А был ли Понтий?

Моему духовному брату, талантливому писателю и поэту, греку Сергею ( творческий псевдоним Абракадабр).

Имя Понтия Пилата навечно связано с Пророком и Учителем христиан. Усомнившись в виновности Иисуса, и даже продемонстрировав жест непричастности к обвинению (омовением рук), этот человек, тем не менее, отправил Иисуса на мучительную казнь, поучаствовав во Всемирной трагической истории.
Читая скудное повествование про то странное судилище, не соответствующее никаким меркам закона и обычаев. нельзя не задаться вопросом – «Как это вообще могло произойти?»
Но сегодня мы попробуем разобраться в другом, реже задаваемом вопросе – «А был ли Понтий Пилат?»
Один из источников информации существует в виде известнякового камня, обнаруженного на месте археологических раскопок в Кесарии Приморской в 1961 году.
Частичная надпись на латыни, приписываемая Понтию Пилату, гласит (предполагаемые буквы в скобках)
[DIS AUGUSTI] S TIBERI;UM
[... ПОНТИ] ПИЛАТУС
[...PRAEF] ECTUS IUDA [EA] E
[...FECIT D] E [DICAVIT], которая с натяжкой переводится следующим образом :
«Божественному Августу Тиберию
...Понтий Пилат
...префект Иудеи
...посвятил».
На мой взгляд, примитивный камень является подделкой, авторы которой даже не озадачились вопросом - «что посвятил», и насколько это «посвящение» нужно так скромно увековечивать для царя. Подумайте сами, что может «посвятить Божественному Императору» какой-то обычный служащий.
Понятно, когда, когда на могильных плитах « … надпись говорит о славе прошлой – и о том, как удручен своим венцом, такой-то царь, в такой-то год, вручал России свой народ…»,, или, к примеру, посвящение на Делийском столбе, на памятной колонне, или, хотя бы, на гранитном обелиске, но когда на каком-то дешевом известняке…
Тут авторы явно сэкономили на религиозной сенсации.
Кстати, дату надписи определили «26-37 гг. н. э.».
Должно быть, удивительная точность устанавливалась через радиоуглеродную лупу Эдвина Хаббла - «Вот тут зубило начало свое писчее дело в первых числах Шевата 30 года, а тут в середине Таммуза следующего года был нанесен последний удар молотком, после чего кусок с надписью «что посвятил» безвозвратно отвалился, оставив на века тайну сию.
С датами всегда веселая история получается, но какой историк откажет себе в удовольствии "натянуть сову на глобус"!
Вот и Понтий, согласно корпоративно исторической договоренности, родился «около 12 года до нашей эры».
Сказано - сделано, будем считать, что «около», то есть с разницей 5 - 10 лет, или утверждать, что «дальше того», или вовсе отрицать это рождение.
По любому, из всех сомнительных источников получается, что Понтий был примерно ровесником Иисуса. Поскольку датой казни Учителя предполагается 3 апреля 33 года, постольку Понтию было тоже около 40 лет - весьма молодой человек, и уже, судя по власти, сделавший стремительную карьеру от всадника Римской армии, до должности префекта ( которую занимал с 26 до 36 года).
Судя по известным литературным и богословским источникам, Понтий был еще тем кровавым самодуром маньяком, но о ком народ хорошо скажет…
Однако согласно Евангелию, деспот оказался внимательным к Иисусу, и вероятно, почуяв неладное во всей этой процессуально запущенной истории, решил в последнем ее эпизоде отметиться романтическим сомнением, мол, «евреи, а может быть, так не стоит?» . «Таки стоит, еще как стоит!» - ответили вопрошаемые хором, и на удивленный взгляд Понтия, пояснили, - «правда, не знаем, почему стоит, но поскольку , как говорил Моше Сам Вс-вышний, мы народ «жестоковыйный», постольку так оно нам суждено быть, не противореча сему определению , и чем хуже всем, тем лучше!»
Не будет останавливаться на той истории, где было нарушено всё, начиная от нравственности, заканчивая законами. Человечество частенько грешило супротив Заповедей (Слава Босху, ныне ничего такого не происходит), и перейдем к главной теме исследования - «А был ли Понтий?».
Друзья, все просто – его не было! То есть в том виде, в котором изображается имя и фамилия префекта.
Понтий Пилат – просто персонализированное название неодушевленного юридического лица, как например, «Господин Великий Новгород». Исследуем!
Как известно, Евангелие (равно как и Септуагинта) предположительно написано на арамейском, после чего было переведено на «койне» – разговорный диалект древнегреческого языка, от которого последовали переводы, дошедшие до наших времен, изменяясь немного в текстах.
Греческий язык имеет сходство с латынью, но происхождение его считается более древним. Потому, латынь и греческий перемешались в Евангелии, да так прочно засели в языках Мира, что по ныне многие слова используются. Мы остановимся лишь на двух и разберем их этимологию –
1. Понтий
2. Пилат.
«Понт» заимствовано из греч. pontos, происходит от др.-греч. ;;;;;; «море». Понт Эвксинский (;;;;;; ;;;;;;;;) или «Море гостеприимное» – то самое античное название Черного моря. От слова понт происходит название понтона — несамоходное плавучее изделие, служащее для поддержания на воде тяжестей (кранов, копров и тому подобное) или являющееся опорой понтонных мостов.
Теперь смотрим производное слово Понти;фик, или понти;фекс (лат. pontifex) — в Древнем Риме член высшей коллегии жрецов.
Спросите – «При чем тут море?» А вот причем - pontifex от pons и facio и толковали в том смысле, что жрецы, носившие это имя, первоначально должны были наблюдать за ремонтом и постройкой Свайного моста в Риме (Pons Sublicius), имевшего не только общественную, государственную, но религиозную важность, без которой никуда…
Далее можете самостоятельно почитать иные значения «понтифика», и убедитесь, что все они являют собой высокие должности от инженеров-мостовиков и устроителей церемоний, до жрецов очистителей…
Итак, понтифик, пурус, пунио, поена понтиум, или понтий, - всё это название обычного служащего, но вовсе не является именем Понтий. Да и на камне Понтий не указан, а лишь предполагается.
Теперь слово «Пилат», указанный на камне Пилатусом..
Здесь вообще все еще проще. Пилат происходит от латинского слова «palatium» – то есть палаты, дворец, или, обращаясь к нашему любимому греческому - ;;;;;; (pal;ti). Сравните латинское Pilatus и греческое - ;;;;;;;. Палата так же является старорусским словом, для обозначения дома или дворца (укр - палац, франц - palace или palais, англ- palace). Во времена Русского царства, палатами именовались государственные учреждения.
Воинственные тюрки, сознавая необходимость охраны царских палат, для чего нанимались властвующими особами, ввели слово palati в свой язык, добавив к нему новое значение - «пала», то есть кинжал, большой нож, вследствие чего произошло названием палач - буквально «кинжальщик». Палач, наемник, совершающий расправу над нарушителем от имени власти.
В сочинении князя Курбского «История о великом князе Московском» сказано, что главным палачом в эпоху Ивана Грозного был его «истобник», т. е. заведующий «истьбою», т. е. внутренними покоями царя. Этот человек заведовал палатами, где обитали дворцовые слуги, те самые «палачи».
Отсюда слово – опала, то есть отсеченный от власти, немилость со стороны монарха или иного могущественного и влиятельного человека.
Итак, Понтий Пилат – это нарицательное имя государственного служащего из дворца (правосудия, культа, государственного управления и т.д.), храмовник, рыцарь, тамплиер и т.д., и не важно его настоящее имя, даже если Евангелие полностью достоверная история. В любом случае служитель государственной власти, известный Миру как Понтий Пилат, оказался палачом для Иисуса … хоть и с чистыми руками.


Рецензии