Как понимать притчу о богаче и нищем Лазаре
19. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21. и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24. и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».
25. Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26. и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
27. Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28. ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения».
29. Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их».
30. Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются».
31. Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
(от Луки 16:19-31).
А теперь давайте детально её разберём.
Я не зря назвал эти слова Христа притчей, ведь сказано: «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мат.,13:34). А любая притча ценна только своей моралью. Вот и эта притча ценна только моралью. И мораль этой притчи очень проста: если человек уже наказан и мучается от наказания, то уже поздно жаловаться. Нужно было раньше думать о том, как бы не оказаться в числе наказанных. Его же предупреждали о предстоящем наказании, если он не будет исполнять волю «Бога». Это – главная суть, главная мораль данной притчи.
Кроме главной сути, в этой притче есть некоторые интересные детали.
В ней показано, что «рай» и «ад» находятся совсем рядом, и рядом настолько, что люди из «ада» могут переговариваться с людьми из «рая», и наоборот. Возникают вопросы к религиозникам: а вам приятно будет находиться в «раю», в который вы так желаете попасть, и наблюдать из него стоны и мучения грешников, находящихся в «аду»? Я думаю, что им будет крайне неприятно видеть такое! А разве можно называть место «раем», находиться в котором будет неприятно?
Ещё одна интересная деталь: оказывается, в «аду» можно «поднять глаза»! Откуда в загробном мире глаза и другие части тела, если по религиозному вероучению там может оказаться только бестелесная душа?
Эти детали компрометируют религиозные вероучения о бессмертии души и её блаженстве в загробном «раю», показывая их (вероучений) лживость.
Компрометируют религиозные вероучения и другие поучения Христа: "...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (от Марка, 9:1). «Куда Я иду, туда вы не можете прийти» (от Иоанна, 8:21). В первой цитате сказано о том, что «Божье Царство» случится в реальной жизни, а не в загробной; во второй цитате говорится о том, что только «Бог» «идёт» в бессмертие, а «Бог» - это «Дух» (сознание мудреца, мировоззрение мудреца), а не душа. Следовательно, бессмертия не имеют ни люди, ни их души.
Окончательный вывод можно сделать такой: нельзя притчу о богаче и нищем Лазаре воспринимать буквально и верить в сказанное о загробных «рае» и «аде». Нужно верить только в мораль этой притчи, а мораль её такова: поздно жаловаться тогда, когда уже получил наказание! Необходимо было раньше исполнять волю «Бога» («слушаться пророков» = исполнять волю Закона), чтобы избежать наказания.
Свидетельство о публикации №224092300900
Также притчи характерны своей аллегоричностью. И по этой причине точно также совершенно некорректно слушающим их задаваться вопросами типа того, что: "оказывается, в «аду» можно «поднять глаза»! Откуда в загробном мире глаза и другие части тела, если по религиозному вероучению там может оказаться только бестелесная душа?".
Однако же, при всем том, какой аллегоричностью притча не обладала бы, она, тем не менее, в своей основе никогда полностью не выпадает из реальности. И человек там всегда человек, а не какой-нибудь розовый пони. И дом там всегда дом, а не какой-нибудь волшебный замок. И т. д., и т. п. И вот, потому как рай и ад в притче о богаче и нищем Лазаре как раз и являются той самой основой ее, то по этой причине и сами эти «местности» следует воспринимать только лишь буквально, и не как иначе.
Владимир Баталов 23.09.2024 16:54 Заявить о нарушении
"И вот, потому как рай и ад в притче о богаче и нищем Лазаре как раз и являются той самой основой ее, то по этой причине и сами эти «местности» следует воспринимать только лишь буквально, и не как иначе."
---------------------------------
С одной стороны, Вы нравоучительный смысл притчи ставите на первое место, с другой, - на первое место ставите не смысл (суть), а буквальность притчи. То бишь, Вы, Владимир, сами себе противоречите... Как это понимать?
Я это понимаю так: в Вашей голове сумбур и "каша"! И я не удивлён! Сумбур и "каша" в головах у всех религиозников.
Истина всегда логична, и логичность - это признак разума. Противоречия указывают на то, что человек не логичен, а значит, и не разумен.
Учение Христа логично и разумно при условии, если смотреть на это учение так, как смотрю я. Мой взгляд на Библию и учение Христа позволяет разрешить все противоречия в учении Христа. Любой другой взгляд (религиозно-христианский) на Библию не позволяет разрешить все противоречия в учении, и поэтому каждый христианин понимает это учение по своему, и именно поэтому среди христиан нет взаимопонимания и согласия. Истина людей духовно объединяет, ложь духовно разъединяет людей. Христиане, веруя в ложь, духовно разделены. И ложь в головах у христиан и порождает сумбур и "кашу".
Сергей Ручкин 23.09.2024 19:43 Заявить о нарушении
Перечитайте мой предыдущий ответ к Вам, Сергей, и Вы поймете, что в нем я предельно внятно разъяснил, что в каждой притче есть место и аллегоризму, и реализму. Просто оба эти понятия, согласно закону построения жанра всякого подобного рода повествования, всегда разделены на частности, которые неизменно подаются слушателю в качестве аллегории, и основу, которая, напротив, будет всегда реалистична.
Делается это так затем, что ежели в притче все будет показано лишь в свете аллегории, то в этом случае сюжет ее напрочь потеряет всякую связь с реальностью. А следовательно, этой притчей будет утерян также и весь нравоучительный смысл, ибо человек массы его попросту не будет воспринимать всерьез. А вот ежели, наоборот, в притче все будет показано лишь в свете реализма, то в этом случае сюжет ее напрочь потеряет уже весь присущий ей романтический флер, и человек массы по этой причине вскоре также утратит к ней всякий интерес со всем присущим ей нравоучительным смыслом.
Так вот. В притче о богаче и нищем Лазаре все те предписанные нам ее сюжетом насельники рая и ада, со всеми их взаимоотношениями, как раз и являются теми самыми ее ирреалистичными частностями. А вот, в свою очередь, само место их пребывания (т.е. сами рай и ад) являются в притче уже той самой ее реалистичной основой.
Владимир Баталов 24.09.2024 13:09 Заявить о нарушении
************************************
Немного перефразировав Льва Толстого, я также вслед за Вами скажу, что «самый верный признак истины — это ее простота, логичность и ясность. Ложь же всегда бывает сложна, вычурна и многословна».
Надеюсь на то, что после моих повторных разъяснений Вы, Сергей, наконец-то поняли суть построения того жанра, следуя логике которого сюжет каждой притчи, и строится. А учение Христа, в свою очередь, обретает свою логичность и разумность.
Владимир Баталов 24.09.2024 13:14 Заявить о нарушении
------------------------------------
«Притча – дидактико-аллегорический жанр литературы; форма притчи с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной «премудрости» моралистического порядка. Для определённых культурных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, притча была центральным жанром, эталоном для других жанров». (Литературный энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия», 1987 г.). «Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное поучение, по своей форме родственный басне. В отличие от многозначности истолкования басни, в притче всегда заключена определённая дидактическая идея». (Словарь литературоведческих терминов, М., «Просвещение», 1974 г.).
Владимир, никакого реализма в притче нет и быть не может! В притче вымысел приближен к реальности, но не является реальностью. Вымысел так и остаётся вымыслом.
=================================
Владимир: «Делается это так затем, что ежели в притче все будет показано лишь в свете аллегории, то в этом случае сюжет ее напрочь потеряет всякую связь с реальностью.»
-----------------------------
Мораль притчи не потеряет связь с реальностью. Мораль есть мораль, и она всегда нужна в реальном человеческом обществе. Общество без морали не может существовать. Зато общество может существовать без религии и без религиозных авторитетов.
Сергей Ручкин 26.09.2024 13:23 Заявить о нарушении
-------------------------------------
Совершенно согласен со Львом Толстым: истина всегда проста. И библейская главная истина предельно проста: земной «рай» для одних возможен только при условии создания земного «ада» для других. Если эту главную библейскую истину игнорировать, то невозможно правильно понять ни учение Христа, ни всю Библию в целом.
Библия-притча для того и создавалась, чтобы люди смогли найти эту главную истину и духовно объединиться, потому что истина всегда духовно объединяет людей; и на основе этой главной истины люди смогли построить диктатуру Закона (иносказательно: «Божье Царство» на земле) – самое совершенное и справедливое общественное устройство.
Диктатура Закона – это «рай для праведников» (счастливая жизнь для законопослушных граждан) и «ад для грешников к смерти» (суровые судебные наказания, в том числе и смертная казнь, для преступников Закона).
Сергей Ручкин 26.09.2024 13:37 Заявить о нарушении
Вольному воля — спасенному рай! Можете существовать без Бога — так существуйте! Никто Вас не будет принуждать к тому!
Всего Вам наилучшего. С уважением, Владимир Баталов!
Владимир Баталов 26.09.2024 14:37 Заявить о нарушении
--------------------------
Я-то как раз и являюсь богочеловеком, как и Христос, потому что я равен ему по "Духу" (по сознанию, по мировоззрению). Я полностью согласен с учением Христа, которое по сути является атеистическим учением. За Христом я могу повторить: "Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела" (Иоан.,14:10). Я говорю от имени своего сознания, но моё сознание - это сознание Христа - сознание мудреца, которое названо иносказательно "Святым Духом", "Отцом", "Господом", "жизнью вечной".
А все остальные люди не имеют сознания Христа, поэтому они живут по воле сатаны - по воле лжи и заблуждений, которые проповедуются религиями и заблуждающимися философами.
И все мы живём в несправедливом (сатанинском) обществе. А в справедливом обществе (в "Божьем Царстве") мы (или наши потомки) будем жить тогда, когда создадим диктатуру Закона, при которой будет и "рай для праведников" (это - счастливая жизнь для законопослушных граждан), и "ад для грешников к смерти" (это - суровые судебные наказания, в том числе и смертная казнь, для преступников Закона).
Всего доброго, Владимир!
Сергей Ручкин 26.09.2024 15:28 Заявить о нарушении