След в памяти...

В 2012 году мне посчастливилось побывать в Поганкиных палатах на проекте под названием "Выставка одного предмета". На ней демонстрировалась рукописная книга купца Поганкина. Эта книга выставлялась только один раз — на "Ночи музеев" в 2012 году. Книга Поганкина относится к XVII веку и хранится в отделе рукописных и редких книг. Палаты купца Поганкина — одно из самых известных исторических зданий в Пскове. Это крупный каменный дом, где сейчас расположен главный музей города. В этом музее хранятся важные документы, в том числе книга, которая представляет собой архив богатого купца С.И. Поганкина. Она позволяет увидеть, как Поганкин стал влиятельным купцом. Он начинал как обычный человек, но быстро стал известным благодаря своей смекалке и торговым навыкам. Он занимался крупной торговлей различными товарами и экспортировал псковские товары в Прибалтику, даже до Стокгольма. Он также тайно покупал металлы в Швеции и продавал их в России.

Первое моё знакомство с палатами Поганкина произошло в Сентябре 1977 года. В этот год началась моя самостоятельная работа в г. Пскове, куда попал по распределению после окончания Ленинградского института советской торговли им. Ф Энгельс. Мы переехали в Псков вместе с женой Светланой, которая закончила институт вместе со мной. Именно в сентябре впервые посетил музей в Поганковых палатах. После Ленинградских дворцов и музеев я жутко разочаровался увиденным. Передо мной предстало полуразрушенное здание, в котором все экспонаты смотрелись блёкло и убого. Стены здания обшарканы, помещения музея полуосвещены, экспонаты выглядят непрезентабельными и нагромождены как попало. Персонал музея показался ужасно не приветливым и молчаливым. Грандиозные перемены в жизни Поганкиных палат начались с этого века.

Именно тогда меня заинтересовала личность Сергея Поганкина. Впервые купец встречается в документах в 1644 году, когда заключает сделки, которые возможно осуществлять только после 15 лет. Да, личность этого человека загадочная и не только для меня, пришлого человека. Например, точная дата его рождения неизвестна и не известна точная дата его смерти. Предположительно он умер в 1693 году. В том же году умирают и два его сына и все достается третьему — Ивану, а в дальнейшем внуку Григорию, В 1710 году исчезает вовсе купеческая фамилия Поганкиных в Пскове… Вот такой непродолжительный своей историей род до сегодняшнего дня вызывает интерес и привлекает туристов в свои палаты.

В марте 1678 года Поганкин собрал все свои документы. Он делал это, чтобы рассчитать сумму налогов. В книгах содержатся списки купчих и других документов на недвижимость, которая принадлежала ему в Пскове с 1644 по 1685 годы. В сборник вошли сведения о лавках, полях и дворах, которые он имел. Впервые документально упоминается легендарный Псковский купец  в 1644 г. И до 1653 г. Поганкин Сергей упоминается как «посадский человек-огородник». В этот промежуток времени он покупает клети, ниву, лавку в луковом ряду и  приобрел у вдовы Христины свой первый участок земли в Мокролужской сотне. Именно на этом участке спустя годы он построит  знаменитые "Поганкины палаты".

В декабре 1679 года, по указу царя Алексея Михайловича, Поганкин стал купцом гостиной сотни. Так он вошёл в привилегированную прослойку русского купечества. Несколько лет он жил в Москве, возглавлял Мытный двор*, причем работал успешно, с прибылью. В 1686 году он подал прошение о разрешении вернуться из Москвы в Псков. Его просьбу удовлетворили. В указе царя Алексея Михайловича было сказано:  "... в порубежном городе без таких торговых промышленных людей быть не мочно..." Вернувшись в Псков, он с сыном Юрием в конце 80-х досматривал за псковскими таможнями. И опять с прибылью для государства. В 1689 году был пожалован уже царями Петром и Иваном Алексеевичами серебряным ковшом за успешную таможенную службу.Дарственная надпись на ковше гласит: «Божею милостию великие государи цари и великие князья Петр и Иоан Алексеевичи и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всея великия и малыя и белыя России самодержцы пожаловали сим ковшом гостиные сотни Сергея Поганкина за службу и за прибор псковских таможенных пошлин…»

Известно, что уже в 1660-х годах Поганкин занимал важную должность в городе, а в 1679 году получил чин купца гостиной сотни. Он служил в Москве на высоком посту, занимаясь сбором налогов. Вернувшись в Псков в 1689 или 1690 году, он снова занимал важную должность в Рыбной таможне.Кто-то оставит след в душе, а кто-то — наследит. Оставить яркий след в судьбе другого- не значит наследить.В Пскове есть музей, который я посетил дважды — в 1979 и 2024 годах. В первый раз я был поражён его состоянием: обшарканные стены, полутёмные помещения, нагромождённые экспонаты. Персонал музея показался неприветливым.Но в 2024 году музей преобразился: были проведены реставрационные работы, прилегающая территория благоустроена. Работы велись по проектам правительства РФ и всемирного банка «Сохранение и использование культурного наследия в России». Ват в последнее посещение музея меня заинтересовала история Поганкиных палат и творца самого известного памятников псковской гражданской архитектуры XVII века. Ведь палаты для себя построил Сергей Поганкин.

Сергей Поганкин оставил о себе противоречивую народную память. Существует несколько легенд о том, как Сергей Поганкин разбогател. Одна из них гласит, что на месте палат раньше стояла бедная лачуга бондаря. Однажды бондарь увидел крысу и бросился за ней с кочергой. За ней он нашёл золотую монету, а затем целый клад. С тех пор бондарь разбогател и построил палаты. Люди назвали его Поганкиным, потому что найденные деньги считались «погаными». Есть и другая легенда о том, что Поганкин дружил с иностранцами, а в Пскове в то время не любили иностранцев. Ещё одна история рассказывает о том, что Поганкин мог иметь связи с разбойниками.Он завёл знакомства с бандитами из Сорокового бора. Эти люди грабили и убивали путешественников. Сергей забросил рыбалку, позабыл о друзьях и стал охотиться на простых людей. Пленников он держал в подвалах на железных цепях. Там творились ужасные вещи. Людей подвешивали на крюках, жгли раскалённым железом и пилили им зубы. Поганкин пиршествовал, наполняя кубки кровью своих жертв. Ни один не вышел живым из тех подземелий. Слышат охранники музея и сейчас стоны замученных.

Судя по всему сначала Сергей был обычным парнем. Он любил ловить судака с друзьями и по вечерам расслабляться у костра. Но, заполучив "поганые" деньги, он изменился. Восприятие простого парня, окружающими его людьми, менялось по мере развития его жизненного пути. Многим казалось, что Сергей стал злобным, подозрительным и мстительным. Люди заговорили,, что несметные богатства получил от самого дьявола. Однажды, в гневе, он привязал свою молодую жену к лошади и выпустил в поле. Лошадь вернулась одна, вся в крови. После этого Сергей начал предаваться диким развлечениям. Думаю в этой байке слишком много яда и черной зависти к удачливому купцу. Далее Сергей отделился от отца и построил самую настоящую крепость в Пскове. Эта огромная постройка удивляла всех своим размахом. Но вопрос остаётся: от кого же он прятался, находясь за стенами города? Его двор был укреплён, с бойницами и толстыми стенами, готовыми выдержать осаду. Говорят, что из подвалов вел подземный ход к пристани, где всегда дежурила лодка. Гребцы были готовы в любой момент уйти в реку Великая и отправиться в Ливонию.

В Пскове торговля всегда считалась добрым делом. Торговые ряды находились в самом центре города. На рыночной площади в праздники проводились народные гулянья. С приходом советской власти торговля практически исчезла. Государство полностью забрало её под контроль. Частные инициативы жёстко пресекались. Так пришёл конец новой экономической политике. Псковская торговля имела свои национальные черты. Купцы были состоятельными и не боялись тратить свои доходы. Хозяева совершали роскошные банкеты. Гостеприимство считалось важным долгом. Жёны купцов также не скупились на наряды. Сергей Поганкин разбогател на торговле. Он покупал сало, перетапливал его и продавал. На килограмм сала он накидывал две с половиной копейки. В Пскове у него было около пятидесяти лавок, а также кожевенный завод и мельница. Я представляю, каким был этот мощный бизнес. В середине XVII века он стал главой денежного двора в Пскове. Эта должность предоставлялась только очень состоятельным людям. Сергей должен был покрыть любые убытки в денежном дворе из своей казны. И он с этим справлялся.

В 1645 году деятельность Сергея уже привлекала внимание князя. Теперь Сергей не только занимался торговлей, но и принимал активное участие в общественной жизни, заседая в Псковской земской избе как выборный земский староста. Однако вскоре о его деятельности стали появляться всякие слухи. Воевода писал в Москву о нарастающих бедах, о том, что бедные становятся нищими, в то время как богатые обогащаются ещё больше. Купцов, по сути, обвинили в неуместном вмешательстве в дела города. Известно, что его богатство часто происходило от непорядочных методов. В исторических записях утверждается, что купцы доносили на своих конкурентов, обвиняя их в тайных поставках товаров за границу. И это не обошло стороной Сергея Поганкина. Поймали целую карету товаров, принадлежащих ему, при попытке выехать через границу без разрешения. Воевода писал в Москву о нарастающих бедах, о том, что бедные становятся нищими, в то время как богатые обогащаются ещё больше. Купцов, по сути, обвинили в неуместном вмешательстве в дела города. Известно, что его богатство часто происходило от непорядочных методов. В исторических записях утверждается, что купцы доносили на своих конкурентов, обвиняя их в тайных поставках товаров за границу. И это не обошло стороной Сергея Поганкина. Поймали целую карету товаров, принадлежащих ему, при попытке выехать через границу без разрешения.

У каждого купца был свой кодекс чести. Сделки заключались без документов, всё зависело от честного слова. Купцы высоко ценили свою удачу. Они были верующими людьми и молились на помощь Божью в своих делах. За свои успехи они строили церкви, показывая свою благодарность. Перед важной сделкой купцы обязательно шли в церковь. Они молились и ставили свечи, а затем раздавали милостыню. Если сделка была особенно значимой, нередко давали обет пожертвовать часть прибыли на церковь или благотворительность. Купцы молились перед иконами Спаса, Богородицы или своих святых покровителей. Особенно почитали святого Иоанна Сочавского, который, как считалось, стал покровителем торговли. Он был купцом при жизни. Чтобы усилить молитву, купцы заказывали водосвятный молебен, окропляя свои рабочие места и товар святой водой. На рабочем месте у купца всегда был небольшой образ святого для ежедневных молитв. Кроме молитв на удачу, у купцов существовало множество обрядов, обычаев и примет, связанных с деньгами. Эти традиции передавались из поколения в поколение и тщательно охранялись.

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей Сергея формировалась под влиянием условий, в которых проходила его жизнь: социальные группы, образование, культура. А также на него влияют социальный характер личности Сергея: система ценностей; моральные нормы; социальные навыки; чувство общности. Личностные свойства Сергея Ивановича Поганкина позволили ему сделать свою жизнь яркой и заметной в Пскове Его отличительные свойства по жизни: готовность к риску, смелость, общительность, целеустремленность, выносливость, высокий уровень самообладания и самоконтроля, способность к преодолению сложных ситуаций. Наряду с перечисленными свойствами его отличали  познавательная активность, любознательность, наблюдательность,критичность и самостоятельность мышления, смекалка. Сергей обладал  организаторскими способностями, которые выделяли его среди Псковских купцов того времени - это способность действовать в сложной ситуации; принимать на себя ответственность за дело и людей, предприимчивость. При общей сдержанности в проявлении эмоций ему были присущи глубокие религиозные переживания, служение Отечеству, милосердие, компетентность в общении, эффективность взаимодействия с партнерами по бизнесу и иноверцами, так и с лицами неторговых сословий разных стран и разных. Благодаря своим качествам в 1659 году Сергей опять был на руководящей должности, отвечая за денежные дела. Он также управлял таможней и кабаками. Его остроумие и мудрость позволяли ему всегда находить способ обойти препятствия. Но, к сожалению, в итоге он стал жертвой морового поветрия, и его не стало. Без наследников его богатство досталось племяннику Григорию, который, в свою очередь, завещал всё церковным учреждениям. На сегодняшний день осталось три вещи, которые напоминают нам о Сергее Ивановиче: Поганкины палаты – самый большой купеческий дом в Пскове в XVII в., ковш Поганкина – самый большой по весу из хранящихся в Псковском музее и «Книга Поганкина» - все, чем владел самый богатый псковский купец.

Сведения о наследстве Поганкиных содержит ряд документов первой половины XVIII в. - завещание Григория Поганкина, доношения о неуплате налога душеприказчиками за наследство, дело о покупке палат в казну и др. Эти сведения позволяют выяснить некоторые моменты истории палат, а также решить вопрос о выписках из мерных книг 1685 г. во второй части «Книги Поганкина». Выписки из мерных книг 1685 г. о владениях Поганкиных отражают изменения, происходившие в составе владений. Первоначальному состоянию на 1685 г. соответствует приведенный итог в 44 лавки. Указанные в тексте изменения, увеличившие число лавок до 48, предположительно относятся к середине 90-х годов XVII в. Возможно, выписки после смерти Сергея Поганкина (в 1693 или 1694 гг.) делал его сын Иван. Как явствует из приписок душеприказчиков, к 1711 г. число лавок возросло до 50. Заметки душеприказчиков к выпискам из мерных книг (после смерти Григория в 1711 г.) позволяют установить количество лавок, розданных в соответствии с завещанием и утраченных по разным причинам. Таких лавок 23. Оставшееся число лавок — 27 — содержится и в жалобах на неуплату налогов душеприказчиками.

Учитывая факты упоминания одних и тех же владений в 1-й и 2-й частях «Книги Поганкина» и распределение душеприказчиками владений только из 2-й части надо признать, что 2-я часть «Книги Поганкина» не является дополнением к 1-й части. Во 2-й части учтены не владения, скупавшиеся в нач. XVII в., а владения по состоянию на 1685 г. Сергей Поганкин не мог скупать владения в нач. XVII в., потому что родился он предположительно между 1610 и 1625 г. С 1711 г. в Поганкиных палатах находились склады военного ведомства, которое арендовало их до 1747 г, у Корсаковых. Я. Н. Римский-Корсаков, вице-губернатор ингерманландский, мог получить палаты при помощи своего покровителя — А. Д. Меншикова. Не исключено, что так следует объяснять примечание о палатах в выписках из мерных книг 1685 г.: «описаны на великого государя за Якова Корсакова». Палаты специальным указом было предложено оценить в 1715 г., когда Яков Корсаков был под следствием по делу А. Д. Меншикова. Однако после ссылки Якова Корсакова палаты остались за его сыновьями. Таким образом, в течение 36 лет палаты находились во владении предков композитора Н. А. Римского-Корсакова.
В 1737 г. была предпринята попытка купить палаты за 3,5 тыс. руб. Однако сделка не состоялась. В 1747 г. палаты были куплены за 2 тыс. руб. у капитан-командора Воина Яковлевича Римского-Корсакова и его брата Александра Яковлевича. При этом они отказались от неуплаченных с 1720 г. денег за аренду.

Сергей сотворил себе и своему имени рукотворный памятник, история жизни которого похожа на историю человека. Поганкины палаты — памятник псковской гражданской архитектуры. Его история довольно ясна, но есть споры о дате постройки. Ю.П. Спегальский, исследовавший здание в 1946-1950 годах, предполагал, что палаты были возведены в первой трети XVII века. Позже, в 80-х годах, некоторые исследователи уверяли, что палаты построили в 70-80-х годах XVII века. В 1671-1679 годах, по заказу псковского купца Сергея Ивановича Поганкина, было построено здание палат. Эти палаты, построенные в стиле XVII века, находились в центре Пскова, на территории Окольного города. Здание имело форму буквы "П". Западный корпус был трехэтажным, южный — двухэтажным, а восточный — одноэтажным. Внутри располагались сводчатые перекрытия и деревянные потолки. Полы в первом этаже были каменными, в остальных этажах — деревянными. Для удобства было создано два крыльца с лестницами.

Поганкины палаты были частью большого двора, который занимал большую часть квартала. Вокруг росли дома других купцов. На соседней улице стояла приходская церковь Похвалы Богородицы с красивой звонницей. Встреча больших улиц создавала оживленное место, названное Красным крестом. Палаты были построены с заботой о комфортной жизни. Здесь находились жилые и служебные помещения. Например, в главном доме было много комнат для приема гостей, с разделением на мужскую и женскую части, что было необычно для своего времени. Кроме того, здесь размещались мастерские и даже кухни для слуг.

После смерти Поганкина его сыновья продолжили владеть палатами, но вскоре из-за эпидемии они остались без наследников. В 1711 году здание перешло к новому владельцу — Якову Корсакову. Он сдал палаты в аренду для военных нужд, и с этого момента здание использовалось как склад. Использование палат продолжалось в течение XVII и XVIII веков. Несмотря на это, здание долгое время нуждалось в ремонте. В 1750 году начались работы по восстановлению его структуры. В результате ребята потеряли часть деревянных конструкций, каменное покрытие и даже сам флигель. С течением времени палаты стали использоваться для музея. В начале XX века здание было передано Псковскому археологическому обществу и открыто для посетителей. Это стало важным событием для города, так как музей привнес новые знания и культуру.

Сегодня Поганкины палаты — это не просто старинное здание, а важная часть истории и культуры Пскова. Они отражают как богатство, так и трудности жизни, которые пережили их владельцы. Здание продолжает привлекать внимание туристов и оставаться символом глубокого исторического наследия. После восстановления в послевоенные годы Поганкины палаты вновь приобрели свое значение как исторический и культурный объект. Их начали активно использовать в образовательных целях, проводя выставки и экскурсии для посетителей. Исследователи и любители истории могли ознакомиться с жизнью псковских купцов, стилем архитектуры XVII века и бытом того времени.

Архитектурное оформление палат привлекало внимание архитекторов и дизайнеров. Они привлекали в свои работы уникальные элементы и технологии, использованные в строительстве. Благодаря этому, заново открылись страницы истории псковского зодчества. Все большее количество людей стало осознавать важность сохранения исторических зданий и их культурного наследия. В 1997 году было организовано восстановление древнего каменного крыльца, что еще больше улучшило внешний вид палат. Архитекторы старались сохранить оригинальный стиль и характер строения. Новость о воссоздании крыльца привлекла внимание как местных жителей, так и специалистов из других регионов.

В последние десятилетия палаты используются для различных культурных мероприятий, таких как выставки, театрализованные представления и музыкальные концерты. Это позволяет не только сохранить историю, но и адаптировать ее к современным реалиям, создавая живую традицию, где прошлое и настоящее пересекаются. Поганкины палаты продолжают быть центром культурной жизни города. Они служат не только хранилищем истории, но и местом, где люди могут воссоздать атмосферу прошлого, наслаждаясь искусством, исследованиями и общением. Эти старинные стены рассказывают свою историю, привлекая все новые и новые поколения исследователей, туристов и просто ценителей культурного наследия города.


Рецензии
Марк, читал с интересом про Поганкина, много раз бывал в Пскове, городе скобарей, где есть чему восхищаться. Одно название реки "Великая" только чего стоит! На ней и город Великий! (Марк, поясните пжл, какое отношение Ваше произведение имеет к жанру "новеллы"?). С теплом! новеллист Андрей Д.Б.

Андрей Днепровский-Безбашенный   05.10.2024 19:12     Заявить о нарушении
Спасибо Андрей за Вашу рецензию! Ваша просьба пояснить о жанре произведения заставила меня проанализировал признаки и особенности произведения в сопоставлении с определением жанра новеллы. Мне открылась довольно интересная картина, над которой ранее не задумывался. Я ведь начинающий графоман, а посему с тонкостями литературного творчества совершено не знаком. В результате анализа выяснил:

Объём и структура: Новелла, как правило, представляет собой относительно небольшое произведение с высоким уровнем концентрации событий. В представленном тексте мы видим достаточно сложную структуру, охватывающую множество аспектов жизни Сергея Поганкина и его время. Этот объём может превышать типичный для новеллы, которая, как правило, фокусируется на одном значимом событии или моменте.

Сюжет: В новелле важна динамичность сюжета и неожиданная развязка. "След памяти" содержит исторические факты, описания и исследования, но не фокусируется на одном конкретном событии с неожиданным поворотом, что является характерным для новеллы. Здесь мы видим скорее широкий исторический и культурный контекст.

Персонажи и акцент: В новелле акцент делается на одном или нескольких персонажах и их действиях. В "Следе памяти" упоминается множество фактов и событий о Сергее Поганкине, однако внимание на его внутреннем мире и эмоциональном состоянии не акцентируется. Это скорее историко-документальный нарратив, чем глубокое психологическое исследование.

Тематика: Новеллы часто имеют элементы мистики или неожиданный элемент, который шокирует или удивляет. В рассматриваемом произведении больше внимания уделяется историческим фактам и описаниям, чем обострению каких-либо конфликтов или неожиданным поворотам.

В целом, "След памяти" представляет собой сложный текст с элементами исторического рассказа, который больше можно отнести к жанру исторической прозы или очерка, чем к новелле. Он освещает разные аспекты жизни Поганкина и его наследия, не сосредотачиваясь на динамичном сюжете с неожиданной развязкой. Поэтому я соглашусь с Андреем, что "След памяти" не является новеллой в классическом понимании этого жанра.

Андрей, Вы помогли мне увидеть иначе своё творение. Спасибо Вам! Читайте подробнее мои изыскания http://proza.ru/2024/10/06/1255

Марк Тарлава   06.10.2024 17:28   Заявить о нарушении