Пушкин и Натали в большом свете

Н. Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу», 1936

Николай Павлович Ульянов русский и советский художник (1875 – 1949)

На картине изображен Пушкин с женой, Натали, с которой он прибыл на бал, скорее всего, устраиваемый императором Николаем 1, т.к. Пушкин изображен в ненавистном ему камер-юнкерском мундире, обязательном для таких мероприятий. Присвоение этого  придворного чина обязывало Пушкина вместе с женой бывать у императора «в гостях». Большинство русских аристократов были бы этому очень рады, как тогда говорили, «посчитали бы за честь», но не Пушкин.
Было известно, что император был восхищен красотой Натали и хотел чаще видеть её у себя, а Пушкин, понимая, что камер-юнкерство* - это была не ему честь и не его заслуга, а способ видеть у себя во дворце Натали Пушкину. Это повышенное внимание к его жене тревожило Пушкина, который понимал, что  император может захотеть и большего.
На картине Пушкин изображен в профиль, в котором передано его отношение к происходящему и его настроение – он встревожен. Пушкин не любил находиться в обществе рядом с женой, т.к. был ниже её ростом, но также и потому, что при её красоте еще более выделялась его некрасивость.
Странно, что уже опытный и битый жизнью Пушкин не предусмотрел такого развития событий женившись на красавице Натали Гончаровой.
Дама, изображенная художником, не похожа на его жену. Красота Натали, как говорят её современники, была ослепительна, но не вызывающая. Тут Натали выглядит холодной светской красавицей, упивающейся впечатлением, которое она производит на окружающих.
Художник как – то сумел передать напряженную атмосферу данного светского раута, на котором Пушкину неуютно. Он вроде бы озирается, ловя  недоброжелательные или и вовсе неприязненные взгляды аристократов. Они не признают его равным себе. Его заслуги на литературном поприще - не в счет, в обществе имели ценность другие регалии.

Это одна из самых популярных картин, изображающих поэта и его музу. Художник - Николай Ульянов. Мнения о том, что выражают взгляды людей в зеркале, взгляд Натальи и взгляд Пушкина, расходятся.
В глазах поэта кто-то видит ревность, кто-то гордость. Скорее всего это  беспокойство, свойственное человеку, который не хотел бы встретить неприятности, но готовит себя к ним.

***
По молодости А.С. Пушкин в светской жизни любил бывать на балах и концертах. Об этом он упоминает в «Евгении Онегине»: «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума». 
Все же жизнь в Лицее не давала таких возможностей. А вот после окончания Пушкин с лихвой наверстал упущенное, да так, что через три года отправился в ссылку. Правда не из-за разгульного поведения,  а из-за резких эпиграмм, которые затрагивали даже честь императора.

Некоторые места, где Пушкин посещал светские мероприятия:
• дом директора Лицея Энгельгардта – во время учебы в Лицее. 
• дом австрийского посла Фикельмона – после возвращения из ссылки.  Там он появлялся, как приглашенный женой посла Долли (Дарьей), урожденной Тизенгаузен, внучкой Михаила Илларионовича Кутузова.

После окончания лицея Пушкин с азартом окунулся в светскую жизнь, а во время ссылки ему её не хватало. Он оказался на окраине империи, где были
другие люди, другие нравы и обычаи.
Переехав из захолустного тогда Кишинева в Одессу, Пушкин нашел в ней элементы привычных  ему по Питеру отношений. Встретил людей, относящихся к аристократам. Но все это было в миниатюре и тоже вскоре наскучило ему.
Проведя более пяти лет в ссылке, он появился в Петербурге в качестве модного  уже хорошо известного поэта.
Но, несмотря на прощение императора, всем было понятно, что власть ему не доверяет. В свете знали все его недостатки: беден, не преуспел по службе, картежник, мот и ловелас.
Он был вхож в высший свет Петербурга, но не полностью соответствовал критериям вхожести.
Найти подходящую партию ему было трудно.

Женитьба Пушкина на красавице тоже оказалась вызовом высшему свету Петербурга.
Их появление в свете вызывало нездоровую реакцию: «мол, он ей не пара».
Большинство участников светской жизни Петербурга открыто проявляло негативную реакцию на появление Пушкиных на светских раутах.
Вместе они не смотрелись гармонично.  Пушкин был ростом ниже своей жены и, имея экзотическую внешность, привлекал нездоровое, даже злопыхательское внимание светского общества.
Косые взгляды, нездоровый шепот, пересуды все это Пушкин ощущал даже спиной. Его попытки уменьшить частоту их появления в свете император пресек  -   «присвоением» Пушкину камер- юнкера.

После женитьбы его отношение к свету начало постепенно меняться. Повышенное внимание кего красавице – жене раздражало его. Он хотел бы запереть её в золотую клетку, но не получилось, да и клетки не было. Поэтому терпел…
В последние годы жизни, будучи семейным человеком и посещая балы со своей женой — первой красавицей Петербурга, Пушкин нередко испытывал раздражение из-за пересудов по поводу себя и своей супруги. В В дальнейшем, возник конфликт с некоторыми представителями светского общества, который в итоге привёл к трагическим событиям — дуэли на Чёрной речке. 

Пушкин мог испытывать некоторые трудности в общении с высшим светом Петербурга, поскольку он хотел быть, прежде всего, светским человеком, принадлежащим к аристократическому кругу, а не модной в настоящее время фигурой пописывающей стишки.
По некоторым свидетельствам, в светском обществе на Пушкина глядели как на приятного гостя из другой сферы жизни. Светская молодёжь любила с ним покутить и поиграть в азартные игры, а это было для него источником неприятностей. Он вечно был в раздражении, не находя или не умея занять настоящего места.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин также саркастично описывает светское общество. Описывая общество того времени, он говорит, что в этой среде можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть».

По понятиям светского общества первой трети XIX века, семья Пушкиных жила достаточно скромно. В их квартирах невозможно было проводить публичные встречи, концерты. Поэтому посещение дома ограничивалось только кругом ближайших друзей, большей частью литераторов. 

Появление Пушкина на балу с Натали каждый раз было для него испытанием его самолюбия и даже его достоинства.


*)Александр Пушкин был пожалован званием камер-юнкера 31 декабря 1833 года.  На тот момент он имел чин титулярного советника (IX класс по Табели о рангах).
Камер-юнкерское звание было почётным придворным званием, которое не могло быть пожаловано тем, у кого чин был ниже титулярного советника. Оно было лишь знаком монаршего внимания, но для его получения нужно было, пусть и номинально, состоять на государственной службе.
Для самого поэта новое звание стало полной неожиданностью. 34-летний Пушкин посчитал унижением получение звания, которого обычно удостаиваются юноши в возрасте 17–19 лет.
Например, его однокашник по Лицею князь Александр Горчаков стал камер-юнкером в 19 лет.

Как свидетельствуют современники, Пушкин воспринял это пожалование с обидой и нескрываемым раздражением, излив его в письмах к друзьям, беседах и на страницах дневника. Так, 13 (1) января 1934 года он записал: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры – (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Натали> Николаевна танцевала в Аничкове».
На тот момент Пушкину шёл 35-й год и, как вытекает из его записи, его раздражало, что ему как бы «не додали», удостоив звания ниже того, которое, как он считал, ему «полагалось». Мемуаристы свидетельствуют, что «это его взбесило, ибо сие звание точно было неприлично для человека 34 лет, – писал в своих воспоминаниях приятель поэта, дипломат Николай Смирнов, – и оно тем более его оскорбило, что иные говорили, будто оно было дано, чтобы иметь повод приглашать ко двору его жену». Насчёт жены – это уже грубые сплетни, не имевшие отношения к действительности. Но оскорблённый «малостью» звания, Пушкин, грубо нарушив нормы, традиции и этикет, даже не соизволил поблагодарить императора.
Выше камер-юнкера был камергер. Но согласно Табели о рангах камергер тогда соответствовал чину действительного статского советника, то есть генерал-майора. Как-то нелогично Пушкину, состоявшему в IX классе (да и фактически не служившему), было сразу давать придворное звание, соответствующее чину аж IV класса, генеральского? Даже император, тем паче такой служака, как Николай I, не мог позволить себе в нарушение закона (и традиций) произвести кого бы то ни было из капитанов сразу в генералы.
Опять же получать придворный чин в любом случае полагалось только с камер-юнкерского, миновать который было невозможно. Не говоря уж о том, что придворные чины считались выше гвардейских, гвардейские – выше флотских, флотские – выше армейских, а армейские – выше статских. Потому любое придворное звание почиталось как знак особого внимания императора. Так что уж тут Пушкин себя обиженным считать точно не мог, но – счёл, скорее всего, в силу своих амбиций, чем и вызвал тогда, мягко говоря, сильное недоумение всего петербургского общества.

24.09.2024
АэС


Рецензии
Антон, как интересно, вы преподносите информацию, того времени, спасибо вам!!! О Пушкине, никогда не стихнет слава и память о нём!!! С уважением к вам. и теплом!!!

Тома Снегова   27.01.2025 11:22     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение, Тома и оценку.
Вы прочитали два коротеньких эссе. В истории отношений Александра Пушкина с женщинами имеется много до сих пор неясного, спорного. Особенно это касается графини Элиз Воронцовой. в своих пяти эссе на эту тему я постарался предложить свою версию. Приглашаю Вас ознакомиться.
http://proza.ru/2021/07/17/981

С уважение, АэС

Антон Ромашин   01.02.2025 02:13   Заявить о нарушении