Метаморфозы со-знания как путь Блудного сына
Памятуя, что в начале было Слово, начнём это философское эссе словами из онлайн-лекции доктора биологических наук, доктора филологических наук, академика Татьяны Черниговской (сентябрь 6, 2024).
Академик Черниговская откровенно говорит, что в беседе с академиком, нейробиологом, доктором медицинских наук, директором Института перспективных исследований мозга Московского Государственного Университета Константином Анохиным одновременно задали друг другу вопрос "что такое мозг?" и вместе ответили: "не знаю"!
Так могут ответить только учёные, много знающие о мозге, в отличие от профанов, которым кажется, что они знают всё.
"Увы, так уж устроен свет: тупоголовые твердо уверены в себе, а умные полны сомнений", - Бертран Рассел знал, о чём говорил.
Кроме того, академик Черниговская утверждает, что в нейронауке всё ещё нет договорённости о том, что такое сознание.
"Кто в доме хозяин: я или мой мозг?" - задаёт вопрос Черниговская. И напоминает нам, что в США известны юридические процессы, когда подсудимый перекладывал отвественность за свои действия на свой мозг, заявляя: "Это не я, это мой мозг задумал и воплотил". И это дебютируется на серьёзном уровне.
В других интервью Татьяны Черниговской - выдающейся советской и российской учёной в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, она откровенно говорит то, в чём стесняются признаться многие учёные.
А именно: в исследованиях мозга современные учёные дошли до рубежа, когда новые экспериментальные данные уже мало помогают новому пониманию мозга.
Черниговская считает, что нужен какой-то воистину тотальный гений, который новым светом озарит картину мира, изменит парадигму, даст ключ к новым смыслам.
И это при том, что познание человека разумного ограничено: мы не можем видеть всё то, что видит Создатель.
Черниговская привела пример.
В год выходит полмиллиона новых статей об исследовании мозга. В Калифорнии ежегодно проходит съезд по нейронаукам, там вместо устных докладов демонстрируют постеры и, если выставить постеры, которые были на прошлом съезде, в линию, то она будет длиной 32 километра...
Учёные определили, что мозг имеет гиперсетевую структуру, то есть сеть в сетях и так далее...
Татьяна Черниговская приводит изумительную метафору: образно говоря, вся человеческая цивилизация содержится в тонком, около трёх миллиметров, слое коры головного мозга человека разумного, сравнимым с шёлковым платком размером 50 на 50 сантиметров.
Всё остальное в мозге Хомо сапиенса - от его далёких предков: рептилий и так далее...
Но главное, вся её многолетняя плодотворная научная деятельность убедила её в том, что мозг не только реактивный, но и активный, он творит мир, в котором мы живём.
Недаром ещё древние мудрецы говорили, что мы творим новый мир с каждым взмахом ресниц, открывая очи.
При этом, если продолжить сравнение коры головного мозга человека разумного с шёлковым платком, то на этом многоголосом и пёстром базаре среди однообразных обыденных платочков попадаются настолько оригинальные и многозначительные узоры, что они на много лет вперёд определяют развитие человечества и земной цивилизации, открывая путь в будущее.
Не сужу о "тотальном гении", но, думаю, бессорно, что новый подход к накопленным экспериментальным данным умозрительным концепциям будет всеобъемлющим, реинтеграционным, то есть религиозные и философские построения должны пройти испытание на прочность посредством сопоставления с современными знаниями.
Автор ни в коем случае не причисляет самозванно себя к всемирно признанным гениям, но надеется, что его "шёлковый платочек" достаточно оригинален.
Поскольку он всегда тяготел к целостному, не разделённому непреодолимыми барьерами узкоспециальных научных знаний, междисциплинарному подходу.
Поэтому так дороги для меня слова академика Черниговской:
"Всё, что происходит с нами и на нашей планете, происходит так потому, что у нас такой мозг...
Эволюция жизни на Земле - это эволюция от простейших организмов до мозга" человека разумного.
Именно поэтому я при подготовке к защите диссертации на степень кандидата философских наук использовал безбарьерный междисциплинарный подход.
В работе над диссертацией, была представлена оригинальная авторская гипотеза о важной роли процесса отчуждения (в философском понятии) индивидуального сознания от индивида в онтогенезе человека разумного.
И для обоснования этой философской гипотезы вполне резонно использовались богословские, философские суждения, а также научные достижения биологии, психологии, социологии... и даже космологии.
Те, кто хотя бы раз бывали соискателем учёной степени и предоставляли диссертацию к защите в любой диссертационный совет в начале 1990-х годов в послесоветской России, думаю, уже догадались, что все достоинства моего междисциплинарного подхода превратились в один непреодолимый недостаток для далеко не междисциплинарных диссертационных советов.
Потому что строго предписано, что научная специальность и отрасль науки, по которым выполнена диссертация, должны соответствовать научной специальности и отрасли науки, на которых специализируется диссертационный совет.
Великий русский писатель Антон Чехов когда-то написал: "Краткость - сестра таланта".
Думаю, в моём случае, можно утверждать: "формальность - не сестра таланта" и даже не тётка, а часто - злая мачеха.
Иными словами, узконаучные специалисты не оценили широкие междисциплинарные узоры на "шёлковом платке" коры моего мозга и рассудительно предложили упростить и умерить сложные узоры до стандартного носового платка.
Расстроенный тем, что мой яркий, разноцветный шёлковый платок, каким я его себе представлял, должен стать обычной тряпочкой для носа, я преобразил не случившуюся диссертацию в книгу "Оправдание человека. Хомодицея" (термин мой), изданную в 1995 году.
Мою философскую концепцию благожелательно воспринял известный философ Д.И. Дубровский, на цитаты из неё ссылались российские и зарубежные учёные.
Кандидат философских наук Каплан И. В. из Казанского Государственного Университета в 1999 году в своей диссертации «Антроподицея как онтологическая проблема: Культурно-философский анализ» отметила:
"К авторским построениям "оправдания человека"… относится наследие П.Флоренского, отчасти - Н.Бердяева; среди современных авторов нужно отметить "Хомодицею" Г.Ю. Жеребилова. Это, конечно, - самые яркие примеры, дело ими отнюдь не исчерпывается".
Однако, не желая укладывать мои смысловые создания в прокрустово ложе формальностей узкоспециальных наук, я в 1993 году отошёл от чисто научной деятельности и до 2013 года зарабатывал на хлеб, работая начальником отдела иностранных инвестиций и международных связей Администрации Липецкой области.
В 1995 году два экземпляра книги "Оправдание человека. Хомодицея" были в ходе визита делегации представителей регионов России переданы мною в Библиотеку Конгресса США.
Но!
Недавно из интервью с Черниговской я узнал о
выводах известного учёного Тимоти Кроу, который опубликовал 2000 году статью с сенсационным заглавием: «Шизофрения – цена, которую homo sapience платит за язык».
Кроу в статьях 1997 и 2000 годов утверждает, что язык и психоз имеют общие эволюционные истоки – генетические изменения, в результате которых полушария мозга начали развиваться независимо, и левое стало «специализироваться» на языке.
Более того, эти выводы, как и более поздние выводы других учёных вполне согласуются с выводами, изложенными в 1995 году в книге "Оправдание человека. Хомодицея"!
Очень кратко напомню содержание книги, которое я не стал укладывать в форму диссертации по специализации философская антропология.
"Космологическая, термодинамическая, электромагнитная и связанная с обработкой сигналов - "стрелы времени", по Дж. Николису, указывают направление в сторону прогрессирующей дифференциации, возрастающей сложности и организации, то есть показывают неизбежность возникновения и развития познающих систем.
Но, что очень важно, - самоорганизующаяся система становится способной к познанию лишь при достижении хотя бы двух иерархических уровней!
Прежде всего обратим свой мысленный взор в направлении, указанном "стрелами времени". Мы увидим возрастающую сложность и организацию, прогрессирующую дифференциацию, то есть - путь, на котором неизбежно возникновение и развитие познающих систем, способных моделировать не только внешнюю окружающую среду, но и, не копируя полностью, воспроизводить части самих себя. Этот вывод греческого профессора, специалиста по сложноорганизованным системам Дж.Николиса я использовал при рассмотрении системы человеческого индивида.
Обратим пристальное внимание на следующую особенность сложноорганизованных когнитивных систем.
А именно: справедливо положение о невозможности зарождения когнитивных способностей из взаимно однозначных отображений иерархических уровней системы!
Очевидно, в самоорганизующейся когнитивной сверхсистеме имеется множество неоднозначно отображающихся иерархических уровней.
Поэтому для коммуникации между различными уровнями системы человека необходимо множество кодовых преобразований информации!
Памятуя о словах Павла Флоренского, что
"Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его",
постараемся заглянуть в сокровенные записи.
СХЕМА.
Левое полушарие головного мозга человека разумного, условно говоря и схематично представляя, - абстрактное, логическое, волевое, в определённой степени отчуждённое от целостного организма, от тела; а правое - эмоциональное, образное, тесно связанное с желаниями сообщества субстанциальных деятелей - клеток в многоклеточном организме человека.
ПУТЬ ДОМОЙ.
Жизненно важной становится потребность в формировании и распространении нового мировоззрения, включающего религиозные воззрения и новую научную картину мира, которое станет основой для глобального гармоничного развития человека и общества.
"Человек совершенный" должен стать соработником Природе и Богу.
КРАТКО ОБ АВТОРЕ.
По первой профессии я навигатор. С 1970 по 1983 годы учился в Одесском Высшем Инженерном Морском Училище и работал штурманом дальнего плавания на торговых судах Советского Дунайского пароходства. Ходил и по Дунаю: от Измаила до Будапешта, Вены, Корнойбурга.
Легендарный морской поход курсантом под парусами на барке "Товарищ" из Одессы через Атлантический океан в Балтимор, США и обратно научил меня тому, что путь к цели не всегда прямой, часто приходится идти галсами, меняя курсы, чтобы в конце концов достичь желанной цели.
Совершив кругосветный рейс по жизни автор этого эссе, как "блудный сын", набрав опыта и знаний, вновь возвращается к работе по оправданию человека.
И, надеюсь, возвращение в научный мир будет благосклонно воспринято учёным сообществом, особенно сторонниками междисциплинарного подхода к изучению проблем.
В качестве свободного художника продолжаю заниматься поэзией, прозой, философией, мифотворчеством и богословием..
Свидетельство о публикации №224092300863