Вьетнам

 "ЕШЬ АНАНАСЫ, РЯБЧИКОВ ЖУЙ"

В две тысячи десятом году Ханой празднует юбилей - городу исполняется тысяча лет, десять веков. Невероятно! Его ровесница - пагода на одном единственном столбе - удивительное сооружение древних мастеров напоминает избушку на курьих ножках. Ханойская цитадель с красными флагами до тошноты похожа на совдеповские учреждения. Смотреть по сторонам даже не хочется, но бреду за экскурсией и даже фотографирую. Недалеко находится тысячелетний Храм Литературы Ван Мьеу, посвященный Конфуцию. Кажется, в голове смешались все увиденные памятники архитектуры, запоминаются лишь некоторые.

Вечером шикарный ресторан в центре города. Сервировка удивительна, вкус блюд выше всяких похвал. Очень понравилась простая китайская кухня, но во вьетнамскую просто влюбилась - птицы с пушистыми хвостами из ананасов, королевские креветки в вазах с подсветкой, огромные золотистые рыбы, закрепленные вертикально на шпажках, красивейшие композиции из фруктов и овощей, нарезанных особым способом. Все это было не украшением стола, но изысканной подачей для гостей. С таким кулинарным искусством еще не приходилось встречаться.

Несмотря на обилие гурме впечатлений, больше всего запомнился волшебный вкус вьетнамского кофе. То ли особые сорта кофе (Вьетнам второй после Бразилии поставщик кофейных зерен в мире), то ли необыкновенно мягкая вода, но такого изумительного напитка, как в ханойских кофейнях не пробовала. Даже в любимом Батуми.

Помню жаркий день, когда после экскурсии появилась возможность побродить по городу самостоятельно. На углу около гостиницы располагалась невзрачная с виду кафешка, куда и направилась. В тот день посещали музей боевой славы, залезали в узенькие катакомбы, фотографировались на фоне пыточных инструментов и ям - ловушек с железными кольями на дне (до сих пор не понимаю, зачем?). Наблюдали, как для нужд армии из старых покрышек шьются известные всему миру вьетнамки. После всей этой странной экскурсии с привкусом смерти можно было, наконец, сесть в тенечке, осмыслить увиденное и сделать записи в дневнике.

Подбежавшему служителю заказываю кофе с молоком. “Горячий или холодный?” - спрашивает улыбчивый стройный парнишка. “Конечно, холодный!” И вот передо мной чуть запотевший бокал с белым тягучим молоком и кусочками льда.

Театрально подняв над бокалом кофейник, официант медленно наливает горячий кофе. Тонкая струя ароматного напитка попадает на кубики льда, которые тут же растворяются, Тают так же быстро, как вскоре и мой кофе. - Заказываю еще порцию и прошу поделиться рецептом приготовления. По приезде домой пробую все то же самое, но волшебного вкуса не чувствую. И кофе правильный, и сгущенка вроде  такая же. Но другая вода, другой климат, другое настроение. И вдруг понимаю, что вкус зависит не от ингредиентов, а от состояния. Как, впрочем, и вкус самой жизни.

Внешне Вьетнам мало отличался от Китая - беспробудная нищета соседствовала с шикарными гостиницами и ресторанами для иностранных туристов. Удивили узенькие трех- и четырехэтажные домики на пустырях, по соседству с халупами, сложенными из досок и шифера. Оказалось, участки земли продавались погонными метрами вдоль дороги. Длина участка вглубь не имела значения. И вот стояли такие худосочные каменные “гусеницы” на одно окно, хвост которых уходил в рисовые поля.

Рисовые поля - повсюду. В одних, согнувшись в три погибели и по колено в коричневой жиже, крестьяне в типичных для вьетов конических головных уборах сажали рис. В других, изумрудно зеленых, белели странные каменные пирамиды. Оказалось, это семейные захоронения. Вьетнамцы хоронят своих родичей, закапывая в землю, а когда труп сгниет, достают кости, моют, и хоронят вторично. Чистенький скелетик располагается в тех самых белокаменных пирамидках. Все во имя риса, даже прах.

Посещаем фарфоровую фабрику Минь Лонг, основанную в 1970 году. Ее основатель продолжает традиции предков керамистов. Меня так очаровали стройные вьетнамские девушки в национальных нарядах “аозай”, что покупаю пять миниатюрных фарфоровых статуэток в разноцветных нарядах. Тут же в уме рождается план по возвращении домой сделать конкурс по росписи статуэток. Забегая вперед скажу, что в качестве “основы”, мы взяли фарфоровые изоляторы и расписали их “под матрешек”. Получилось красиво и очень креативно. Изоляторы принесла одна из участниц курса, муж которой работал электриком. Тогда финны как раз меняли старые столбы электопередач на новые, и куча изоляторов из прекрасного фарфора оказалась на свалке. Ну это так, к слову. 

Во Вьетнаме и по сегодняшний день существуют десятки деревень, где живут и работают потомственные династии фарфористов. Они изготавливают все изделия вручную с соблюдением старинных технологий. Одну из таких “керамических” деревень Бат Чанг в пригороде Ханоя нам предложили посетить. Казалось невозможным, что вазы высотой с человека можно расписать в условиях, далеких от комфортных.

Девушки - художницы сидели на низких табуретках, располагающихся прямо на земле. Никаких стен и кондиционеров, никаких рабочих столов и наборов дорогих кистей. И, главное, никаких масел! Мастерицы окунали увлажненную водой кисть в сухую краску и наносили рисунок прямиком на необожженную глину. Ошибиться нельзя - белоснежная поверхность впитывает краску мгновенно, так что смыть не получится.

Несколько точных выверенных движений кистью и уже стайка красных карпов плывет среди цветущих лотосов. Какое наслаждение наблюдать за работой талантливого человека! Девушки с удовольствием отвлеклись от работы и ответили на наши многочисленные вопросы. Зарплаты у них оказались мизерными, если правильно помню, что то порядка 16 долларов в неделю. Они были удивлены, что для нас роспись - хобби и мы сами платим деньги, чтобы научиться этому искусству.

Завершающими аккордами стали визит в плавучую деревню и ночевка на воде в неповторимой бухте Ха Лонг (Холонг). Первая поразила почти полным отсутствием условий жизни в европейском понимании. Высокая влажность, москиты и комары, жара. Но вы не в доме с кондиционером, а на крошечном деревянном плоту в хижине из пальмовых листьев. Плоты расположены вплотную друг к другу - какие тут санитарные нормы? Население передвигается в деревянных лодках с высоко задранным носом, то и дело подплывая к нашему кораблику предлагают холодный лимонад, кока-колу, свежих мидий, экзотические фрукты. Продираемся сквозь густые заросли к небольшому острову, где расположена местная школа - лавки под навесом. Так же выглядит магазин с товарами местных умельцев и ширпотребом. Покупаю по красочной вышитой сумке себе и дочке.

Последняя во Вьетнаме ночевка предстоит на плавучем корабле с огромными яркими парусами. Будем встречать рассвет в бухте. Проспекты и экскурсовод обещают неземное зрелище. Ужин проходит на фоне темнеющего вечернего неба, белоснежных скатертей и мерцающих свечей в бокалах. Так хочется насладиться, впитать в себя эту красоту - за бортом проплывают высоченные утесы, одиноко разбросанные в воде, будто потерянные осколки космического лего.

Некоторые густо заросли лесом и больше похожи на огромные зеленые свечи. Другие напоминают окаменевших исполинов, согнувшихся над водой. И среди всего этого природного великолепия плавучие гостиницы под яркими парусами. “Покруче, чем в кино” - мелькает мысль.

“Ой, здесь кошка на корабле? - удивляюсь, почувствовав легкое прикосновение мягкой шерсти. Делюсь открытием с соседями по столу. Встаем и со словами “кис-кис” пытаемся вызвать гостью на свет. В проходе мелькает еще одна тень. Тишину сказочного вечера пронзает чей-то крик: “Крысы! Это крысы! Посмотрите на хвосты!”

Тошнота подкатывает к горлу. Убегаю в каюту... Успокоившись, понимаю, что не хочу проводить ночь в койке, ведь хвостатые могут залезть и сюда. Минуя “шикарную” гостиную с остатками ужина, поднимаюсь на верхнюю палубу. Там, закутавшись в одеяла, сидит почти вся группа. Опускается ночной туман, звезд не видно. Ждем рассвета.   


Рецензии