В чём прелесть модернизма в литературе?

То, что действительно объединяло модернистов, – это их убежденность в превосходстве неведомого над известным, диковинного над обыденным, экспериментального над рутинным.

В начале XX века в литературе появляются новые направления, которые становятся основой для развития мировой литературы. Одним из таких направлений является модернизм, который характеризуется экспериментами в области формы и содержания.

Модернизм возникает в 1910 году и развивается до 1945 года. В это время появляются такие произведения, как «Улисс» Джеймса Джойса, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, «Замок», «Процесс», «Америка» Франца Кафки. Эти произведения стали основой для развития модернизма.

В 1950 году начинается новый этап в развитии литературы, который связан с появлением постмодернизма. В это время литература отражает изменения в обществе, связанные с развитием технологий и изменением ценностей.

На специфику литературного процесса в XX веке влияют различные события, такие как мировые войны, революции, научно-технический прогресс. Также влияние оказывают философские труды и учения Фрейда, Ницше, Бергсона, Ортега-и-Гассета.

В первой половине XX века появляются такие литературные явления, как модернизм, «литература потерянного поколения» и антиутопия. Во второй половине XX века появляются различные виды театра, «пластический театр» и постмодернизм.

В XX веке литература отражает сложные процессы, происходящие в обществе. Писатели пытаются понять, как меняется мир и человек в нём. Они исследуют новые темы и формы, экспериментируют с языком и стилем. Это приводит к появлению новых направлений и стилей в литературе.Франц Кафка — известный писатель, который страдал от мигрени. Это повлияло на его творчество. Его произведения отражают усталость и невротичность, которые характерны для офисных работников. Кафка был первым писателем, который описал замкнутое пространство и кабинетную пыль.

Кафка использовал сухое и безэмоциональное письмо, напоминающее протокол. Его авторская оптика похожа на взгляд системы, которая следит за персонажами. Читателю предлагается отстраниться от персонажей и наблюдать за ними издалека.

Кафка описывает абсурдность и бессмысленность повседневной жизни. Система в его произведениях работает сама на себя, не принося практической пользы. Герой не может попасть в Замок, потому что его появление не предусмотрено системой.

Кафка исследует вопрос о том, может ли искусственная система быть более подходящей для человека, чем естественная. Замок символизирует государство и цивилизацию, где каждый имеет свою роль. Жизнь за пределами системы описывается как ядерная зима и первобытное состояние.

Кафка призывает человека раствориться в системе и полюбить её, чтобы она ответила взаимностью. Жизнь в системе описывается как постоянство, автоматизм и порядок. За пределами системы, по мнению Кафки, жизни нет.

В конце XIX века произошёл перелом в мироощущении, который отразился в искусстве. Декадентство стало реакцией на реализм и натурализм. В России декадентство проявилось в канун Первой мировой войны и революции.

Модернизм — это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX века, которые отвергают традиции реализма. Авангард — это радикальные разновидности модернизма, которые часто воспринимаются как синонимы.

Марксистская эстетика трактовала модернизм как «буржуазное вырождение» искусства. Классовая точка зрения не выдерживает критики, потому что модернистские тенденции характерны для всего современного искусства.

Технические новшества модернизма усилили его воздействие на массы. Модернизированная массовая культура стала более популярной, чем классическая.

Модернизм возник в ответ на ускорение темпа жизни и научно-технический прогресс. Ослабление религиозного сознания и угроза апокалипсиса также повлияли на искусство. Модернизм стремится к новаторству и революционности, но также обогащает культуру новыми выразительными средствами.

Примеры модернизма в литературе: сюрреализм и «поток сознания» в поэзии, романы «В поисках утраченного времени» и «Улисс» как отражение «потерянного поколения», использование метода «поток сознания» в литературе для анализа духовных и психических проявлений человека.

Бергсон оказал значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы и литературу. Его идеи легли в основу романа «В поисках утраченного времени».

Пруст использовал «поток сознания» для изображения внутренней жизни человека. Джойс развил бергсоновский подход, придавая форме значение содержания.

В творчестве Джойса использовались пародии, стилизации и другие приёмы. Разложение языка и текста сопровождалось анализом образа человека.

Модернизм включает множество школ и течений, связанных с Францией конца XIX — начала XX века. Символизм акцентировал художественное выражение через символы и ассоциации. Импрессионизм в литературе не сформировался как отдельное направление, но повлиял на другие стили. Экспрессионизм в литературе отразил трагическую и хаотическую суть жизни. Сюрреализм использовал фрейдистский подход и стремился к абсурдному и несоединимому. Футуризм стремился к созданию искусства будущего, отражая динамизм машинной цивилизации. Дадаизм был радикальным течением, выражающим антиэстетизм и эпатаж.

В повествовании об Адаме и Еве в книге Бытия — это когда они осознают, что наги, и пытаются прикрыться фиговыми листьями. Мне это показалось идеальной аллегорией того, что произошло в XX веке с литературным модернизмом. Литературный модернизм вырос из чувства: «Боже мой! Я рассказываю историю! О, этого не может быть, потому что я умный человек. Я литературовед! Что я собираюсь сделать, чтобы отличиться? ... Похоже, что многие модернисты исходят из страха прослыть обычным рассказчиком.


Рецензии
ЦИТАТА из эссе: «В 1950 году начинается новый этап в развитии литературы, который связан с появлением постмодернизма. В это время литература отражает изменения в обществе, связанные с развитием технологий и изменением ценностей». ------------------------------------------------------------------------------- Начало этапа постмодернизма связывается обычно с последней четвертью XX в., хотя в предшественниках значатся единичные произведения более раннего периода. К примеру, Россия в пучины постмодернизма погрузилась вместе с романом Умберто Эко «Имя розы» (1980), но книга «Женщина французского лейтенанта» (1969) Джона Фаулза того же направления, была написана в 1969 г. Относить этап послевоенного искусства (после WW-2) к постмодернизму – весьма и весьма спорная тенденция… Между модернизмом первой половины XX в. и постмодернизмом (примерно, последней трети – четверти XX в.) значится неомодернизм.

Мара Рушева   23.10.2024 13:26     Заявить о нарушении