Как жилось в деревне в 1950 - 1960гг
Света электрического не было все 16 лет. То есть я его не застал.
При Сталине налоги были на всё. Растишь кур — сдавай государству яйца. Есть корова — сдавай молоко, есть свинья — сдавай шкуру, за труд вместо денег трудодни. И всё в таком духе.
Хрущёв отменил налоги. Все обрадовались. Но наступила другая лихоманка: стали заставлять сдавать скотину в колхоз. Минимум живности оставляли, а «излишки» — на колхозный двор. Не поверите, но из-за отсутствия лошади вместо неё впрягали корову. В колхозе выклянчить лошадь за дровами в лес, огород вскопать было невозможно (требовался большой магарыч) — это всё на корове выполнялось.
При Брежневе стало полегче, но магарыч остался. Поскольку у колхозников наличные деньги появлялись только от продажи чего-то со своего огорода и то только осенью (картофель сдавали государству, т. к. колхоз его не выращивал), то многие гнали самогон — как единственную валюту рассчитаться с колхозом за небольшую помощь.
В это время в сельских магазинах стали появляться дефицитные товары отечественного производства. Радиоприёмники на больших батареях, швейные машинки, сепараторы для молока и т. п., без чего в селе не прожить. Но даже если у тебя есть деньги, ты товар не купишь просто так: к деньгам нужно было добавить для государства или несколько сот яиц, или мяса, или молока.
Поэтому, когда я сейчас смотрю на картину (или читаю) о погибающих сёлах, то всегда думаю, что наличие сейчас этого процесса полезно. В селе хорошо было отдыхать в детском возрасте, а жить в деревне всегда было тяжело. И наконец-то это заканчивается.
Умиляться можно тем, кто не знает, чего стоила деревенская жизнь во все времена в российской глубинке. Она сама себя извела. И не нужно о ней жалеть.
Сейчас жизнь в селе совсем другая, т. к. начался обратный процесс: молодые перебираются в деревню. Но они туда приходят со средствами, и сельский труд им не в тягость, а в радость. Это не на колхоз работать.
Мои сыновья теперь в деревне. Высоких заборов они не поставили, но всё равно заборы есть, т. к. коренные сельчане за своей скотиной не смотрят, и она гуляет, как ишаки в узбекских кишлаках. Культура пастбища и стада исчезла, а коровы остались.
Сыновья довольны сельской жизнью, хотя трудятся в городе. Так что у деревни перспектива появилась. Вот с сибирскими сёлами как дела обстоят — не знаю.
Свидетельство о публикации №224092401006
Николай Стрижов 15.10.2024 18:53 Заявить о нарушении