Прощай, Идиот! Идиот, опера Вайнберга, концертный

 Прощай, "Идиот"!
"Идиот", опера Вайнберга, концертный зал Мариинского театра, 22 сентября 2024 года

Дирижер – Заурбек Гугкаев.
Князь Мышкин – Александр  Михайлов.
Настасья Филипповна – Мария Баянкина.
Аглая – Екатерина Сергеева.
Рогожин – Владислав  Сулимский.
Ганя – Александр Трофимов.
Лебедев - Дмитрий Колеушко.
Тоцкий - Ярослав Петряник.

Это был мой третий "Идиот" Вайнберга и второй в Мариинском театре. Снова убедилась, что это всё не мое. Для меня в этой опере не за что зацепиться ни душе, ни разуму, ни эстетическому чувству - ни за музыку, ни за сюжет. Хотя ни к добротному режиссерскому решению, ни к мастерскому исполнению певцов и музыкантов у меня не только нет никаких претензий. Напротив, я во второй раз поражаюсь, как замечательно они передают эту безумную музыку, воплощают в образах и событиях этот бредовый сюжет, как без надрыва и скатывания в явную психопатию реализуют идейную линию романа Достоевского, положенного в основу либретто. Все это сделано очень достойно! Но! Сама опера такова, как, впрочем, и роман, что не всякая душа ее примет. Моя, в частности, сопротивляется. Хотя, вероятно, визгливо- истерическая музыка оперы Вайнберга довольно точно отражает нервический строй происходящего на сцене. Все крутится вокруг взбалмошной, полуистеричной хоть и красивой дамочки, которая обиделась на весь свет из-за того, что стала содержанкой, а не женой, своего богатого опекуна Тоцкого. И начала вымещать свою обиду на окружающих состоятельных мужчинах, манипулируя ими и кружа им голову. То одного поманит, то другого, то решит выйти замуж за Мышкина, но сбежит к Рогожину, то наоборот. Словом, играет с огнем в дьявольские смертельно опасные игры. И все это с максимально возможным шумом, чтобы сплетни пошли, разговоры да пересуды. Такому самопиару и сегодня любой представитель шоу-бизнеса позавидует! А тогда! Ни тебе радио, ни телевидения, ни интернета, а молва идет повсюду. Сохнут по ней и генералы, и князья, и купцы, и мелкие чиновники! А она знай куражится, а точнее унижает, как может, своих поклонников! То 100 тысяч рублей в камин бросит и обещает их отдать Гане Иволгину, если тот вытащит их голыми руками. То свадьбу назначит с одним, а потом передумает и откажет. И все терпят, каждый мечтает об искусительнице, надеется, что вдруг ему посчастливится и перепадет немножко от этой роковой красавицы. И в исполнении Марии Баянкиной Настасья Филипповна именно такая - надменная, властная, решительная фатальная женщина с твердым характером. И красавица первостепенная! И только Мышкин жалеет ее и списывает все ее выходки на то, что она много страдала. Ой ли? А вообще-то от всего этого возникает единственное убеждение, что Настасья Филипповна просто ищет смерти и словно провоцирует самого решительного своего поклонника-любовника убить ее наконец! Чего, собственно, успешно и добивается. Неистовый Рогожин (Владислав Сулимский) воплощает в жизнь эту ее тягу к смерти. И в финале два бывших соперника, князь Мышкин и Рогожин, один из которых из ревности чуть не убил другого, сидят вместе пригорюнившись над телом Настасьи Филипповны и почти плачут. Вроде, сочувствовать надо кому-то, а, по моему ощущению, некому! Никого не жаль! Ни к кому сочувствия нет!
И все во мне притивится такому развитию событий, от начала до конца. Просто мучение и этот сюжет воспринимать, и нервическую музыку слушать. Опера меня утомила, расстроила, заразила душевным разладом. И привела к убеждению, что для исполнения и восприятия этой оперы нужны люди, склонные к героическим поступкам, ибо и петь ее, и слушать - это почти что музыкальный подвиг. А я, как оказалось, к этой категории людей не отношусь. Так что, прощай "Идиот"! Я на него больше не ходок!


Рецензии