Глава Торы Ницавим-Вайелех

Драш на недельную главу Торы Ницавим-Вайелех

Шаббат шалом!

В этой недельной главе Торы Ницавим-Вайелех Моше обращается ко всему народу Израиля перед своим уходом в иной мир. Он стоит перед всеми: мужчинами, женщинами, детьми, старейшинами и даже перед теми, кто присоединился к народу Израиля, оставив свои прежние верования. Вышли из Египта не только евреи, но и «эрев рав» — множество людей из других народов, которые, как и Итро, увидели величие Всевышнего и решили стать частью избранного народа.

Эти геры, как и все мы, стоят сегодня перед Всевышним, принимая на себя Его Завет. В Талмуде говорится: «Гер ше-нитгайер кэ-катан ше-нолад» — «Человек, который стал евреем, подобен новорождённому» (Йевамот 22а). Это значит, что каждый, кто выбирает путь Торы и заповедей, становится частью нашего народа, независимо от своего происхождения.

1. Ахават Ашем — любовь к Всевышнему.

Моше напоминает о самой главной заповеди — любви к Богу. В трактате Брахот (61б) рассказывается история о Рабби Акиве, который даже в самые тяжёлые моменты своей жизни говорил: «Ве-аhавта эт-Ашем Элокеха» — «И возлюби Господа, Бога твоего». Эта любовь проявляется в наших действиях, в готовности следовать путям Торы и заповедям, несмотря на все испытания.

Мудрецы учат: «Коль ма шэ-у осе, лэ-шеем Шамайим» — «Пусть всё, что ты делаешь, будет во имя Небес» (Пиркей Авот 2:12). Наши поступки могут быть простыми и обыденными, но если мы совершаем их с правильным намерением, то привносим свет и святость в наш мир.

2. Кавана — намерение.

Соблюдение заповедей — это не просто выполнение действий. Важно намерение, с которым мы их исполняем. В трактате Пиркей Авот (4:2) сказано: «Мицва горерет мицва» — «Одна заповедь ведёт к другой». Каждая мицва открывает перед нами новые возможности для духовного роста и связи с Всевышним.

Когда мы исполняем заповеди с искренностью, мы привлекаем благословения не только для себя, но и для всего нашего народа. Как говорится в Талмуде: «Маасе авот симан лэ-баним» — «Дела отцов — знак для потомков» (Сота 34а). Наши добрые дела сегодня — это пример для будущих поколений.

3. Коах Тора — сила Торы.

Моше говорит, что Тора близка к нам. Она не на небесах и не за морем. В Талмуде (Эрувин 54а) сказано: «Если ты будешь усердно учиться, ты найдешь». Тора открыта каждому, кто ищет её мудрости. Мы должны стремиться к её пониманию и жить по её учениям, принося свет Торы в этот мир.

Рабби Ишмаэль говорил: «Гадоль талмуд ше-меви лиде маасэ» — «Велико изучение Торы, ибо оно ведёт к действию» (Кидушин 40б). Наши знания должны преобразовываться в добрые поступки и изменения в лучшую сторону.

4. Бехира — выбор жизни.

Моше говорит: «Бахарта ба-хаим» — «Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё» (Дварим 30:19). В трактате Шаббат (88б) рассказывается, как евреи на горе Синай сказали: «Наасе вэ-нишма» — «Сделаем и услышим». Они выбрали следовать воле Всевышнего даже до полного понимания её значимости.

Каждый день мы стоим перед выбором — идти путём Торы или нет. Мудрецы говорят: «Йом халу в’йом хана» — «Каждый день — это поле битвы». Мы должны выбирать Тору и мицвот, чтобы наша жизнь была наполнена благословением и светом.

5. Коах ахдут — сила единства.

В трактате Шекалим (1:1) сказано: «Маарихим ам Исраэль бэ-ахдут вэ-ашалом» — «Когда народ Израиля объединён, они непобедимы». На протяжении всей истории еврейского народа сила заключалась в единстве. Когда мы едины, нас невозможно победить.

Рамбам учил: «Ейн давар омер лифней hашалом» — «Нет ничего выше мира». Пусть наш народ всегда будет един в любви к Торе и друг к другу, и тогда никакие враги не смогут нас одолеть.

Пусть в эти дни мы все будем едины, как стояли наши предки у горы Синай, принимая Тору. Пусть наши сердца объединятся в общей молитве, а наши души устремятся к единому свету Творца, и тогда в этом мире станет меньше тьмы.

Мудрецы учат: «Талмидей хахамим марбим шалом баолам» — «Мудрецы Торы увеличивают мир в мире» (Брахот 64а). Пусть наши знания и поступки принесут мир и свет всем народам.

Слёзы радости и гордости всегда проливаются там, где единый народ, словно множество звёзд на небесах, соединяется в светлом порыве к истине. Когда каждый из нас становится частью великого единства, мы освещаем этот мир так, что сама тьма отступает перед нашим светом.

Шаббат шалом!


Рецензии
Может быть ложное единство. Братья без Иосифа Прекрасного долго считали себя едиными (но в заговоре отчасти), как звезды без Вифлеемской Звезды. И в книге Иеремии "есть заговор среди мужей народа сего и жителей Иерусалима".
+
Ps

Здравствуйте.
В книге Бытия Иосиф Прекрасный еще маленький видит и рассказывает сон, где он - звезда и остальные звезда братья, и тоже солнце и луна - отец и мать поклонились ему. То есть необычная звезда.
+
Похоже, что Будда принц - это рассказ о пророке Моисее вне контекста конкретного народа и его страданий. Обобщенно о жизни во дворце и незнании о страдании народа.
+
В книге Юбилеев традиции Ветхозаветной церкви и в Библии эфиопской традиции. Авраам одаренный юноша из семьи Семитов тайно хранящих религию Ноя. Как-то ночью лежал в поле и гадал по звездам по-вавилонски об урожае. Но спохватился "что я делаю?, я же знаю, что Есть Единый Бог Любви и будет так, как Он захочет". И раздались возгласы на небесах - это ангелы говорили между собой. И сказал Господь " появился у Меня друг на земле - имя ему Авраам".
+
И посылает Авраама в землю обетования. Подобно и волхвы святые приходят по Вифлеемской звезде выше звезд. Похожие на буддистов ищущих нового Далай-Ламу. Как Моисей говорит о Мессии "даст вам Господь другого пророка, как я - Его слушайте".
+
+
+Ваши слова о том, что евреи много пострадали звучат как раз в рифму правоты с моим толкованием Иудаизма, как первой из 7 церквей Апокалипсиса Иоанна:
+
http://proza.ru/2023/06/29/904

Дмитрий Хохлов 2   27.09.2024 12:33     Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий!

Благодарю вас за то, что нашли время прочитать мою статью и оставить отзыв. Единство — это действительно сложная и многогранная тема, особенно когда речь идет о народе, который прошел через столько испытаний. История братьев Иосифа показывает нам, что единство не всегда легко достижимо и может быть сопряжено с внутренними конфликтами и противоречиями. Однако она также учит нас, что настоящее единство возникает тогда, когда мы преодолеваем разногласия и учимся видеть друг в друге не только врагов, но и братьев.

Что касается Вифлеемской звезды и книги Иеремии, то каждый народ и каждая религия имеет свои символы и аллегории, которые можно интерпретировать по-разному. Мы все стремимся к свету и истине, независимо от наших взглядов и убеждений.

Надеюсь, наш диалог будет способствовать лучшему пониманию друг друга и принесет больше мудрости и доброты в наши сердца.

С уважением,
Михаил Салита

Михаил Салита   26.09.2024 15:57   Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий, да, кстати, ещё забыл упомянуть: каждый народ и каждая религия имеет свои символы, связанные со звёздами. В буддизме, например, есть легенда о том, что Сиддхартха Гаутама достиг просветления под деревом Бодхи, когда увидел звезду Венеру. В кришнаизме звездами иногда символически изображают полубогов, а в индуизме звезда Рохини связана с богиней процветания. В исламской традиции есть звезда и полумесяц, символизирующие духовное руководство и свет Аллаха.

Однако всё это не имеет никакого отношения к иудаизму. Я писал именно о нашей традиции, истории и духовных ценностях еврейского народа. Вифлеемская звезда, как и другие символы, важные для других религий, здесь неуместна и не связана с темой статьи. Предлагаю сконцентрироваться на обсуждении вопросов, касающихся иудаизма и еврейской истории.

С уважением,
Михаил Салита

Михаил Салита   26.09.2024 16:05   Заявить о нарушении
Здравствуйте.
В книге Бытия Иосиф Прекрасный еще маленький видит и рассказывает сон, где он - звезда и остальные звезда братья, и тоже солнце и луна - отец и мать поклонились ему. То есть необычная звезда.
+
Похоже, что Будда принц - это рассказ о пророке Моисее вне контекста конкретного народа и его страданий. Обобщенно о жизни во дворце и незнании о страдании народа.
+
В книге Юбилеев традиции Ветхозаветной церкви и в Библии эфиопской традиции. Авраам одаренный юноша из семьи Семитов тайно хранящих религию Ноя. Как-то ночью лежал в поле и гадал по звездам по-вавилонски об урожае. Но спохватился "что я делаю?, я же знаю, что Есть Единый Бог Любви и будет так, как Он захочет". И раздались возгласы на небесах - это ангелы говорили между собой. И сказал Господь " появился у Меня друг на земле - имя ему Авраам".
+
И посылает Авраама в землю обетования. Подобно и волхвы святые приходят по Вифлеемской звезде выше звезд. Похожие на буддистов ищущих нового Далай-Ламу. Как Моисей говорит о Мессии "даст вам Господь другого пророка, как я - Его слушайте".

Дмитрий Хохлов 2   27.09.2024 12:27   Заявить о нарушении
Ваши слова о том, что евреи много пострадали звучат как раз в рифму правоты с моим толкованием Иудаизма, как первой из 7 церквей Апокалипсиса Иоанна:
+
http://proza.ru/2023/06/29/904

Дмитрий Хохлов 2   27.09.2024 12:32   Заявить о нарушении