Ангкор Ват, часть 1

Храм Та Пром (Прум) походил на последний приют старой колдуньи, которая сотворила свой собственный мир, и затем попала к нему в плен. Великанские щупальцы таинственного чудовища тянулись вдоль стен, перешагивали через них и уходили в джунгли. Или наоборот, лес, перешагнув стену, слился со святыней. Внутреннее и внешнее перемешалось.

Дверные и оконные проемы напоминали пустые глазницы и могло показаться, что жизнь ушла из этого места. Но все не так, как кажется. Присмотревшись, можно было убедиться в обратном. Жизнь продолжалась. Только в иной, непривычной форме. Там и сям сквозь морщины древесных наростов проглядывали улыбающиеся лики тех, кто уже познал Лилу - великую игру сознания с самим собой. Эти счастливые улыбки создавали контраст со покосившимся остовом храма и дырами в стенах, как бы напоминая о том, что материя не вечна, но вечна радость от пребывания в ней.

Нащелкав сотни фотографий корней, стволов и поросших мхом камней, я села на каменную ступеньку и закрыла глаза. Мне хотелось погрузиться в ощущения, почувствовать энергию этого места, но звонкий голос экскурсовода с желтым флажком (знак нашей группы, чтобы не потерялись) звал к автобусу. Мне захотелось плакать. Разве возможно на бегу прочувствовать вкус древности? Разве можно получить удовольствие, когда тебя торопят? И разве необходимо бежать?

“Быстрее, быстрее, нас ждет следующий памятник!” Вспомнила, как меня в детстве постоянно торопила мама. Она опаздывала на работу, а я и не думала одеваться - играла с колготками, будто в них был мой двойник. Взрослым я казалась медлительной, они не понимали, что мне нужно больше времени. Меня научили быть послушной и следовать чужим ритмам. Поняла это только после того, как спустя семнадцать лет бешенных гонок дошла до ручки. Но именно тогда, на ступенях древнего храма, я впервые задумалась о времени.

День был в самом разгаре. Перед следующей экскурсией небольшой обед и снова вперед. Когда автобус подвез к основной достопримечательности, солнце стояло в самом зените и пекло нещадно. Хотелось вернуться на ту ступеньку в тени векового леса Та Прума и никуда не двигаться. Я была по горло сыта жарой, солнцем, впечатлениями и обедом. Баланс брать - давать был нарушен. В течении десяти дней я только поглощала, а отдать было некому.

Пресыщенность вызывает недовольство, и я чувствовала, как оно начинает подниматься изнутри и расти. Но послушная девочка внутри меня послушно шла за группой. Длинная пыльная дорога, будто присыпанная порошком горчицы и карри вместе взятых, ведет от автобусной стоянки к мосту перед храмом. Это не просто храм и не просто мост.

Ангкор Ват - святилище богов. В древние времена король являлся представителем богов на земле (кстати, не только у кхмеров). И королевское (царское) жилище уподоблялось Золотому Городу, в котором жили боги (Асгард в скандинавской мифологии). Аналогом золота на земле выступали золотые изделия и сияющие драгоценности. Вся эта ослепительность должна была создать привлекательное место для богов, чтобы они захотели сюда спуститься. Ну и для самого правителя важно было показать свою божественность, избранность и приближенность к богам. Храм был местом местом поклонения, вознесения молитв, принесения подаяний, служения высшей идее. Строительство храмовых комплексов являлось прямым воплощением идей Духа на земле и одновременно иллюстрацией той, заоблачной (загробной) жизни.

Путь перехода из мира живых в мир за гранью почти у всех народов символизируется мостом, соединяющим противоположные состояния бытия. Мост перекинут через ров, наполненный водой. Вода - символ подсознательных страхов и архетипическая граница между мирами ( в мифах реки Гьёлль, Смородина, Стикс, Вайтарани и др.). Берег, от которого мост начинается, — означает мир людей.

Другой берег — мир изначальный, мир истинной реальности, область бессмертия - мир Богов. Не единожды отправлялись герои в поисках бессмертия на Священные Острова. На таком острове и возведен Ангкор Ват - пристанище Бога на земле. А сам мост и есть жизнь - переход от рождения до смерти. Иду по длинному мосту под палящим солнцем. Раскаленный воздух дрожит, создавая ощущение зыбкости. Жара давит на голову, мозги плавятся, ноги еле двигаются. Группа побежала вперед, а я останавливаюсь и огромного многоголового змея. Ананта Шеша, похожий на веер кобры, охранник и защитник святыни. На спине его символ всепожирающего времени, а сама спина является перилами моста и уходит вдаль.   

Идеально прямоугольный ров выстроен десять веков назад. Камни пригнаны до миллиметра. Как возможна была такая точность? Величие комплекса поражает, но усталость берет свое. Хочется присесть и отдохнуть. На горизонте пруд, ноги сами сворачивают туда. Здесь, на левой стороне была женская купальня, справа мужская. Попасть в святая святых можно только после ритуала омовения. В русских сказках тоже говорится о священном умывании лика (банька Бабы Яги, котел с кипящей водой и прочие сказочные водные процедуры).

 Интересно, что lik в переводе со шведского - труп (омовение трупов до сих пор входит в ритуал погребения). Лик, личина, личность, маска - временная или ложная оболочка, в которой душа проявляется в мире.

Продолжение следует


Рецензии