Русский мир. Фейк или реальность?
(Интервью Светлане Герасимовой 22.01.2024)
С.Г. – Сегодня мы беседуем с нашим постоянным спикером Анатолием Судаковым. Анатолий Викторович, а что это за две фотографии на заставке нашего ролика? И о чём мы сегодня будем говорить?
А.С. – Это фотографии из моего города. На одной изображено домовладение волгоградца вблизи географического центра города. На другой – постамент памятника комсомольцам-добровольцам, отдавшим жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны с гитлеровской Германией. Фотографию памятника я сделал 8 мая, в канун 77-летия великой победы. Он расположен на главном проспекте города, менее, чем в одном километре от здания областной администрации. Комментарии, я полагаю, излишни. А говорить мы сегодня будем о русском мире, который имеет много разных лиц, в том числе, те, которые вы сейчас увидели.
С.Г. – Тема, конечно, философская, но от этого она не менее актуальная. Ибо кто только сейчас не говорит о русском мире и куда только не несут этот мир его фанаты, как только не навязывают соседям: и добрым словом, и пистолетом, и даже крылатыми ракетами! А что это за явление с житейской, философской и исторической точки зрения? С чем его, образно говоря, едят?
А.С. – С гарниром и приправами, с которыми он подаётся соседям. Об этом лучше меня расскажут грузины, молдаване, украинцы, исламские, кавказские и сибирские народы Российской Федерации, которые волею исторических судеб побывали или ещё находятся в объятиях русского мира, либо ощущают над собой его жаркое дыхание, и знакомы с этим феноменом.
С.Г. – Ну вот с ходу уже и латинские термины пошли! А простыми словами объяснить можно?
А.С. – Простыми словами можно объяснять простые явления, как переводится на русский язык латинское слово phaenomenon. А русский мир – это явление очень многослойное: социальное, историческое, ментальное, философское, культурологическое (сказать «культурное» в свете текущих событий, уж извините, язык не поворачивается). И чтобы этот феномен понять, мозгами надо поработать не один месяц. И ведь сколько лет уже этому самому русскому миру, а его приемлемого для всех, полного и непротиворечивого определения как не было, так и нет! Хотя, с одной стороны, это можно объяснить чрезвычайной сложностью этого культурно-исторического явления.
С.Г. – А с другой стороны закрадывается крамольная мысль о том, что, может быть, в реальности не существует никакого русского мира, раз мы не можем толково объяснить, что это такое? И что же тогда принесла Российская империя за триста лет своего существования в свои национальные анклавы и колониальные окраины? Что принёс СССР в Восточную Европу после Второй мировой войны? Что РФ сейчас несёт в Украину?
А.С. – Каждая империя сначала несёт смерть тем, кто сопротивляется, и горе побеждённым. Затем она приносит свои порядки административного управления. После этого экспортируются цивилизационные идеи, и, наконец, насаждается менталитет титульной имперской нации. Исключений нет, будь то империя А. Македонского, Римская, Византийская, Османская, Японская периода Сёва, да и любая другая. Разница только в том, каково соотношение принесённого покоряемым народам горя и последующей пользы. А это зависит от того, каков уровень социального развития империи и тех народов, которые она покоряет. Приведу два исторических примера.
Первый – захват монгольской империей Чингисхана и уничтожение ею Киевской Руси. В данном случае уровень культурного развития захватчика был ниже, поскольку это была молодая империя кочевого народа, который ещё не накопил традиций, которые бы отражались в материальной культуре. И в результате навязывания агрессором более развитому социуму своего образа существования взамен сложившихся у покорённого народа традиций, Русь значительно обескультурилась: большинство городов превратилось в сёла, прекратилось каменное строительство, производство стеклянных и янтарных украшений, была утрачена техника чернения металла и техника зерни – окантовки узора мелкими шариками золота и серебра. Можно обоснованно предполагать, что и само население в значительной степени духовно одичало. В частности, на долгие века прижилась традиция матерщины, которая представляет собой вербальное развитие образных форм первобытного генитально-репродуктивного восприятия окружающей действительности. В западно- и южнославянских языках не наблюдается такого гипертрофированного развития этого сектора лексики, как в русском. С той поры Россия так и не преодолела научно-техническое отставание от западной цивилизации, компенсируя комплекс собственной неполноценности постоянными мантрами о своей особой духовности и собственном пути, которые и породили иллюзию русского мира как некоей духовной субстанции, которая должна компенсировать утраченные исторические перспективы.
С.Г. – Первый вариант привлекательным, конечно, не выглядит. Но ведь есть и второй!
Второй пример – захват Вьетнама и зависимых от него государств центрального и южного Индокитая Францией во времена Второй империи (1852-1871 гг.) и первые полтора десятилетия Третьей республики. К тому времени Вьетнам, как я рассказывал в предыдущей передаче «Научный вариант развала российской империи. К чему привело величие Вьетнама» ещё был отсталой страной, в которой упорно, как сейчас в путинской России, реставрировались феодальные пережитки. А Франция была передовой промышленной державой, в полной мере пользующейся плодами буржуазных революций и нуждающейся в рынках сбыта и экспорте капитала. Да, история колониального завоевания Индокитая была несправедливой с точки зрения современного международного права, отягощена многочисленными преступлениями против вьетнамского народа. Но когда завоеватель находится на более высоком уровне социально-экономического развития, то неизбежные ужасы завоевания, нет, не оправдываются, но в значительной мере компенсируются ускорением темпов развития завоёванного общества. Во Вьетнаме появились современные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, ткацкие фабрики, портовые сооружения, железные дороги и железные мосты, речные и морские пароходы, трамваи, телеграф, газеты, централизованное водоснабжение и канализация, новые сельскохозяйственные культуры, учебные заведения европейского типа. То есть последствия завоевания были совершенно другими.
С.Г. – Но вернёмся, однако, к феномену русского мира. Что означает словосочетание? Каково его смысловое и материальное наполнение?
А.С. – Для начала откроем толковый словарь на слове «мир». Оно имеет славянское происхождение и происходит от индоевропейского корня, образующего в различных языках слова со значением мягкости, милости, нежности, покоя, тишины, согласия. Не случайно фанаты русского мира живут в парадигме: «Мы тут все белые, пушистые, поэтому нам все завидуют, и за это нас все ненавидят». Современное семантическое наполнение этого слова исключительно многообразно, и его толкование в словаре занимает не меньше страницы убористого текста. Но в контексте термина «русский мир» я бы выделил три семантических слоя.
Первый – это совокупность всех форм ментальной и материальной культуры, присущей тому социуму, который отождествляет себя с русским миром, отличных от явлений культуры иных цивилизационных общностей и образующих русскую цивилизацию, которую великий английский историк Джозеф Тойнби представлял как целостную общественную систему, все части которой взаимосвязаны и тесно взаимодействуют друг с другом.
Второй – это географическое пространство, занятое представителями русского мира, сложенного ментально сходной группой этносов, являющихся носителями его материальной и духовной культуры и образующих ментальное поле русской цивилизации с характерным для него мироощущением, мировосприятием, системой ценностей и приоритетов.
Третий – это совокупность социумов, то есть этнических, социальных, религиозных, профессиональных и иных групп, обладающих сходным менталитетом и разделяющих общие базовые морально-нравственные ценности, имеющих понятные друг для друга идеалы и жизненные устремления. Есть такое выражение: «жить в миру», то есть в сообществе людей. А можно «жить в мире». Это уже другое. И хорошо, если человек живёт в реальном мире. А если он живёт в вымышленном мире, где он, к примеру, самый великий человек на Земле, самый мудрый политик, самый любимый народом лидер и повелитель страны, в которой и ракеты самые быстрые, и выборы самые демократичные, и суд самый справедливый, и сортир самый скрепный? А вдруг у такого человека большая власть? И куда он приведёт возглавляемое им сообщество? Да известно куда! Туда!
Вот эти три кита, которые я назвал, держат любую цивилизационную общность. И чем ближе эти киты кучкуются друг к другу, тем прочнее цивилизация. А клеем, который скрепляет триединую основу любой цивилизации, является основная Идея (с заглавной буквы), тот стержень, вокруг которой строится ментальный мир цивилизации, как непротиворечивая система подкрепляющих и одухотворяющих друг друга морально-этических, социально-политических, культурно-исторических, религиозно-идеологических и повседневно-бытовых традиций и алгоритмов одобряемого в данном ментальном пространстве образов индивидуальной и коллективной жизненной активности.
С.Г. – Мы с вами в предыдущих передачах, да и не мы одни, не раз говорили о том, что сейчас в Украине идёт цивилизационная война. А какими цивилизациями представлено современное человечество? И могут ли они жить в мире друг с другом?
– А.С. – В современном мире есть два типа цивилизаций.
Первый – западные. Он представлен одной европейско-американской цивилизацией. Её ментальное поле, то есть географическое пространство, в пределах которого социумы разделяют базовую Идею, или, можно сказать, основополагающую суперидею: Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия. Основная идея этой цивилизации – человек превыше всего.
Эта цивилизация продолжатель ментальных традиций античного мира, который возник в V в. до н.э. вследствие социальной мутации, о чём я рассказывал в передаче «Украина и Россия. По разные стороны баррикад античной идеи».
Второй тип цивилизаций – восточные. Их четыре. Загибайте пальцы!
1. Дальневосточная. Ментальное поле: Дальний Восток, восток Юго-Восточной Азии. Основная идея – социум превыше всего. Она озвучивается и в моизме, и в легизме, и в конфуцианстве, и в других философских системах этого региона.
2. Индо-буддийская. Ментальное поле: Тибет, Южная Сибирь, Южная Азия, западный и центральный Индокитай. Основная идея – индивидуальное нравственное поведение с целью освобождения души для прекращения цепи реинкарнаций и достижения душой нирваны.
3. Исламская. Ментальное поле: Передняя и Средняя Азия, Северная и Восточная Африка. Основная идея – Бог превыше всего.
4. Африканская. Ментальное поле: Африка южнее Сахары. Основная идея: единство живых и умерших членов общины, которая превыше всего.
Вот такие супер-цивилизации я увидел в 2012 г., когда проводил исследования по географии ментального поля Земли с целью определения основных осей и узлов геополитических противоречий современного мира. Но тема, надо сказать, не пошла. Её не поняли ни географы, ни историки, и я тогда переключился на изучение регионального климата Нижнего Поволжья и истории формирования географических представлений об этом регионе, что соответствовало запросам научных изданий.
С.Г. – А где же в вашем исследовании ментальное поле русской цивилизации, Анатолий Викторович? Куда делась огромная территория России?
А.С. – А вот такой вопрос мне и коллеги-историки задавали. Но я и тогда не был уверен, что пространство Российской империи представляло собой отдельное, в достаточной мере сформированное ментальное поле, и сейчас в этом глубоко сомневаюсь. Вот в том, что русский менталитет всё-таки существует, меня убедила вышедшая в 2007 г. монография волгоградского философа Дмитрия Полежаева «Русский менталитет: социально-философское осмысление». Но я так и не увидел внутренней непротиворечивости этого явления. И его главным характеризующим признаком, как мне представляется, является амбивалентность в восприятии личностью самой себя и окружающего мира, неопределённость намерений и целей, нерешительность и неспособность к принципиальному нравственному выбору. Ну, то есть, отдельные люди, конечно, были и решительными, и целенаправленными, но кто-то в одну сторону, иные в другую. А большинство – ни нашим ни вашим. Вся история России пронизана непрекращающейся борьбой западников с почвенниками. Первые толкают страну вперёд, другие тянут назад, третьи какой-то особый путь ищут. Именно об этом и писал Иван Андреевич Крылов в своей басне про лебедя, рака и щуку. А в итоге машина российской государственности так и остаётся в провалившейся колее. У нас даже государственный герб изображает странную двухголовую птицу-мутанта, которая смотрит в разные стороны и никак не может понять, куда ей лететь!
И ведь именно эти черты менталитета отражаются в русских пословицах и поговорках:
Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.
Русский с горя пьёт и с радости.
Русский час – подожди, сейчас.
Русский человек задним умом крепок.
Русское «скоро» длится три года.
Русский народ царелюбивый.
И это про нас не враги проклятые придумали. Это мы сами себя так видим!
А что касается географического пространства русского ментального поля, то оно то ли есть, то ли его нет. Вот я знаю, что вьеты издавна компактно живут в дельте Хонгха, ханьцы – в междуречье Хуанхе и Яньцзы, кхмеры – в нижнем течении Меконга, норвежцы – на северо-западном побережье Скандинавского полуострова, а шведы на его юго-восточном. А где исторически сложившиеся территории компактного расселения русского народа? Волгоград, русский город, а каждый четвёртый скажет: «Я не русский, я казак!» Выше по Волге – исламские национальные образования, южнее – буддийская республика с калмыками. В соседней Астрахани вообще вавилонское столпотворение, а если и попадётся русский, то глаз у него всё равно будет узкий, скулы высокие, волосы тёмные. На Кубани – потомки малороссов, за Уралом монголоидные народы Сибири. Москвичи – вообще отдельная нация. Но может быть у нас политическая, экономическая и культурная элита русская? Ой, да не смешите, а то упаду! Она представлена тем же этносом, который в прошлом тысячелетии управлял Хазарией! А если кто не из элиты, а на грешной земле, полагает, что он среди русских живёт, то напомните ему поговорку: «Поскреби любого русского – и увидишь татарина!» Где я могу найти русского в России? Честное слово, не знаю!
С.Г. – Интересная получается ситуация: русского в России днём с фонарём не сыскать, а почти все говорят по-русски, и даже буряты и чеченцы, аварцы и представители десятков других этносов, поди же ты, несут сейчас пресловутый русский мир в Украину, как говорится, огнём и мечом! Как такое может быть?
А.С. – В Византийской империи до середины VII в. население говорило на латинском языке и гордо именовало себя римлянами. Но состояло оно из адской смеси народов покорённых древними римлянами стран в трёх частях света. Это были греки, армяне, сирийцы, картвелы, копты, фракийцы, иллирийцы, даки, славяне, эллинизированные племена Малой Азии. В VII в. государственным языком стал греческий. И что, все стали греками? Да нет же!
Стремление почувствовать себя представителем титульной нации, отодвинуть национальное в область семейного быта, забвение культуры и языка своего народа – частое явление в любой империи от древности до наших дней. К примеру, когда в V в. до н.э. город-государство Рим начал завоёвывать соседние италийские города и принудительно устанавливать на своих условиях федеративные отношения, в Италийской Федерации жители сохраняли гражданство своих городов. Но по мере формирования единого территориально-хозяйственного комплекса в обществе стали расти противоречия, связанные с юридической неравноценностью римского гражданства и гражданства других городов, и в 49 г. до н.э. италийское гражданство было отменено, и все италики стали юридически равноправными с римлянами. Все хотели жить в парадигме римского мира, говорить на латинском языке. Родные языки италийских народов, этрусский, вольский, умбрский, сикульский, фаликский и десятки других, вымерли до начала I в. до н.э.
В России гражданства не было, было подданство. Здесь концептуальная разница. Граждане по определению – это свободные люди, а подданные – это рабы правителя. Советская власть юридически уравняла всех подданных русского царя и зависимых от него правителей, например, бухарского эмира друг с другом. Это повышало статус некоренных народов. Ну сами подумайте, одно дело – гражданин Бурятии, и совершенно другая весовая категория – гражданин России. И личное самоощущение представителей колониальных народов путинской империи уже совсем другое. И в Украину русский мир теперь несёт и тувинец, и якут, и лезгин, и мордвин, как когда-то в 480 г. до н.э. Ксеркс I, чьё имя означает «Герой среди царей», собрал орду среди десятков народов всех сатарпий Персидской империи и двинул её на крошечную Грецию, где в битве при Фермопилах триста спартанцев показали миру разницу между свободными гражданами и подданными великого царя, набранными из колониальных окраин. А в Украине своего рода Фермопилами стал Мариуполь.
С.Г. – Русский мир и русская цивилизация – это одно и то же, или есть разница?
А.С. – Я думаю, русский мир – это всего лишь идея о том, что Россия образует отдельную цивилизацию. То есть это заявка на исключительность страны, которая на самом деле представляет империю, в которую выросло Московское государство в результате колониальных завоеваний сопредельных территорий. Сначала этой империей управляла династия Романовых, затем советская партийно-хозяйственная номенклатура и, наконец, чекистско-чиновничье сословие.
С.Г. – А какая у русского мира цивилизационная идея?
А.С. – Центральная идея: правитель превыше всего! Эта идея всегда обрамляется скрепной триадой, которая должна как-то заретушировать весь идиотизм и цинизм главной идеи. В досоветское время в эту триаду входило: православие, самодержавие, народность; в советское: Ленин, партия, коммунизм; в путинское: особость, избранность, державность. Четвёртой всегда была идея жертвенности: каждый обязан не щадить живота своего. Пятой является идея тождественности между Родиной и властью, чтобы никто не перепутал, за что следует отдавать свою жизнь. Шестая – идея персонификации власти и правителя, который, как сказано изначально, превыше всего. Вот по этому кругу идеологические поводыри всех времён и водят веками общественное сознание россиян, как ослика вокруг мельничного колеса. И ведь что интересно: никакое общество не может сформироваться при отсутствии центральной идеи и идеологии. Но есть масса примеров того, как общество консолидируется вокруг той ли иной безумной идеи и даже некоторое время существует в тенётах бредовых идеологий, к счастью, не очень долго по меркам исторического времени.
С.Г. – Но российское государство существует уже много веков. Значит изначально цивилизационная идея русского мира, наверняка была не такой уж и плохой! Когда она возникла, где её корни?
А.С. – Русская идея по своей сути – это идея империи. К её возникновению привели определённые причины. И она далеко не всегда выглядела так карикатурно, как в нынешние времена.
Главной причиной возникновения идеи русского мира было закономерное формирование централизованного Московского государства на развалинах Золотой Орды и освобождение русских княжеств от колониальной зависимости. Наличие более отсталой восточной периферии, населённой народами финно-угорской, мадьяро-булгарской, огузо-кыпчакской и других групп, находящихся на стадии разложения родового строя и образования протогосударств в форме племенных союзов, давало возможность проводить имперскую политику, то есть расширять территорию и формировать колониальные окраины. Исторический опыт длительного существования в цивилизационном поле традиционного восточного золотоордынского государства, повлиял на традиции управления, а через них на менталитет московитов.
Перед элитой молодого государства встал важнейший вопрос: какие идеи, морально-этические ориентиры и религиозно-философские смыслы объявить цивилизационными ценностями набирающей мощь Московии. Исламские ценности сразу отпадали, поскольку это означало бы отказ от христианства, чего не требовали даже ханы Золотой Орды. Его сохранение ментально отделяло формирующийся русский этнос от татарского субстрата. От западной цивилизации Московия ментально была уже оторвана как в силу концептуальных противоречий между католичеством и православием, так и по причине устоявшихся восточных традиций государственного управления.
Центром вселенского православия был Константинополь – столица Византийской империи, наследницы античного Рима, который к моменту своего раздела на две части полностью ориентализировался и приобрёл черты восточной деспотии. И вот совершенно случайно появился один субъективный фактор, который позволил формирующемуся в Московии молодому русскому миру эффектно применить уже давно оформившуюся и оказавшуюся очень эффективной имперскую идеологию. В ней было и близкое московитам православие, и необходимая правящему классу идея сакрализации царской власти, и традиции державного величия, которые и в современной России до сих пор копируются, например в архитектуре православных храмов. 29 мая 1453 г. турецкий султан Мехмед II захватил Константинополь и ликвидировал дышащую на ладан Византию. Через два года после этого у брата последнего византийского императора Константина XI, погибшего при штурме города, правителя автономного княжества Морея Фомы Палеолога на полуострове Пелопонес в Мистре родилась дочка Зоя, которая вместе с отцом после завоевания в 1461 г. этого княжества турками оказалась в Риме. В 1465 г. Фома умер, а его сын Андрей, разорившись на кутежах, продал в 1502 г. свои права на византийский престол арагонскому королевской Фердинанду II.
Римский папа Павел II в 1569 г. предложил московскому великому князю Ивану III взять Зою, которую обратили в католичество и переименовали в Софью, с хорошим приданным в жёны, полагая, что это поспособствует распространению католичества в Московии. Однако принцесса оказалась умнее, чем о ней думали. Она приняла православие и разъяснила мужу, что теперь он стал равен по статусу императору Византии. Иван III, я думаю, побоялся, что бояре этого не поймут, а вот внук Софьи Фоминичны Иван Грозный уже официально провозгласил себя цесарем. В 1589 г. при Фёдоре была учреждена Московская патриархия. С тех пор родилась концепция «Москва – третий Рим». Закрепились традиции византийщины с её неистребимым стремлением к величию, к подавлению гражданского общества, дворцовыми интригами, преклонением перед властью господа и властью цесаря. И вот таким образом правящий класс бывшей колонии Золотой Орды повысил свою масть до козырной, а российские правители уверовали в свою богоизбранность и несокрушимое величие.
С.Г. – И любили повторять: «Москва – третий Рим, а четвёртому не бывать!». А вы как думаете?
А.С. – Игумен Филофей в послании к великому князю московскому Василию III писал, «два; рима падо;ша, а тре;тїй стои;тъ, а четве;ртому не бы;ти». Да правильно всё! Идея третьего Рима, давшая толчок развитию российской государственности, в современном мире является махровым анахронизмом. В отличие от античных гуманистических идей, она заковывает и каждого человека, и общество в целом в кандалы исторической беспросветности. Когда мне говорят, что Россия – это отдельная цивилизация, я задаю вопрос: «А почему у неё нет собственной идеи, и она живёт с чужой?» Ведь это означает, что так называемый русский мир веками проживал чужое духовное наследство. И каким бы оно ни было большим, оно не бесконечно. И что сейчас может предложить наш пресловутый третий Рим мировому сообществу? Да вы сами видите. И судьба его будет такой же, как у первого и второго. А относительно четвёртого Рима Филофей прав. Этот сценарий уже неактуален.
Свидетельство о публикации №224092301624