжден за храбрость золотым оружием; женился по пылкой любви на дочери Пушкина, в бракоразводном процессе, возникшем девять лет спустя по ее инициативе, хотя в семье было трое детей, взял вину на себя и приговорен к вечному безбрачию, а жена вышла замуж за принца Нассауского; в результате смелого письма, вызвавшего гнев императора, пробыл 23 года в вынужденной отставке; умер, не оставив никакого имущества.
Хотя в письме в дирекцию музея было предложено дополнить надпись пояснением, что  изображенный - зять А. С. Пушкина, музейные чиновники не пожелали сделать это, пояснив, что «перегрузка надписи информацией портит впечатление от экспоната. Для прочего есть экскурсии, которые не оставят посетителей Эрмитажа без ценных сведений».
 Подобный ответ вызывает удивление. Разве два слова смогут перегрузить информацию и испортить впечатление от прекрасного портрета, а имя величайшего поэта России следует отнести к прочему?. Неужели пояснение, кем был тот, о котором Н. Н. Пушкина-Ланская отзывалась: «Я желать лучше зятя не могла», не привлекло бы внимание к портрету, не оставило бы людей равнодушными, не заставило бы узнать как можно больше об этом человеке? 
 И какие же «ценные сведения» смогут сообщить посетителям об изображенном на портрете человеке экскурсоводы? Только то, что было известно в советское время и до сих пор рассыпано репликами в интернете: «Картежник и мот, необузданный скандалист, кутила и хам». «Бедная девочка! Такая красавица попала в руки изверга!» «На её прекрасном теле на всю жизнь остались следы шпор». Не заслужил Михаил Леонтьевич Дубельт подобных эпитетов - они опровергаются архивными документами. Единственная его вина заключалась лишь в том, что он очень любил дочь поэта, которая сознательно вышла за него замуж, питая к нему иные чувства. (Материалы десяти архивов Петербурга и Москвы содержатся в книге «Счастье будет зависеть от нее: Судьба дочери и зятя Пушкина»)
 В воспоминаниях М. Дубельта, хранящихся в Российском государственном военно-историческом архиве, говорится о его знакомстве с художником В.Ф. Тиммом и совместной поездке осенью 1849 года по поручению генерал-адъютанта
А.З. Аргутинского-Долгорукова.. Можно предположить, что известный живописец, проведший год на Кавказе на театре военных действий, рисовавший под пулями горцев, незадолго до возвращения в Петербург набросал эскиз портрета молодого красивого офицера, сына известного всей России сановника, по собственному желанию переведенного из блистательного Кавалергардского полка в скромный армейский полк. А вернувшись в столицу, завершил начатое на Кавказе. Великолепный портрет органично вписался в экспозицию живописи в одном из залов Эрмитажа. Но до сих пор автором значится князь Г.Г. Гагарин, хотя установлено, что с Михаилом Дубельтом он никогда не встречался. Гораздо больше оснований предполагать, что портрет писал В. Ф. Тимм.
 Не менее уточнения имени автора портрета важно пояснение: изображенный на полотне майор Апшеронского пехотного полка Михаил Леонтьевич Дубельт был зятем Пушкина. Однако дирекция музея, не заботясь о пребывающих в неведении посетителях Эрмитажа, не пожелала дополнить табличку к портрету ДВУМЯ словами, считая их перегрузкой информации. Справедливо ли это решение? В Интернете Михаил Дубельт характеризуется более пространно: «наиболее известен как муж (1853-1868) Натальи Александровны Пушкиной (дочери Александра Сергеевича Пушкина)».
 Если вы будете в Эрмитаже, уважаемый читатель Интернета, задержитесь у этого портрета. На нем изображен человек, о котором писала вдова Пушкина накануне свадьбы младшей дочери: «Я желать лучшего зятя не могла. 11-летнее короткое знакомство с ним подает надежду и даже уверенность, что счастие будет зависеть единственно от нее». И величайшая беда этого человека в том, что спутницей его жизни стала та, которую он любил, но которая испытывала к нему совсем иные чувства - об этом свидетельствуют фразы писем, обращенных друг к другу. Взяв вину в бракоразводном процессе, возникшем по ее инициативе, на себя, предоставляя полную свободу и право выйти замуж за другого, он писал ей: «Думаю, что в день твоей свадьбы я умру». Но любила ли его она? «Быть может, я достигну той же цели (развода) и без твоего содействия, но сохраняя право тебя ненавидеть». Только позволяла любить себя. Михаил Леонтьевич Дубельт пожертвовал счастьем и карьерой ради того, чтобы была счастлива Наталья Александровна Пушкина. Несправедливо приговорен к вечному безбрачию — за измену жене, которая, не разведясь с ним,  вышла замуж за принца Нассауского.


Рецензии
Ах, Алексей Вениаминович!
Разделяю вашу боль!
"Михаил Леонтьевич Дубельт пожертвовал счастьем и карьерой ради того, чтобы была счастлива Наталья Александровна Пушкина. Несправедливо приговорен к вечному безбрачию — за измену жене, которая, не разведясь с ним, вышла замуж за принца Нассауского".
Только позволяла себя любить...

Элла Лякишева   09.06.2025 20:01     Заявить о нарушении