Большой портрет. Это о всех и о каждом

Расположенный ниже текст написан 19 сентября 2020 года для Facebook и был озаглавлен: «История российской социологии: это и о всех и о каждом». И большую содержательную нагрузку нес подзаголовок «Нескончаемые беседы с “Большим портретом”» Вскоре, на отметке 218 портретов многолетняя и нелегкая, но радостная работа по созданию «Большого портрета» была закончена. Это было осознанное и вынужденное решение. Прошло четыре года, теперь, возвращаясь мысленно или рассматривая «Большой портрет», я не до конца понимаю: «Как все это можно было сделать?»
Один из ответов был дан летом 2023 года: «Большой портрет-200. Без любви такого не осилить» http://proza.ru/2023/05/25/148, здесь «любовь» - это сложное чувство, соединяющее уважение к коллегам и понимание того, что история делается всеми и каждым.
Замечу: моя история отечественной социологии – о прошлом, настоящем и для будущего. Уже сейчас многие из моих собеседников умерли. О некоторых написаны статьи, воспоминания, но есть и такие, что рассказанное мне о прожитом – единственный документ, отражающий их жизнь и их дела. 
Я благодарен Францу Шереги и Елене Григорьевой, без поддержки и соучастия которых создание «Большого портрета» было бы невозможным. И конечно же я благодарен всем моим коллегам, добровольно согласившимся рассказать мне о прожитом и сделанном. Воспоминание – очень непростое дело, тем более, что иногда наши беседы затягивались на многие месяцы. К тому же, зачастую воспоминания болезнены, они открывают давние раны.

Текст, написанный 19 сентября 2020 года

Андрею Платонову принадлежат слова: «Без меня народ неполный», заголовок «История российской социологии: это о всех и о каждом» является переформулировкой платоновской мысли. Наука создается и пишется всеми и каждым, кто работает в социологии.
В последние несколько лет в мой лексикон вошли слова «нескончаемые беседы». В ряде статей и постов они присутствуют в заголовке, они – на обложке книги «Нескончаемые беседы с классиками и современниками. Опыт историко-биографического анализа» (2018 г.), много раз они использовались в различных методологических текстах.


И в полной мере эти слова распространяются на сетевую интерактивную конструкцию, называемую «Большим портретом», это – коллекция реальных и мысленных интервью с российскими социологами семи поколений. Созданный в 2011 году Еленой Григорьевой, «Большой портрет» содержал 40 фотографий социологов, с которыми к тому веремени были проведены биографические интервью по электронной почте. Тогда и начались мои беседы с «Большим портретом». Постепенно росло количество интервью, соответственно, увеличивался и «Большой портрет», сегодня это собрание более 200 рассказов советских / российских социологов о жизни, выборе профессии, обучении и различных гранях их исследовательской деятельности.


В 2011 году и несколько последующих лет «Большой портрет» воспринимался мною лишь как как набор фотографий давно известных, близких мне людей, из 40 собеседников я не знал лично лишь двоих. Время шло, количество интервью росло, начались беседы с социологами V-VI-VII поколений, с подавляющим большинством из которых я не был, да и не мог быть знаком до отъезда в Америку, разнообразилась география жизни моих респондентов и т.д. Конечно, менялся характер моего общения с «Большим портретом» [1] и уточнялось мое понимание его роли в исследовании.
Все мое многолетнее историко-социологическое исследование российской социологии началось с «программной» заметки «История есть, только если она написана» [2]. Она была опубликована 16 лет назад, осенью 2004 года, когда ни одного интервью не было проведено. Но я считаю, что именно тогда началась предыстория проекта, хотя уверенности в том, что он будет, конечно же не было.

 
Через два года работы, в первом выпуске журнала «Телескоп» за 2007 год, была опубликована статья «Биографии для истории» [3], которую я писал исключительно для себя, искал аргументы в защиту проведения историко-социологического исследования. Тогда о нем знало лишь несколько многолетних друзей и коллег, однако многое обсуждать было крайне сложным. Методологические и методические задачи возникали одна за другой и без, пусть самого поверхностного, примерного их решения или, по крайней мере, их явной формулировки, движение вперед было невозможным. По каким правилам рекрутировать собеседников? Как строить интервью по электронной почте? Каким образом типологизировать проведенные интервью? В советской / российской литературе эти вопросы применительно к истории науки не обсуждались, ничего полезного мне обнаружить не удалось и в американских разработках. Что касается онлайновых опросов, то они только входили в практику, и отношение к ним было, по крайней мере, настороженным. Приходилось очень осторожно продвигаться вперед.


Теперь, по прошествии более десяти лет, я рассматриваю статью «Биографии для истории», не только первым, но и важнейшим шагом к созданию коллекции интервью. Был подытжен первый собственный опыт интервьюирования – не более дюжины интервью и статья о жизни и работе Б.А. Грушина, – обозначены критерии отбора респондентов и описаны рабочие характеристики метода интервью по электронной почте. Но, пожалуй, более важным было возникшее ощущение того, что избранная схема исследования в принципе реализуема и позволит провести широкое интервьюирование российских социологов.
Безусловно, никаких соображений о чем-то подобном «Большому портрету» у меня не было, но созревало представление о необходимости собрать воедино все проведенные интервью. Это сейчас, на фоне более 200 биографий 10 «портретов» кажутся малостью, но тогда мне так не казалось, к тому же дело было новым, рождался своего рода охотничий азарт. Принципиально и то, что интервьюирование стало для меня бегством от одиночества. Вырванный переездом в Америку из своей профессиональной и дружеской среды, я стремился к беседам с коллегами. Это была – и остается – чудесным образом найденная форма общени с ними.


Несколькими месяцами позже были написаны несколько страниц под названием «О праве на историю и об ответственности перед историей», по сути, окончательно освободивших меня от сомнений относительно проведения массового интервьюирования. Они были подготовлены для семинара в Петербурге по истории российской социологии, но я не знаю, состоялся ли он и были ли изданы тезисы. Текст был тогда размещен в портале «Международная биографическая инициатива» [4], и я вспомнил о нем лишь в это дни.
В то время я проводил интервью с Т.И. Заславской и в нашей свободной переписке отметил, что наша многострадальная социология имеет право на историю. Эта переписка нашла отражение в заключительном абзаце текста: «Нет однозначности в понимании ближнего прошлого, и по-разному интерпретируется связь современной российской социологии с социологией дореволюционной и исследованиями раннего советского периода. Отсутствие внутри социологического сообщества одной «правды» о прошлом – это предпосылка для написания разных историй и для, парадокс, возникновения механизмов, препятствующих написанию истории. Действительно, возникает вопрос о готовности социологов как профессиональной общности оказаться лицом к лицу со своей историей. Может быть она (общность), вообще не ощущает такой потребности, зачем, скажите, ворошить прошлое, дуть на притухший костер? Кто-то опасается вспоминать, кто-то боится, кому-то лень, кто-то уверен, что его прошлое – только его, и оно не должно становиться достоянием других.


Истории нет, если она пребывает только в головах тех, кто творил ее. Она существует, только если она написана. Отсюда произрастает ответственность перед историей современной российской социологии любого, кто пишет ее».
Продолжение следует, мои беседы с «Большим портретом» - нескончаемы.


Сноски.
1. Докторов Б. З. Биографические интервью с коллегами-социологами. 4-е дополнительное издание [электронный ресурс] / ред.-конс. А.Н. Алексеев. Ред. электр. издания Е.И. Григорьева. М.: ЦСПиМ. 2014-2020. http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=385.
2. Докторов Б. История есть, только если она написана. К открытию рубрики «Современная история российской социологии» // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев , 2004, № 5, с.30–32.
3. Докторов Б. Биографии для истории // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев , 2007, № 1, с. 10-22.
4. Докторов Б.З. О праве на историю и об ответственности перед историей // Тезисы. Научный семинар «Актуальная история российской социологии». СИ РАН, СПб Гос.Ун-т, фак-т социологии. Сб, 22 июня 2007 г. http://cdclv.unlv.edu/archives/articles/doktorov_rights.html.


Рецензии