Что вы знаете о педагогике

            Что вы вообще знаете о педагогике, а главное, откуда, из каких источников? И задавшись этим вопросом вы вдруг откроете, что всё вам известно о ней только из художественных произведений, да и то, скорее, агитационного типа, к которому относится подавляющее большинство произведений советского периода. Мы о педагогике знаем в основном из кинофильмов. И ещё есть дурацкая книга Сухомлинского «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ», которая не содержит никаких рациональных идей, да и вообще хоть каких-нибудь идей, но этого практически никто не знает, потому что её не читают. Она просто как пустой священный символ болтается в социальном пространстве и своим гуманистическим названием добывает почёт себе и педагогике в целом, как когда-то добыло государственную премию автору.
            Может быть, мы что-то знаем о ней от самих так называемых великих педагогов? Может, Ушинского или того же Сухомлинского? Но при попытке их читать не будет найдено ничего вразумительного и смыслового, а только разносторонние отвлечённости, составляющие общую демагогию на заданную тему, которую лишь заявляют, но не выражают. И даже не понятно, об обучении они говорят или о воспитании, не давая чёткой (не говоря уже о научной) трактовки ни того, ни другого.

            Педагоги постоянно жонглируют понятиями ОБУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ, по необходимости демагогически подменяя одно другим так, что не поймёшь, о чём они собственно говорят. Но при этом у слушателя или читателя возникает впечатление, что разговор о чём-то существенном и важном, хотя ни одной рациональной мысли не было предъявлено, а всё просто прикрыто высокопарными словами. Если сомневаетесь, попробуйте задаться целью и найти какую-нибудь действительную рациональную мысль у них. У вас ничего не получится. Вы будете встречать одни только отвлечённые указания на названия каких-то принципов, и при этом техническую суть самих принципов вы нигде не найдёте. В этом вся педагогика. Вот эта вся отвлечённость от конкретного и технического с указанием на одни только красивые названия каких-то принципов, в реальности не существующих, это есть олигофреническая инфантильность, при которой наступает благоговение от одних только названий, а детальное раскрытие сути забывается. Вот из одного этого практически и состоит вся педагогика, собравшая в свои ряды смысловых олигофренов, которые могут кучеряво говорить и писать, но не могут мыслить модельно-технически. При такой смысловой олигофрении они могут придерживаться только схем и стандартов, что и позволяет им имитировать красоту мысли при том, что самой мысли-то и нет. Хоть устная, хоть письменная речь таких смысловых олигофренов, коими являются педагоги, обладает гипнотической заразительностью, при которой у всех будет возникать ложное ощущение существенности и важности, тем более, что это широко поддерживается в социальном пространстве уже довольно давно, в России со времён Ушинского с его никчёмной и ниочёмной литературой из одних только отвлечённых рассуждений. Но надо только очнуться и задаться критической мыслью: а что собственно я здесь услышал такого конкретного, что могу воспользоваться этим технически, перенять опыт, или хотя бы понять механизмы этого явления? Может быть, я слушал или читал просто какую-то лабуду, сотканную из стандартных социальных фраз с намёком на передовые тенденции и украшенную высокопарными вставками.
            Ничего другого вы в педагогике не найдёте. Недаром её именно за это и критиковал Макаренко, которого она и раздавила впоследствии, назвав его потом великим педагогом.


Рецензии
Помню, как я технарь пришёл в школу и понимая, что ничего в педагогике не смыслю стал искать истину в педагогических журналах, ну по аналогии с тем. Как я искал ответы на технические решения в журналах технических.

Зашёл в школьную библиотеку и набрал кипу журналов под названием Педагогика. Читаю, читаю и никакого смысла. Слов много, и вроде всё по правилам русского языка, а смысла нет. Я не расстроился и взялся за журналы Народное образование. Что за чёрт – то же самое.

Дошло что нужно заняться психологией. Вроде там собака зарыта. Да, журналы по психологии содержали смысл. Но смысл чисто психологический. Читать интересно, но практической пользы никакой.

Повезло, попал на курсы Народного учителя СССР Бориса Ивановича Вершинина он доходчиво объяснил КАК и ЧЕМУ нужно учить, на примере преподавания физики.

Сергей Карпов 6   17.11.2025 11:25     Заявить о нарушении