Месяцеслов. Народный календарь. Сентябрь

   1 сентября. Андрей-тепляк.
   Этот день был важен для овса. Урожай овса будет хорошим, если в этот день дует тепляк -южный ветер. И худым, если дует северный ветер -мерзляк.

   2 сентября. Самуил.
   "На святого Самуила
    баба деду говорила:
    Самуил мой, Самуил,
    шел бы ты... коров доил!"

   3 сентября. Фаддей.
   Пришёл Фаддей, купил мужик гвоздей.
   Самый подходящий день, чтобы начать строительство какого-нибудь сооружения. Например, сарая или курятника.

   4 сентября. Агафон-огуменник.
   Со святым Агафоном вот какая оказия вышла. Дело в том, что в ночь на Агафона леший выходит из лесу и бегает по сёлам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. И прозвали его, этого лешего... Агафоном. Мужики выходят стеречь гумна в тулупе наизнанку, вооружившись кочергой. Идёт запоздалый путник через село, выбился из сил. А мужик ему: "Агафон?!" Тот: "Чево?" А дядя ему кочергой: Хрясь!!! по спине.

   5 сентября. Луппа-брусничник.
   Никто уж и не вспомнит, за какие такие мучения Луппа стал святым. Только знают мужики одно: Святой Луппа насылает морозы на овсы. Вроде как мстит за что-то. Ох, и не любили мужики за это Луппу. Вырежут его из дерева, поставят посреди села: всякий, кто нейдёт, кидает в него грязью.

   7 сентября. Тит и Варфоломей.
   День святого Тита считался удачным для какого-нибудь жульства. Например, можно было безнаказанно надуть барина.
   "На святого Тита всё будет шито-крыто".
   С Варфоломеем и того похлеще. Принято считать, что в ночь на святого Варфоломея всякий, кого назвали в честь святого, распоясывается и способен на разные бесчинства. Поэтому их загодя садят под замок. На сутки.

   8 сентября. Наталья-овсяница.
   Закашивают овёс и варят в чане овсяный кисель. Густой и сытный. Едят до отвала.
   "Пришла Наталия -
    пропала моя талия."

   10 сентября. Анна и Савва скирдники.
   Анна и Савва по праву считаются лучшими скирдниками не только на этом свете, но и на том. Однажды они соорудили такую высокую скирду, что уже ничего не могло помешать им, взобравшись на самый верх, попасть на небеса. После этого случая барин строго-настрого запретил делать скирды выше крыши.

   11 сентября. Иван постный.
   Народное название церковного праздника Усекновение главы Иоанна Крестителя. С библейской легендой, лежащей в основе этого праздника связаны запреты на еду всего круглого. Соблюдался строгий пост, нельзя было употреблять в пищу яблоки, картофель, капусту, арбузы и т.п. То есть то, что напоминает голову. Особенно страшным грехом считалось съесть в этот день колобок.

   13 сентября. Куприян.
   На Куприяна начинают дёргать корнеплоды. Традиционно считалось, что корнеплод вырастит больше, если хорошенько дёрнуть за бороду того, кого назвали с честь святого. Стоило Куприяну выйти в этот день на улицу, как его тут же обступали односельчане. И каждый норовит дёрнуть побольнее. К концу дня, если сравнивать его бороду с козлиной, то последняя посолиднее окажется.

   14 сентября. Симеон Столпник, он же Семён-летопроводец. Марфа.
   Поселяне к этому святому относились довольно фамильярно, называя частенько Семёном Семёнычем.
   Мужик говорил дома: "Сегодня Семён Семёныч... как-никак. Надо уважить старика. Обидится". И шёл в... кабак.
   А Марфой называли пузатый графин водки. "Принеси-ка мне, братец, "марфушеньку", -ласково говорил посетитель половому в трактире.

   15 сентября. Мамонт-овчарник.
   Мамонт -мохнатый слон, который водился в наших краях давным-давно, не имеет к нашему святому никакого отношения. Мамонт -покровитель овец и коз. Жил в пустыне и питался акридами. От такой пищи он готов был наложить на себя руки, но его спасли дикие овцы, отпоив своим молоком.

   16 сентября. Василиса, Домна.
   Изначально к Василисе применяли эпитет -премудрая. Но после того, как бродячие офени стали массово торговать пудрой, которая так понравилась местным красавицам,  первоначальное определение -премудрая -начисто вышло из обихода. Теперь про каждую, кто пудрится без меры, говорили: Василиса Препудрая.
   Женщину, которая отдавала предпочтение румянам и, к тому же, имела пышные формы, называли Домной. Глядишь на такую и понимаешь: другого названия и не подобрать. Как есть печка.
   Из хозяйственных работ на этот день -изношенные лапти в большом количестве привешивают под крышу на лицевой стороне. Вернейшее средство от сглаза.

   17 сентября. Неопалимая КупинА.
   Поселяне молились Неопалимой Купине о защите дома и скота от огня. Иногда превнося в молитву кое-что от себя.
   "КупинА ты, КупинА!
    Мы нальём тебе вина!
    Выпьем и сами,
    и снова нальём.
    Всякий пожар мы потушим огнём!"
   Даже если выскочил чирей -так же могли просить помощи у Купины.

   19 сентября. Михаил.
   С первыми заморозками Михайло Потапыч, он же косолапый, он же медведь, приходил по утрам на окраину села. Неистово лают собаки, ревёт и мечется в хлеву скотина, кудахчут куры... Отсюда и пошли Михайловские утренники, когда деревня будто "на ушах" стоит.

   20 сентября. Созонт.
   В этот день работали на барина, на его бескрайних пашнях и нивах.
   На святого Созонта работ до горизонта.
   Пришёл Созонт, дал работы фронт.

   21 сентября. Рождество Богородицы.
   Рождество отмечали торжественно и пышно. Именно в этот день возник обычай ходить в гости. Никого нельзя было застать дома -всей семьёй с утра шли порой за несколько вёрст в соседнее село к родственникам. А те, в свою очередь, ещё накануне отбыли к своякам. Так порой целый день "ноги били" и возвращались домой несолоно хлебавши.

   23 сентября. Пётр и Павел -рябинники.
   В этот день запрещалось ездить на лошади. Ведь апостолы  -Пётр и Павел -только пешком и перемещались. И питались они какой-то смоквой. У нас её аналогом служила рябина. Она и была единственной пищей в этот день. Хорошо, кстати, желудки  прочищала, так как обладала мощным слабительным свойством.

   24 Сентября. Федора-обдёра, замочи хвосты.
   Мужик запрягает гнедую кобылу и едет на свой надел обдирать оставшиеся на корню колосья. На обратном пути его уже поджидает в овраге медведь, который в свою очередь обдирает мужика как липку.
   Так же в этот день существовал обычай настоем скипидара замачивать скотине хвосты. Считалось, что это убережёт животину от различных болезней в суровый зимний период.

   25 сентября. Артамон.
   На этот день не выпадало никаких работ. Сидя на завалинке, поселяне лузгали семечки и...
   Пришёл Артамон -
   велел считать ворон.
   В честь святого Артамона часто называли собак. Бытовало поверье, что собака с таким именем, сторожа двор, способна брехать всю ночь.

   26 сентября. Корнилий.
   В этот день убирали все корневые овощи -брюкву, морковь, хрен и пр., кроме репы.
   "Тили-тили, тили-тили,
    к нам пришёл святой Корнилий.
    Мы собрали корешки,
    а Корнилию -вершки.
    Забирай, святой остатки,
    если хочешь жить в достатке!"

   27 сентября. Воздвиженье.
   Название праздника говорит само за себя. В этот день непременно нужно построить, соорудить, воздвигнуть("Я памятник себе воздвиг...") хоть что-нибудь. В возведении мог быть один участник, но также могли участвовать  все жители села. Неважно. Чаще всего воздвигали часовню, голубятню, крест, столп или колонну из дровяных чурок, которые назавтра скорее всего упадут. Не существенно. Главное -соблюсти обычай.

   28 сентября. Никита-гусепролёт.
   Пришёл Никита -охота на гусей открыта.
   Гуси летят быстро и высоко. Стреляй-не стреляй... Поэтому, ключевое слово здесь -"пролёт".
   В этот день стригли овец и дергали репу. Главное -не перепутать.
   Пришёл Никита -доставай баба корыто.
   На этот день выходила "большая стирка". Может быть, за последние полгода.

   30 сентября. Софья, Вера, Надежда, Любовь.
   Всесветные бабьи именины.
   Для незамужних девиц, у кого были сегодня именины, этот день станет воистину судьбоносным. Все становятся в круг. Кто-либо из сельчан(лицо не заинтересованное) подкидывает вверх репу. На кого она упадёт -та и выйдет первой замуж 100% гарантия. Только в этот день. Только для именинниц.


   Всем здоровья и добра!


Рецензии
Да, старались не зря! Полезное и интересное , наверно, для многих читателей Ваша инфо.-/ОА

Мари Монна   20.10.2024 15:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.