Пила, Мадджхима Никая 21

Пересказ сутты выполнен мной при использовании материалов, опубликованных на сайтах Тхеравада.ру и Sutta central
Слушать и смотреть иллюстрированную сутту можно на канале Ютуб по ссылке
https://youtu.be/uy5Wj8iG0gY

В Сангхе Будды был один монах по имени Молия, часто проводивший время в пустых беседах с некоторыми монахинями. Привычка эта укоренилась в них, и когда другие ученики порицали такое времяпровождение, Молия и его приятельницы-монахини огрызались в ответ. Будда пригласил Молию на беседу, и сказал ему, что высшей похвалы заслуживают те, кто без озлобления принимают замечания. Затем Будда обратил внимание Молии на то, что монашеская жизнь ведётся не для того, чтобы занимать себя беседами, свойственными мирским людям.
Ученики не должны быть введены в заблуждение приятным состоянием, в котором они пребывают. Ведь, возможно, это состояние вызвано только внешними условиями, а не спокойствием ума. В связи с этим Будда рассказал следующую притчу. Об одной домохозяйке шла добрая молва среди соседей. Её считали спокойной, доброжелательной и удовлетворённой. У этой госпожи была служанка, очень трудолюбивая и исполнительная. Однажды служанка подумала: «Моя хозяйка имеет доброе имя лишь потому, что я послушна и усердна». И из зависти она стала проявлять ленность, что вызвало гнев и грубость хозяйки.
Однажды хозяйка разбила служанке голову до крови, и все соседи узнали, что у неё дурной нрав. Этой притчей Будда пояснил, что только тогда можно назвать человека обладателем благих качеств, когда он проявляет их и в приятных и в неприятных ситуациях.
Для развития благих качеств ума, ученики должны воспитывать в себе благую речь. Воспитание благой речи подобно поведению человека, который, ухаживает за рощей. Он очищает её от высохших и больных деревьев и растит здоровые деревья. Таким же образом он искореняет дурные качества речи и развивает благие качества речи.
Каково состояние ума человека, воспитавшего в себе благую речь?
Этот ум подобен обширной земле. Если бы некто вздумал испортить землю, копая то тут, то там, плюя, мочась на неё, то он не смог бы ничего добиться своей злонамеренностью. Земля не пострадала бы, невзирая на все его усилия. Так же и ум человека, наделённого доброжелательной, благой речью, остаётся безмерным, не портится от грубой, злой речи, обращённой к нему.


Этот ум подобен пространству, в котором обида и раздражение не оставляют следы. Если бы некий человек задумал рисовать картину красками не на холсте, а в пространстве, то его постигла бы неудача. Пространство осталось бы неокрашенным. Так же и ум человека, наделённого доброжелательной, благой речью, не окрашивается лживой и злой речью, обращённой к нему.
Ум, наделённый доброжелательной, благой речью подобен воде, утоляющей жажду и гасящей пламя вражды. Если бы некий человек с пылающим факелом решил поджечь воду в реке, то его постигло бы лишь разочарование. Вода не загорелась бы. Так же и ум, наделённый доброжелательной, благой речью, не изменяет своего состояния из-за сеющей возбуждение злой речи.
Напоминая о важности сохранения безмятежности и отсутствия злобы, Будда сказал ученикам, что если бы их безжалостно калечили и убивали разбойники, отрезая им конечности пилой, то было бы неправильно развивать злобу даже по отношению к ним.
Дурная речь подобна зубьям пилы, калечащим мысли и чувства. Развивая терпение к дурным проявлениям чужой речи, ученики достигают безмятежности.
Пусть будет благо!


Рецензии
Спасибо за эту публикацию, Вова.

Марина Тигра   23.09.2024 20:12     Заявить о нарушении