Встреча с Корнеем Чуковским

        Нет, я с ним лично не встречался. Мне было всего четырнадцать лет, когда его не стало. Да и где могла свести судьба метра литературы из тогдашней столицы и школьника из южных краев бывшего Союза? А вот гляди-ка, я все же считаю, что совсем недавно такая встреча у меня состоялась. И это благодаря одному доброму человеку, рассказавшему о нечитанной мною ранее книге, которую написал Корней Чуковский.

        Повесть «Серебряный герб», так называлась незнакомая книжка. А я о ней, как говорится, ни сном, ни духом.  И в двухтомнике Чуковского, который стоит у меня на полке, ее также не наличествовалось.
        Заглянул в интернет и прочитал всё, что там написано о знаменитом писателе. Да, есть у него такая повесть. Она о времени, проведенном автором в одесской гимназии позапрошлого века. Более того, сведения об этой книге выделены в отдельную небольшую статью, которую я тоже внимательно прочел. Признаюсь, это же одна из моих самых привлекательных тем в детской и не только в детской литературе: учеба в гимназии...

        Сколько достойнейших литераторов описали свою жизнь, посвященную этой теме. Паустовский, Голиков-Гайдар, Гарин-Михайловский, Катаев и, конечно же, Лев Кассиль. Вот книгу последнего «Кондуит и Швамбрания» я зачитал, считай, до дыр.
        Я ее иногда даже во взрослом возрасте перелистывал, но, естественно, уже пропуская пафосные лозунги советского настоящего. Почему-то я не верю в безусловную искренность Льва Кассиля, когда он в своих книгах ратовал за новую жизнь. А не странное ли дело, что брата Оську, одного из героев этой же книги, немилосердная власть расстреляла, а старший брат Лев всё свое творчество посвятил воспитанию нового человека, человека советской эпохи?

        Однако в детстве я был поклонником всех его книжек и принимал эти книжные нравоучительные посылы за чистую монету, тем более что декларируемые там мысли были самыми, что ни есть прекраснодушными. О мрачных делах той власти я совершенно не задумывался, потому что ничего об этом не знал. И хорошо, что так. Всему свое время.
        Но это я про Кассиля, которого ныне не всякий-то и вспомнит. Особенно молодые читатели. Что им дела давно ушедших и зачастую непонятных дней?

        А Чуковский выстоял!.. Благодаря своим неувядаемым сказкам он жив и до сих пор. Возможно, из-за этих сказок я с удовольствием и набросился на новую для себя книжку, первому варианту которой сегодня стукнуло восемьдесят шесть лет, а описываемой в ней истории значительно более века.
        Да, сначала книга называлась «Гимназия: Воспоминания детства». Это уже в шестидесятые годы Чуковский её немного переделал и изменил название на «Серебряный герб». Но тема-то какая... Во время чтения на меня пахнуло также и моим детством, прошедшим под флагом «Кондуита и Швамбрании».
 
        Пожалуй, в этом месте я сделаю остановку для того, чтобы совершить экскурс в прошедшие годы и вспомнить, с чего начиналось моё знакомство с Чуковским. К «Серебряному гербу» вернусь чуть погодя. В конце концов, я же пишу и для себя не в последнюю очередь? А мне очень захотелось отрешиться от сегодняшней трагической годины и вернуться в мой самый беззаботный период в жизни.

        И начну я с того эпизода, когда в глухое украинское село, в котором я проводил предшкольное время у бабушки с дедушкой, пришло извещение на посылку с Дальнего Востока. Ужас, как это далеко от Украины...
        Но в том крае жили все многочисленные мамины родственники, и они решили своему племяннику и внучку в одном лице сделать подарок. В те бедные времена подарком могло стать всё что угодно, что сейчас зачастую вызывало бы только удивление и даже оторопь. Например, ношенная одежда или обувка из такого же разряда... Люди были рады всему.
        Но я об одежде или еще о чем-то скучном не думал. Хотелось чего-то необычного, может, даже завалящей игрушки. Кстати, я имел основания так рассуждать, потому что в письме родители сообщили, что меня ждет сюрприз из Владивостока.

        «А вдруг там игрушечный пистолет? Или грузовик...», - размышлял я в ожидании.

        Мои тогдашние фантазии были слишком бедны, а воображение своего развития еще не получило. Не с чего ему было разыграться...
      
        Наконец, дедушка поехал на почту и вот он уже заносит в хату посылочный ящик, перемотанный шпагатом и обильно облепленный сургучными печатями. Дедушка вооружился ножом и стамеской и принялся распаковывать посылку, а мы с бабушкой затаили дыхание: что же там такое?..
        Развлечений у нас кот наплакал, зато сейчас мы с бабушкой получаем самый настоящий бонус за наше терпение. Никому из троих присутствующих не удалось бы угадать, что приехало в этой посылке. Уверено скажу – ни за что не разгадали бы ребус с Дальнего Востока!..

        Из ящика дедушка извлек странный железный прибор. А на дне посылки расположился ряд маленьких алюминиевых бочонков... Что это? Оттуда так же был извлечен желтый измятый лист бумаги, под которым подразумевалось, что это затертый до неузнавания паспорт на полученное изделие, в котором была начертана примитивная инструкция для пользования. Так что же мы получили? Фильмоскоп! И, вдобавок, к нему несколько диафильмов.
        С этого дня наши вечера перестали быть скучными, мы все вместе погрузились в знакомство с полученным подарком из цивилизации.

        Кино в село привозили и крутили в клубе, в который переделали двухсотлетнюю церковь. Но, заметьте, это событие происходило один раз в неделю. По неясной для меня причине во время просмотра всегда работал бензиновый движок, питающий кинобудку, который звучно тарахтел на всё село. Может, кинопроектор работал при другом напряжении? Теперь это навсегда скрыто мраком нераскрытой тайны.
        Но звук того пресловутого движка сигнализировал всем селянам, что в клубе идет кино. В те времена сельский кинопрокат выглядел архаично. Кинопроектор был всего лишь один, поэтому при просмотре возникали естественные паузы, когда очередная катушка с лентой заканчивалась, а в кинопроектор необходимо было заправить следующую часть. И это еще не всё: в случае порыва пленки появлялись паузы непредвиденные. Тогда зал недовольно шумел... Или ни с того, ни с сего при просмотре фильма пропадал звук.
         Тут зал уже реагировал негодующим рёвом:

         «Звуууук!!!»
 
        Но кино всего лишь один раз в неделю – это тоже праздник. А я с получением подарка мог организовывать себе кино хоть каждый день! Что из того, что герои диафильмов на белой стене хаты не двигаются? Зато там всё объясняется, только успевай читать «титры». И никто тебя не торопит: кадр будет висеть на стене ровно столько, сколько требуется каждому из присутствующих зрителей. И еще имеется одно преимущество. Например, беленая известью бабушкина стена заметно чище и белее, чем экран в клубе...
        Получается, что со дня получения посылки наш вечерний досуг стал заметно многообразнее. Поначалу мы изучили, что за диафильмы нам передали, после чего в немалой степени удивились: в основном это были копии художественных фильмов!

        Ладно, что одним из них стал диафильм «Белеет парус одинокий». Тут хотя бы понятно: главными героями этой старинной картины являлись дети. Гаврик, его сестра Мотя и гимназист Петя  помогают революционерам. Святое дело, как мы считали тогда. Я вот сейчас не уверен, что дедушка и бабушка тоже были на нашей стороне. Они смотрели с улыбкой, но ни разу не прокомментировали происходящее.
        Потом мы открыли следующую коробочку, а там был фильм «Вихри враждебные», в котором Феликс Дзержинский боролся с левыми эсерами, поднявшими мятеж. Вообще атас... Но в те времена нам было интересно, и мы приходили в негодование от происков Локкарта и мятежников, а железный Феликс был, естественно, «за нас».

        Обнаружилась еще одна несуразная пленка о каком-то путешествии студентов по неизвестной нам реке на лодках.  Здесь с непонятным никому из моих зрителей энтузиазмом рассказывалось о радостях туристической жизни: о разжигании костров, об установке палаток, о вареве еды в больших казанах, о вечерних посиделках с гитарами... Это же чисто городские развлечения! Что до них моим сельским родственникам, которые с утра и до позднего вечера усердно «поралысь» по хозяйству?.. Какие еще костры с гитарами?!

        Вот диафильм по рассказу Носова «Дружок» и дети, и взрослые смотрели с удовольствием. Смешная история, как мальчики перевозили щенка в чемодане, а потом случайно перепутали чемоданы и щенок по кличке Дружок попал к чужим людям.
        Или история про сеттера Ваську, который в отсутствие хозяина никого не слушал, громил квартиру, гонял кошку и еще каким-то образом безобразничал, пока его не позвали к телефону. Звонил хозяин, и по телефону приказал Ваське идти на место, отчего пес тут же присмирел, а потом со страхом смотрел на телефон, если ему грозили трубкой, когда он вновь начинал буянить.

        Были какие-то еще пленки, но не просмотр их становился главным. Позже я вдруг обнаружил, что во время «сеансов» в хате стали появляться взрослые люди. К нам на новое развлечение потянулись родственники и соседи!.. Они, затаившись и не издавая никаких посторонних звуков, увлеченно смотрели на картинки, что появлялись на стене. А текст я читал громко и внятно.

        Вот тут-то и наступила минута моей славы: я почувствовал себя чуть ли не тем самым киномехаником из клуба, на которого местные смотрели, как на небожителя.

        А здесь малолетний доморощенный «киномеханик» важно вставляет пленку в допотопный механизм и действие начинается. Когда я вжился в роль киномеханика, мне захотелось приблизить домашнюю атмосферу к клубовской.

        И я поступил радикально: два самых длинных диафильма тайком разрезал ножницами пополам, то есть, сымитировал обрыв пленки, как это случалось в клубе... А потом, под уважительными взглядами зрителей, озабоченно вставлял в диапроектор продолжение диафильма, наводил резкость и, как ни в чем не бывало, продолжал демонстрацию.
        Чего скрывать: меня распирала гордость оттого, что я стал столь популярным хотя бы в этом узком кругу зрителей. Про «надутые» щеки речь не шла, но мое самолюбие было вполне удовлетворено. Вспомнив о тех милых и незатейливых развлечениях, но с блаженным привкусом своего умиротворенного эго, вернемся к главной истории. Я же о Корнее Чуковском хотел рассказать?

         Когда мы пересмотрели всю макулатуру, что нам передали с Дальнего Востока, мама закупила простые и приятные диафильмы, более подходящие как мне, но еще более моим малолетним братьям. И настала эра Чуковского!
         
         Окончание в http://proza.ru/2024/09/25/646


Рецензии
Александр, ваши воспоминания - такие искренние! Я тоже помню Льва Кассиля с его "Кондуитом и Швамбранией", трилогию Катаева "Волны Черного моря" и другие - "Динку" Осеевой, "Дорога уходит в даль" Александры Бруштейн... Конечно, многие из этих книг были сильно политизированы, но это не мешало им быть нашими любимыми книгами. А вот мои внуки дальше Чуковского уже не пошли, даже Маршак для них - уже "не то", они сразу плавно перешли к Киру Булычеву.

"Серебрянный герб" Чуковского - нет, в детстве не читала. Но (спасибо за рекомендацию) прочту обязательно, хоть и с большим опозданием!

С уважением,

Элина Плант   24.09.2024 17:14     Заявить о нарушении
Ой, Элина, спасибо за Александру Бруштейн. Любимая книга детства! На мой взгляд - шедевр. Первый раз увидела человека, который вспомнил эту прекрасную книгу.
.
Саша, простите, не удержалась:)

Ваша Лена   24.09.2024 16:40   Заявить о нарушении
"Дорога уходит в даль" - да, Леночка, соглашусь: это исключительная книга. Тем больше я огорчаюсь, что ни один из моих внуков не проникся и не захотел её читать. Им скучно. Конечно, все они - дети, родившиеся и выросшие в Германии, но ведь родной язык у них - русский, у троих из пяти - уж точно. И эти трое (девочки) читают по-русски с уовольствием, но - не Александру Бруштейн. К большому моему сожалению.

Элина Плант   24.09.2024 17:13   Заявить о нарушении
Добрый день, Элина! Кассиль с Катаевым нам с Вами понятны))), а вот про трилогию Александры Бруштейн я услышал только в серьезном возрасте, причем, в какой-то лекции Дмитрия Быкова. (Мне его лекции очень нравились). Почему-то это произведение обошло нашу семью: не читал ни я, ни братья. Яков Тайц у нас был, мы его хорошо изучили, Рыбаков, Каверин, Гайдар, Скребицкий тоже, а почему-то Бруштейн никогда не прозвучала. И ни от кого в школе я о ней не слышал. Может, потому что там о девчонках рассказывалось?))) Спасибо! С уважением.

Александр Алексеенко 2   24.09.2024 17:15   Заявить о нарушении
Нет, не в этом дело. Книга написана от лица девятилетней девочки, но это не девочковая книга. Назвать её девочковой - всё равно что назвать "Белеет парус одинокий" Катаева книгой для мальчиков. Просто это была редкость, раритет, книга была издана крохотным для тех лет тиражом в 75000 экземпляров, она была далеко не во всех библиотеках, не говоря уже о личном владении (кое у кого она была, конечно, например, мама моя купила её в магазине, она покупала мне все детские книги, которые выходили, была она и у моего мужа, я была поражена, когда её у них увидела: до того момента единственным человеком, который был мне знаком, владевшим этой книгой, была я сама. Даже в библиотеке я её не видела, а я была записана сразу в четыре библиотеки). О содержании писать не буду, можно найти в сети. Но приведу цитату из аннотации к комментарию к книге(не к книге самой, а именно к комментарию), она очень показательна.

"Александра Яковлевна Бруштейн начала писать автобиографическую трилогию "Дорога уходит в даль" в 1956 году. 72-летняя, глухая и почти слепая, Бруштейн писала книгу, героиней которой была она сама, но - девятилетняя.

Сашенька живет в Вильне (ныне - Вильнюс) с мамой и папой, кухаркой, бонной и учительницами и готовится поступать в Институт благородных девиц - с этого начинается книга. С энциклопедической точностью спустя почти 50 лет Бруштейн воссоздает город, которому предстоит пережить две мировые войны и Холокост. Эта точность касается не только подробностей быта, но и переживаний людей конца XIX века, уже чувствовавших приближение перемен - политических, социальных, технических.
Все описанные в книге события достоверны, каждый персонаж - независимо от его места и веса в книге - имеет реального прототипа, чьи имя и фамилию в большинстве случаев и носит".

В общем, конечно, это книга для детей, но она интересна и взрослым (судя по отзывам). Пару лет назад я перечла её с большим интересом...

Элина Плант   24.09.2024 20:37   Заявить о нарушении
По горячим следам с братом обсудили эту вашу книгу. Думал, может, они ее читали? Все же братья заметно младше меня. Оказалось, что его жена читала, а нас это произведение миновало. На его слова, что и жене, и дочке вроде как очень понравилось и не прочитать ли нам её, я сразу ответил: читать уже точно не буду. Время ушло. Чуковского я прочитал, потому там описывался близкий мне город. Спасибо за разговор)))

Александр Алексеенко 2   24.09.2024 21:56   Заявить о нарушении
Да я и не убеждаю вас её читать. Мне бы тоже это в голову не пришло, если бы я не надумала приобщить внуков к чтению, на мой взгляд, хорошей литературы. Вот и решила перечитать: детские впечатления - детскими впечатлениями, но ведь столько лет прошло, столько событий, может, книга катастрофически устарела. Я перечитала и убедилась: нет, книга осталась для меня интересной, только взгляд на подпольщиков и прочих революционеров у меня изменился. Но мои внуки уже привыкли к совсем другой литературе, "Дорога уходит в даль" не для них, им это в принцитпе неинтересно. Ну, как "Дети подземелья" Короленко, которых проходили в советской школе, были неинтересны даже мне: я сочувствовала несчастным детям, но читать про это было мне скучно.

Элина Плант   25.09.2024 00:00   Заявить о нарушении
Доброе утро, Саша и Элина!

Элина, Вы прекрасно раскрыли суть той старой книжки, но хочу добавить вот что. Мало того, что она написана великолепным, живым, ясным, каким-то солнечным языком, необыкновенно теплым - так она еще и рассказывает о тех исторических событиях, которые когда-то потрясли мир, и как рассказывает! Словно на ладошке все видишь. Я у нее впервые прочитала о деле Дрейфуса, о деле Бейлиса, о тех судебных и когда-то громких делах в глубине Российской империи, о которых теперь забыли. Кажется, дело вотяков ( удмуртов) или Мунтанское дело, которое потрясло Россию в конце 19 века, а кто сейчас об этом знает? Она раскрыла имена талантливых людей того времени - Кони, Короленко, она описала увлекательнейшим образом сюжеты бессмертных классических книг, рассказала о массе достойных и ярких людей, она оживила историю - как российскую, так и мировую, так и древнюю. "Ивиковы журавли". Она раскрыла целый мир, обогатив знаниями несколько поколений советских детей. А сейчас, кажется, и ее имя забыто. Ее дочь создала хореографический ансамбль "Березка", а ее сын был создателем какой-то знаменитой шоколадной "империи" советских времен, чуть ли не фабрики "Красный Октябрь". Бруштейн - неординарный человек во всех отношениях.

Простите, разболталась. Хорошего дня вам обоим, спокойного и мирного.

Ваша Лена   25.09.2024 08:06   Заявить о нарушении
Спасибо за разговор, дамы)). Да, я не только от вас слышал об этой книге. Уже говорил про Дмитрия Быкова даже, которого мать, по-моему, приобщила к ней. Но так бывает, когда кто-то упускает в нужные годы чего-то не увидеть или не прочитать. Можно вернуться к теме фильмов, там тоже такое случалось: все видели, а ты нет. А потом, когда через несколько лет, ты вдруг получаешь такую возможность, а фильм оставляет тебя равнодушным.У меня так произошло с картиной "Охота на оленей" с Де Ниро в главной роли. Однако, благодарю за общение.))) Было приятно.

Александр Алексеенко 2   25.09.2024 10:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.