Мнг. ЗЭС в ав. яз

Халха-мнг. ЗЭС (произн. дзэс) "медь, медный": ? ав. ЦIВА, диал. ццули, цIо, чIва "звезда", ЦIВАКИЗЕ, диал. ЦЦИРЗЕ, ЦIВАКЛЕ "блестеть".

Мы не согласны с той этимологией, которую выдаёт поисковик Google рус. ЗЕЗДА :

"Слово «звезда» в конечном итоге происходит от протоиндоевропейского корня «hester», также означающего «звезда», но далее анализируемого как h;eh;s- («гореть», также источник слова «пепел») + -t;r (суффикс-агентива) . Сравните латинское stella, греческое aster, немецкое Stern".

Нем. ШТЕРН происходит от раннего семитского заимствования ИШТАР (вавилонская богиня), известная также как АСТАРТА.

Славянская основа содержит лабиализацию  Zw-, а это типичные черты нахско-дагъестанской лексики, есть она и в дагурском языке. Предлагаемая же индоевропеистами праформа лишена лабиализации.

Мы отнюдь не настаиваем на нахско-дагъестанском происхождении слав. ЗВЕЗДА, но вышеприведённая основа явно взята из семитского пантеона.

В отличии от фонетического варианта семитского ИШТАР в нахско-дагъестанских и монгольских языках ЦIВА и ЗЭС легко увязываемы с обозначением "огня, жара". Сюда же ав. ЦIЕ (? нем. ZIEGE) "коза", чьи рога ( и шкура) соотносились древними с огнём и звездой.

У мнг. народов представлен тот же ряд "огненных" маркеров, что и у нахско-дагъестанских народов. Латералы и т.н. "огненные" маркеры - это тема в которой обычно ни "бельмеса" не смыслят индоевропеисты. Это для них вообще неподъёмная тема. Здесь они постоянно беспомощно барахтаются не понимая что к чему.


Рецензии