Баранов, будь человеком

Вспомним, уважаемый Читатель, как герои детской сказки Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком» претерпевали всевозможные превращения в поисках варианта удобного существования, но в конце концов пришли к пониманию, что лучше всего быть образованным человеком!   
Литература о первом управляющем или правителе Российско-Американской компании Александре Андреевиче Баранове обширна и противоречива. Целостный образ этого человека, обладающего как несомненными достоинствами, так и вопиющими недостатками ускользает даже от самого придирчивого читателя. 
Осторожный и прагматичный Александр Андреевич Баранов, который еще в 1790 году был приглашен Шелеховым для управления своей компании, созданной вместе с братьями Голиковыми, принял это предложение не сразу, а только после того, как его бизнес понес невосполнимые убытки, а собственные коммерческие дела приняли невыгодный оборот.
Русский грек Е. И. Деларов, управляющий колонией на Кадьяке, сдал Баранову все заведения и капиталы в 1791 году, а в следующем — вернулся в Охотск, затем перебрался в Санкт-Петербург, где и состоял членом совета директоров компании вплоть до своей смерти в 1806 году. Баранов же продолжал управление компанией по решению наследников Шелехова и после кончины последнего. 
Когда же в 1799 году образовалась Российско-Американская компания с основным капиталом Шелехова-Голиковых ее управление было вверено тому же Баранову. Эти обязанности лежали на нем практически двадцать лет вплоть до 1818 года, когда истек первый двадцатилетний срок привилегий, предоставленных компании со стороны государства и была назначена ревизия колоний под руководством капитана 2-го ранга Головина.         
Наивно полагать, что процесс освоения русскими промышленниками Северной Америки был легким, простым и проходил без нарушений законодательства. Русской экспансии активно противилось местное население, имели виды на богатые ресурсами земли англичане, американцы, испанцы. Возражают, что Баранов не имел потребности в неправедных стяжаниях, однако, условием заключения договора с Шелеховым было предоставление Баранову за управление компанией десяти частей «суховых паев», которые выдавались мехом после раздела всей промысловой добычи, а стало быть Баранов очевидно был заинтересован в получении сверхприбылей любой ценой. 
 «Я хочу подарками, привязать к себе диких американцев» — увещевал Баранов Шелехова в письмах, что не мешало ему давить и притеснять туземцев, широко применяя не только принуждение, но и телесные наказания, о которых сохранились многочисленные свидетельства очевидцев.
Арсенал «подарков», приготовленный для обитателей острова Кадьяк, оказался довольно однообразным: колодки на ноги, рогатки на шею, розги для молодых, линки и палки для стариков, приправленные руганью и оскорблениями. В панегирике «Жизнеописание А.А. Баранова», Кирилл Хлебников писал (и это воспринималось как нормальное явление того времени): «После Шелихова алеуты не возмущались и дав заложников жили мирно. Баранов успел увидеться с некоторыми племенами и взял от них семь человек заложников (аманатов)».
Адмирал И. Ф. Крузенштерн в предисловии к своему путешествию сообщает: «Каждое отправлявшееся на звериную ловлю судно, принадлежало особенному хозяину, который не думал щадить ни алеутов, ни зверей, приносивших ему богатства, словом, они не помышляли о будущем, а старались только о поспешном наполнении судов своих, каким бы то образом ни было, и об обратном в Охотск возвращении».
Не был исключением и Александр Баранов — по отзывам современников человек обширного природного ума, обладающий твердым характером, недюжинными способностями, деловой хваткой, энергичный и настойчивый, который происходил из купеческой семьи города Каргополя. Начинал он с торговли в столицах Санкт-Петербурге и Москве, потом развернулся в Сибири, и только после ряда коммерческих неудач перебрался в Америку. Богатой натуре Баранова не хватало гуманитарного образования и понимания истинной роли христианского просвещения. Все годы его правления в Северной Америке — это череда непрерывных конфликтов с местным населением, англичанами, американцами, переходящих порой в боевые действия с многочисленными человеческими жертвами.      
По отзыву миссионера отца Германа Баранов «человек богатый, а к тому ж гордый, весьма роскошный и нимало о таких вещах не старается», умело маскировал свою подлинную сущность в зависимости от обстоятельств. К вещам, о которых по мнению отца Германа Баранов не проявлял заботы, относились важнейшие вопросы развития местного сельского хозяйства и поставок на остров продовольствия, что в первую очередь приводило к голоду среди местного населения.          
О. Герман писал игумену Назарию: «Хотя у нас с хлебом и бедно, а может и хлеб бы стал родиться, если б старание приложить. У нас родится репа, картофель и все огородные овощи». Миссионеры собственными трудами развели огороды, с которых получали неплохие урожаи картофеля, репы и редьки. Из картофеля мололи муку, а репу, мелко изрубив, квасили, используя ввиду недостатка соли морскую воду, и употребляли потом всю зиму вместо кислой капусты. Остающуюся провизию раздавали голодающим местным жителям.               
«Как верный сын церкви и отечества, он прежде всего предполагал озарить дикие народы светом Евангелия, будучи уверен, что хороший пастырь, изуча язык туземцев, проповедью Слова Вечного и примером прямо христианской жизни, всего успешнее можешь укрепить в них наклонность к трудам и общежитию, и потому просил: «прислать ученаго Священника, смиренномудраго, а не суеверного и не ханжу» — рисовал идеализированный образ Баранова Хлебников в заказной книге, опубликованной в 1835 году.
Однако вспомним в этой связи о судьбе восьми участников духовной миссии, прибывшей на Кадьяк, которым в годы правления Баранова были созданы невыносимые условия для отправления их служения и о которых тот же Хлебников вскользь упоминает в примечаниях на 23 и 24 страницах жизнеописания Баранова:
1. Архимандрит Иоасаф. Утонул на судне «Фениксе», принадлежавшем компании в 1799 году.
2. Иеромонах Ювеналий. Убит «дикарями».
3. Иеромонах Макарий отправлен в 1795 году и «оттоль ушел самовольно в Охотск». По другим данным утонул в Свите Архиерея на судне «Феникс».
4. Иеромонах Афанасий выбыл в Иркутск в 1825 году.
5. Иеродьякон Стефан утонул в Свите Архиерея на судне «Феникс».
6. Иеродьякон Нектарий выбыл в Иркутск по личному прошению благодаря посредничеству Гедеона в 1807 году.
7. Монах Иоасаф умер в Кадъяке в 1823 году, так и не дождавшись благословения на отъезд с острова.
8. Монах Герман находится в живых.

С момента приезда на Кадьяк миссионеры жили в селении у Павловской гавани, где по их прибытии была построена деревянная церковь во имя Воскресения Христова, о необходимости которой миссионеры писали в самых первых своих сообщениях игумену Назарию, удобства собственной жизни занимали монахов в последнюю очередь. По букве закона миссия должна была полностью содержаться на средства Российско-Американской компании, однако уже вскоре после прибытия в 1795 году архимандрит Иоасаф «посылал письма в Россию к компаньонам о разных неустройствах».       
Ко времени прибытия на Кадьяк специального посланника иеромонаха Гедеона Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры в 1805 году, особая миссия которого будет освещена позднее, первая выстроенная церковь изрядно обветшала и практически пришла в негодность, а четыре оставшихся на острове миссионера размещались в Павловской гавани в одном доме, предоставленном компанией: при священнослужении — иеромонах Афанасий, который до 1825 года исправлял должность священника,  ризничий — иеродьякон Нектарий, который умолил отпустить его в 1807 году в Иркутск, при экономической должности состояли — монахи Иоасаф, умерший на Кадьяке в 1823 году и Герман, закончивший свои дни на острове Еловый в 1837 году.
Все эти люди по свидетельству иеромонаха Гедеона соответствовали своему званию; все они по мере сил своих, старались об учении здешнего народа», имели «пропитание от своих трудов, кроме обрабатывания огородов, собирают разные ягоды, грибы, ловят рыбу. Все таковые труды производят с помощью приласканных американцев, коих компания старается всеми силами отогнать».    
Из сообщения Гедеона явствует: «Компания к посрамлению чести духовных, из зависти по причине великой любви народа к своим просветителям, правитель Баранов, подразумевая из этого умаление своей власти над изнуренным от разных работ и налогов компанейских американцами, 1800 года, июля 14 дня, присланным к эконому духовной миссии, монаху Герману, письмом запрещал духовным иметь обращение с американцами и велел отгонять тех, кои по долгу проповедников приласканы были».  Вслед за ним и промышленные люди в надежде на покровительство своего управителя говаривали: «До Бога высоко, до Царя — далеко; только был бы здоров наш начальник!»          
По человеческому рассуждению монаха Гедеона оставшиеся в живых миссионеры могли позавидовать участи умерших: убитому аборигенами иеромонаху Ювеналию и утонувшим на судне «Феникс» епископу Иоасафу, иеромонаху Макарию и иеродьякону Стефану.
В свою очередь в словах смиренного о. Германа, обращенных С.И. Яновскому в 1818 году, назначенному правителем вместо Баранова, звучит неподдельная скорбь об истинном положении алеутов: «Отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада. Тонкостию вашего разума и проницательным вниманием сами можете пространство и обширность народных горестей сыскать».  А в 1821 году Яновскому, уже оставившему пост управляющего компанией о. Герман напишет кратко «О состоянии нашей Америки много говорить не могу: народных печалей мера перевес имеет довольный; а что далее Творец изволит устроить — неизвестно. Никакой надежды на справедливость и доброе отношение, единственное упование только на Бога». Ибо Спаситель сказал: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесах. Так гнали и пророков бывших прежде вас» (Ев. Матфея, V, 11-12). 
К объективным экономическим показателям, характеризующим деятельность Баранова на посту управляющего компании, можно отнести три весьма негативных: существенное сокращение численности местного населения, безжалостное истребление поголовья пушного зверя, снижение доходов компании и необходимость ее дотирования со стороны государства, что позднее привело к ее банкротству.             


Рецензии
Баранов был типичным колонизатором того времени. Объективно написали.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.09.2024 14:55     Заявить о нарушении
Владимир, благодарю, что не оставили без внимания. Всегда испытываю определенный психологический дискомфорт, когда ближе узнаю подлинный характер хрестоматийной личности. Для меня было откровением, когда Пушкин в качестве историографа приступил к сочинению истории Петра Великого и отказался от этой идеи, глубоко изучив весь корпус доступных исторических документов. Великий поэт не хотел оскорблять как мнения горячих почитателей Петра, так и оппонентов, которые отчетливо понимали недостатки и даже погубность для России отдельных заимствованных западных реформ...

Александр Костерев-Грендель   25.09.2024 20:52   Заявить о нарушении