Михаил Погарский. Нужно быть, как деревья...
Поэта - далеко заводит речь.
(Марина Цветаева)
Начну издалека... С облаков... Один из знаковых проектов художника Михаила Погарского - "Мерцающее облако поэзии" - представляет собой динамический ("заводной") художественный объект - продолжение движение художественного слова навстречу художественному образу, методологическую и образную интеграцию одного с другим или даже слияние, растворение одного в другом… Это и есть одна из высших степеней философской интегральности… Традиционная картинка классического пейзажа с деревьями и облаками переосмысливается в изделие из дерева (извините за рифму), напоминающее классические бухгалтерские счёты, но с меняющимися - мерцающими - словами в стихотворении - в продолжение, например, комбинаторного опыта "Квадрата квадратов" Игоря-Северянина или экспериментов группы "OULIPO" (Франция, 1960-е), а также поэта и филолога Татьяны Бонч-Осмоловской, представленной своими Интегральными стихотворениями в этой же Антологии И-стиха.
У Михаила Погарского в итоге миллиарды и миллиарды вариантов (сочетаний слов, мерцающих рифм и смыслов) создают некое облако - хоть в классическом пейзажном понимании пользователя картинных галерей, хоть в модернистком или постмодерновом понимании пользователя интернета, а хоть и интегрально - слитно - когда и то, и другое понимание создают некое облако второго порядка - метаоблако…
Если оставаться с "небесах" художественно-изобразительных образов, то такое метаоблако представлено Михаилом Погарским в новой концепции на выставке в московской галерее "Нигде кроме": объект "Мерцающее облако поэзии" входит с триптих "Слово / Строка / Строфа": Мерцающее облако поэзии (Слово) / Гипотеза Гольдбаха (Строка) / Записки на краю мироздания (Строфа). То есть стиховое и даже стиховедческое здесь проступает в концептуальном мышлении автора, что ещё раз в философском и методологическом планах роднит образы и систему Михаила Погарского с системой И-стиха.
Возвращаясь с метаоблаков на землю, но не оставляя философского ощущения древа как такового с его творениями и олицетворениями, в одном из (других) стихотворений Погарского находим то самое мерцание, только теперь уже в словесном обличии рифм, ритмов и метров… РасТи / пРочТЕНий / ТЕНью - главная рифменная мерцающая линия - 'развиваться подобно дереву / остаться в текстах / и тенью листьев (на которых написаны эти тексты) заслонить… стать уже не черновиком, но оформленным Текстом Листа'.
Стихотворение "Наверное, нужно быть, как деревья…" подытоживает книгу Михаила Погарского с концептуальным названием "Сравнительное описание людей и деревьев", мерцающе-мета-рифмующуюся с вышеозначенным "Мерцающим облаком поэзии".
Вообще, со словосочетанием "мерцающая рифма", с этим термином (или не термином?) любопытная история… К нему я и сам "подбирался" в своих работах [1] [2]
Насколько нам говорят сейчас поисковики, впервые такое словосочетание - "мерцающая рифма" - применил Михаил Малов в первой строке одного из своих стихотворений 2013 года, и, хотя сложно это использовать как стиховедческий термин, однако словосочетание настолько поэтично, настолько красиво, что и отказаться нельзя… Так что некоторые филологи, включая Юрия Орлицкого, его уже используют. В концепции И-стиха мерцающая рифма служит отчасти синонимом медианной рифмы (средней по силе рифмы), не столь заметной на слух, однако определяющей во многом форму И-стиха, как это проявляется у Михаила Погарского в стихотворении "Наверное, нужно быть, как деревья…". Даже в самой первой рифмопаре концевых рифм - КаК дерЕВья / К сВЕту - происходит взаимомерцание согласных К и В, причём - деталь - все звуки К твёрдые и оба звука В мягкие… На 4-й строке мерцание на [в'] продолжается - "вверх". Или, например, мерцание на уровне ударений в ряду рифм: тепло / тенью / набело. Или, например, медианное мерцание в анафорах первых двух строк: наВЕРное / Всё ВРЕмя. Или мерцание ассонанса на следующих трёх анафорах подряд: сгорАя / укрывАть / прохдАдной. Все эти мерцания в сумме составляют мерцающее царство рифм и рифмоидов Интегрального стиха.
Помимо рифмического компонента, метрика стиха Михаила Погарского также мерцает разными гранями тех или иных метрических ассоциаций - своеобразное мерцание и/или интеграция силлаботоники и более свободных построений… В этом компоненте, как и в "минус-приёме" астрофического стиха, поэтика Погарского находится в мейн-стриме направления Интегрального стиха, принципы и приёмы которого так или иначе, интуитивно или более осознанно, применяет всё большее число современных поэтов.
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
24.09.2024
Примечания:
[1]
Бубнов А.В. СИММИС (мерцающее царство симметрии) // eStethoscope / Стетоскоп. - Париж, 2003. - №36. - С.46-48.
[2]
Бубнов А.В. Мерцание ЧЁТ-НЕЧЕТ, или Пройти по доскам… // "Доски судьбы" Велимира Хлебникова: Текст и контек-сты. Статьи и материалы / Сост. Н.Грицанчук, Н.Сироткин, В.Фещенко. - М.: Три квадрата, 2008. - С.249-270.
=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=
Михаил ПОГАРСКИЙ
***
Наверное, нужно быть, как деревья!
Всё время стремиться к свету!
И постоянно расти!
Постоянно двигаться вглубь и вверх!
И дарить кислород
новых и новых прочтений.
И сгорая нести тепло.
И укрывать от палящего солнца
Прохладной тенью.
Листов переписанных набело.
2010
У ЗЕРКАЛА
Кто там внутри тебя?
Какого он дня
и цвета?..
2005
ПОГАРСКИЙ Михаил Валентинович. Художник, писатель, куратор. Родился в Муроме в 1963. Кандидат технических наук (1991). Член Творческого союза художников России. Занимается дизайном, фотографией, видеосъёмкой, ленд-артом, средовыми инсталляциями, "Книгой художника" и мэйл-артом. Организатор и куратор более 30 международных художественных проектов. Участник более 200 арт-выставок в России и за рубежом. Автор более 100 книг для детей и взрослых. Автор научных, искусствоведческих и публицистических статей и эссе, фундаментальных монографий: "Феномен "Книги художника" (2013, второе издание 2014), "Книга художника [+]" (Москва, 2015). Художественные работы хранятся в ведущих мировых музеях, библиотеках и частных коллекциях. Лауреат I Европейской биеннале бук-арта. Сату-Маре. Румыния, 2010. Лауреат конкурса "Искусство книги" в номинации "Книга художника", 2010, 2013, 2016. Лауреат конкурса "Книга художника" в номинации "Лучшая теоретическая работа", 2013.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
© Погарский М.В., стихотворение, 2010.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2024.
Свидетельство о публикации №224092400550