Святая Троица-тайна или суровая необходимость?

Христианство, как новую религию породила в первом веке нашей эры мятежная провинция Иудея, а колыбелью для неё стала многонациональная Римская империя. Народы, населявшие империю, мягко сказать не любили друг друга. И, когда их интересы сталкивались, устраивали друг другу резню по национальному признаку. Основным агрессором были естественно римляне, они находились на вершине социальной пирамиды, ведя захватнические войны, жестоко подавляя бунты и взымая налоги. Они также были величайшими инженерами и строителями своего времени. Вторыми по численности шли все те, кто относил себя к грекам и греческой культуре. Эти люди помнили о великих победах Александра Македонского и пламенные речи Перикла, они пересказывали Илиаду и Одиссею, обсуждали философию и геометрию. Греки развивали торговлю, науки и искусства, создавали первые хранилища знаний – библиотеки. Третьим народом были иудеи. Их силой было единобожие и банковская система, которую они переняли у вавилонян. К тому же это тоже был народ-воин. Противостояние между греками и евреями началось ещё при Антиохе Епифане. Два этих народа находились на равном интеллектуальном уровне, в отличие от тех же египтян, которые к первому веку нашей эры уже утратили былое величие и древние знания. Время от времени греки и евреи устраивали друг другу погромы внося чудовищную сумятицу в жизнь Средиземноморских городов. Противостояние иудеев и римлян вылилось в две кровавые Иудейские войны. Но если с центром в Иерусалиме удалось расправиться, то так называемые диаспоры, опутали весь Средиземноморский регион.
 Всякая многонациональная империя сталкивается с поиском объединяющей идеи. Римская империя не стала исключением. Увы, она не смогла найти подобную идею. Империя захлёбывалась в бесконечных бунтах, разделилась на Западную и Восточную и вот-вот была готова пасть под напором внешнего врага, оставив потомкам в наследство свои проблемы и нерешённые задачи. Поэтому, как только император Константин Флавий делает церковь государственным институтом, то сразу же ставит перед ней задачу – объединить разобщённые народы империи. Следует сказать, что ещё ко второму веку нашей эры, когда зарождение новой религии было положено, впервые появляется термин Троица у Феофила Антиохийского в его труде «Против Автолика». Здесь ещё нет упоминания слов Сын, Отец, Дух, а используется только слова Бог, Его Слово и Его Премудрость. А вот уже на Втором Вселенском соборе, который проходил в 381 в Константинополе, году был принят так называемый Никео-Царьградский Символ.
 Христианство вышло из иудаизма и евреи сами себя называли Детьми Божьими (от Иоанна гл 8 стих 41). К тому же первые христиане, апостолы и авторы Евангелий были евреями. Еврейская христианская община была ещё очень сильна. Поэтому не удивительно, что первым лицом новой религии стал Еврейский Бог Отец. Он полностью наследует свою «биографию» из Ветхозаветных книг.
 Вторым лицом выступает Бог Сын. Следует сказать, что Сыном Богов изначально был римский император. Так происходила сакрализация и обожествление власти. Также у императора была власть обожествить своих родственников и просто знакомых. В Древнем Риме огромное количество людей обожествлялось и носило титул Сын Божий и Бог (или Дочь Богов и Богиня). Чтобы римляне поверили в нищего плотника из Иудеи, нужно было превратить его в «Приличного человека» то есть в Сына Божьего. Чем собственно и занималась группировка под предводительством апостола Павла (он же римский гражданин еврейского происхождения Шауль из Таруша). Римляне, помнили, что Иисус разгромил кредитовавший их Иерусалимский Храм, выступал за уплату налога Риму, уважал кесаря и римских военных. С политической точки зрения он выступал как агент римского влияния в Иудее. Поэтому второе лицо святой Троицы это – «приличный человек» Сын Божий – Иисус. Здесь ясно прослеживается связь с римской культурой и миропониманием.
 И, наконец, третье лицо – Святой Дух. У евреев в иудаизме было некое понятие Святого Духа, но манера его поведения сильно отличалась от того, что написано в Евангелиях. В иудаизме Святой Дух не брюхатит девиц, не убивает как заправский убийца, выжидая и убивая людей поодиночке, не делает людей похожими на пьяных. Такое поведение свойственно греческой культуре, достаточно вспомнить отношения Зевса с земными девственницами – Ио и  Данаей, когда он овладевает ими в виде облака или дождя.  Прослеживается чёткая связь с аморальной или, вернее, вне моральной греческой мифологией, которая плохо вяжется и с этическими нормами христианского человеколюбия, и с десятью заповедями пророка Моисея. Однако именно греки, как изобретатели философии (науки мудрых) создали христианскую философию. Большинство Отцов Церкви были по национальности греками (впрочем, и абсолютное большинство основателей первых ересей тоже были греками).
 Итак, благодаря символу Троицы, молодая церковь оправдала ожидания властей и справилась с государственным заказом. Однако, чтобы скрыть упрочить свою власть нужно окружить её ореолом таинственности. Поэтому такое исключительно практическое и необходимое социальное изобретение как Троица, постепенно превращалось в великую тайну, которую невозможно понять и измыслить. 
  Древние греки, древние римляне, частично древние иудеи, а также наивные языческие народы смешались, переварились в этом котле, и, утратив свои корни, стали основой для современных европейских народов. Падение Западной Римской империи под ударами варваров ускорило этот процесс. В тоже время Восточная часть империи со столицей в Константинополе, обретя объединяющую идею устояла.  Тысячу лет, до 1453, она будет сохранять лидирующие позиции в Средиземноморском регионе. 


Рецензии
Замечательный исторический экскурс,неординарный взгляд на историюПрочитал с удовольствием.Ваш - Владимир Сапожников 13

Владимир Сапожников 13   23.10.2024 16:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.