Чурка 1
- С сегодняшнего дня ты ученик, так что и вести себя должен соответственно! Слушай учительницу и делай то, что она говорит, чтобы мне не пришлось краснеть. Понятно?
- Угу, - ответил мальчик и посмотрел на бабушку своими чёрными, как угольки, глазами.
- Раз понял, значит, марш за стол, а я пойду срежу астры. Не идти ведь тебе с пустыми руками.
Теймура звать два раза не пришлось. Аппетит у него всегда был отменным. Наверное, поэтому он и выглядел в свои семь с половиной лет не как первоклассник. Если бы не знать, что он только-только сядет за школьную парту, можно было бы подумать, что ему лет девять или десять. Сам Теймур из-за своей комплекции нисколько не переживал, а вот бабушка несколько раз говорила, что придётся ему выдерживать насмешки одноклассников, ведь полненьких детей всегда дразнят.
- Ты только не обращай внимания на обидные слова. Умные говорить ничего не будут, а с глупых какой спрос? С ними и связываться не стоит.
Повторяя про себя ещё раз наказ родной бабушки, Теймур уплетал за обе щеки завтрак, состоящий из яичницы и булки, намазанной клубничным вареньем, которую парень с удовольствием ел, запивая козьим молоком. Жили они на окраине города, можно сказать, почти в деревне, где многие держали коз. Бабушка Валя держала кур и обменивала яйца у соседа дяди Гены на молоко.
- Ну, что, подкрепился?
- Угу.
- Тогда собирайся, только руки и лицо сначала вымой, чтобы не запачкаться, а то я тебя знаю, - недовольно пробубнила Валентина, но Теймур не обратил внимания на сердитый голос бабули. Она всегда была сердитой, и он уже давно привык к тому, что его бабуля редко когда бывает в хорошем настроении. Он быстро надел на себя белую рубашку, брюки и пиджак. Потом пошёл за чёрными туфлями. Были они велики ему где-то на размер, а, может быть, и на два, но предусмотрительная бабушка положила вату, сказав, что так нога не будет "ездить", а туфель хватит хотя бы на год, потому что время сейчас очень трудное и покупать часто обувь она не может.
- Я готов, бабуля, - любуясь своим отражением в зеркале, сказал Теймур.
Валентина Ивановна впервые за утро улыбнулась. В этот момент её хмурое лицо преобразилось. Как будто печать грусти и боли сошла с её лица, и оно засветилось радостью за своего внука.
- Хорош парень, что и говорить! Только учись как следует! Обещаешь?
- Угу.
- Что ты всё угукаешь, как маленький? Надо отвечать "хорошо", - снова сердито сказала бабушка. - И главное - веди себя так, чтобы мне краснеть не пришлось. Ни с кем не задирайся.
- А если Вадим, который на соседнем переулке живёт, начнёт меня дразнить и обзывать "чуркой"? Можно ему ответить?
- Нет, не надо, смолчи. Сам знаешь, что у него батька при деньгах. Подговорит ещё кого, чтобы тебя "отметелили", и я сделать ничего не смогу. Лучше промолчи. И вообще, ты в школу идёшь учиться, правильно? - спросила бабушка и, не дожидаясь ответа, сама же и ответила: - Вот и учись и не обращай внимания на Вадима и ему подобных. Дружбу води с хорошими ребятами, например с Гришей. Вы с ним в одном классе учиться будете. Ты его держись и пример с него бери.
- Наверное, он меня уже ждёт, - взволнованно сказал Теймур. -Мы договорились, что он без меня в школу не пойдёт.
- Тогда выходи, только портфель не забудь, школьник.
Уже через пару минут бабушка Валя шла рядом со своим внуком и держала его за руку. Он улыбался, а ей, глядя на него, хотелось плакать.
Разве могла Валентина Ивановна подумать, что такая незавидная судьба ей уготована под старость? Разве собиралась в свои шестьдесят шесть в одиночку заниматься воспитанием внука? Думала, что будет жить себе спокойно, огородик свой будет сажать да жизни радоваться. А оно вот всё как получилось.
Сама Валентина долго жила одна. Её называли старой девой и предрекали одиночество, потому как уже тридцать пять ей было, а замуж её так и не позвали. Сама Валя жениха себе не искала. Не до того ей было. Сначала слегла мать и требовала ухода, а затем занемог отец. Её родные брат и сестра жили в других городах и ухаживать за родителями не могли. Пришлось всю заботу о матери и отце взять на себя. Когда же простилась со своими родителями Валентина, было уже поздно.
К тридцати пяти годам все достойные мужчины были женатыми, а выходить замуж просто для того, чтобы одной не остаться, не хотелось.
Только у судьбы на каждого из нас свои планы. Жених сам нашёл Валентину и приехал к ней из деревни. Как позже выяснилось, подсказали ему добрые люди, что хорошая одинокая женщина живёт в доме. Семью хочет, но не знает, где можно познакомиться с порядочным человеком. Жена его безвременно покинула этот мир, а детишек у них не было.
Сошлась Валя со своим Петенькой быстро. Характер у мужа был золотой и точно такими же были руки. В тридцать семь родила Валентина Леночку, а через два года - Танечку. Как же она тряслась над своими малышками! Сама и шила, и вязала, чтобы у дочерей одёжки были новыми и красивыми. Так случилось, что Петеньки не стало, когда девочкам было одиннадцать и девять лет. Валентине пришлось в свои уже далеко не молодые годы "поднимать" детей одной.
Она много работала, надеясь, что Лена и Таня вырастут помощницами и станут под старость опорой и поддержкой. Только Лена выскочила замуж в восемнадцать и уехала к мужу в деревню. К матери приезжала редко, потому как Валентине зять не понравился сразу, как только она его увидела. Почувствовало материнское сердце, что наплачется Лена с таким муженьком.
Таня отучилась на маляра-штукатура, а потом подалась на заработки в первопрестольную, решив, что в маленьком белорусском городке ей ничего не заработать. Только вернулась домой не с деньгами. Была Татьяна на сносях, чем очень расстроила мать. Валентина не знала, как ей на улице ей показаться. Ходила чернее ночи и прятала глаза от соседей. Когда же внука своего увидела, то за сердце схватилась. Родился он смугленьким, с чёрными волосиками. С первого взгляда было понятно: не наших кровей. На все вопросы дочь ответа не давала, отмалчивалась. Только говорила, что сына родила от любимого человека. Когда захотела назвать малыша Теймуром, Валентина руками замахала. Пыталась объяснить, что имя и фамилия должны как-то сочетаться, а Теймуру с фамилией Иванов и отчеством Петрович (дочь записала в свидетельстве о рождении сына своё отчество) будет не слишком просто, ведь звучит это нелепо, даже смешно. Но Таня и знать ничего не хотела. Пришлось Валентине смириться.
Старшая дочь Лена, которая к этому времени уже родила двоих детей - сына и дочь, отдала одежду, ходунки и коляску. Так и "годовали" Теймура в то непростое время, когда задерживали зарплату и пособия, а в полтора годика отдали его в ясли. Таня вышла на работу и начала трудовую деятельность в строительной бригаде, которая ездила по деревням. Валентина уже вышла на пенсию, но работала - убирала утром и вечером магазин.
Своего сынишку Таня любила. Когда возвращалась домой, брала на руки, гладила его чёрненькие волосы и смотрела в карие глаза. Называла его ласковыми словами.
Не стало Тани, когда сыну было всего пять лет. Произошла нелепая случайность. Молодая женщина после работы спешила. Заскочила в магазин в городе и с полными сумками вышла из него, решив сократить путь перейти дорогу не по пешеходному переходу. До него нужно было ещё идти, а нести тяжёлые сумки не хотелось. "Сокращение пути" обошлось ей слишком дорого: Теймур остался совсем один. Если бы не Валентина, то была бы у него одна дорога - в детский дом. Тётя Лена хоть и отдавала поношенные вещи и игрушки от своих сына и дочери, любви к племяннику не испытывала. Наоборот, стыдилась его. Она же впервые и назвала Теймура непонятным для него самого словом - чурка. Правда, Валентина так ответила дочери, что та целый год глаз домой не показывала.
Теймур издалека увидел своего приятеля Гришку. Стоял он рядом со старшей сестрой Аней. Она тоже была школьницей, перешла уже в пятый класс. Рядом бегал Борис, трёхлетний младший братик. Татьяна Михайловна, многодетная мама, встретила Валентину и внука приветливой улыбкой. Теймуру нравилась эта женщина. Она всегда была в хорошем настроении. Казалось, что тётя Таня не умеет сердиться. Ещё она постоянно "подкармливала" Теймура, зная, что тот любит вкусно поесть. То печеньем угощала, то конфетами. Зато её мужа, дядю Лёню, Теймур побаивался. Тот ходил в рясе и носил бороду, потому что служил священником. В доме у Гриши было много икон, которые Теймур с интересом разглядывал и спрашивал у тёти Тани, кто на них изображён.
- Мы вас уже заждались, - приветливо сказала Татьяна Михайловна. - Как ты, к школе готов?
- Не знаю, - пожал плечами Теймур, а потом взял за руку Гришу. Вместе они дружно зашагали по просёлочной дороге.
- Путь до школы у вас приличный, так что держитесь друг друга. Мало ли, мы не сможем вас каждый день провожать, - давала наставление Татьяна Михайловна. В это время, просигналив, проехала машина. В ней сидел Вадим с мамой и отцом. Увидев, что на него смотрят "малые" (так Вадим называл Гришку и Теймура, потому что они были на два года младше), он расплылся в улыбке.
Уже на линейке, где первоклассникам было отведено почётное место в самом центре. Теймур услышал голос Вадима и его тихий смех. Было слышно, как Вадим говорит своим одноклассникам:
- Это же чурка, он со мной на одном переулке живёт. Его бабка смотрит, потому что мамка его померла, а папки у него никогда и не было.
Теймур терпел, как велела бабушка, не обращал внимания на хихиканье. Обрадовался, когда молоденькая учительница Александра Ивановна повела их в класс. Каждому ученику она вручила книгу о Беларуси, сказав, чтобы дети с ней бережно обращались, а потом начался первый урок в жизни Теймура и Гриши - урок Мира.
Уже после школы, когда мальчишки шли к Татьяне Михайловне, оставшейся их ждать на улице, Теймур лицо к лицу столкнулся с Вадимом. Тот прошипел:
- Чурка!
Как же Теймуру хотелось наброситься на обидчика, но он не смог, потому что дал бабушке слово. Тут же вспомнил он и слова мамы, которая часто повторяла, что дала ему такое имя не случайно.
- Теймур означает железо, а, значит, сынок, ты выдержишь все испытания и трудности, через которые тебе придётся пройти!
Вспомнив маму, Теймур едва не заплакал. Как ему хотелось, чтобы она сейчас была рядом. Хоть было ему всего пять лет, когда её не стало, он помнил её ласковые руки и нежный голос. Паренёк посмотрел на небо, где из-за белого облака вдруг выглянул яркий солнечный лучик. И показалось ему в тот момент, что это МАМА посылает ему привет, давая понять, что всё у него будет хорошо.
Свидетельство о публикации №224092500482