Кашпир
1685 г. Согласно версии, превалирующей в настоящее время в исторических кругах, именно в этом году южнее Сызрана нача- лось строительство Кашпирской крепости.
В мае 1685 года цари Иоанн и Пётр Алексеевичи подписали
«Позволительную грамоту» на основание в Сызрани Вознесен- ского мужского монастыря. После обследования местности было решено отвести под него участок в «200 сажень в длину и столь- ко же поперёк» на «стрелке», образуемой реками Сызраном и Крымзой.
1686 г. Завершилось возведение первых построек Вознесен- ского монастыря. Главными его основателями, чьи фамилии бы- ли записаны в «Отказной книге Симбирской провинции № 1157», стали 13 человек: старец Кирилл, сержанты Любим Денисов, Аким Постников, Алексей Романов, Максим Карпов, Григорий Белоусов, Любим Глазунов и Степан Бородин, десятник Алексей Красулин, станичные казаки Симеон Симеонов, Иван Давыдов, Яков Михайлов и Кирилл Никифоров. В конце 17-го века земли вокруг Сызрани и Кашпира начали разбирать дворяне Дмитрие- вы, Ивашевы, Троекуровы и др.
1703 г. Весной этого года совершил путешествие по Волге известный голландский писатель де Бруин. Вот что он написал потом о наших местах: «13 мая мы видели город Кашкур, в 120 верстах от Самары. Городок этот невелик, окружён деревянной стеной, снабжённой башнями; с несколькими деревянными же церквами… В расстоянии часа далее отсюда есть ещё другой го- род, называемый Сызран, довольно обширный, со многими церк- вами. Горы в этой местности бесплодные и безлесные, но далее
они становятся гораздо лучше. Калмыцкие татары делают набеги из этих мест вплоть до Казани и захватывают всё, что могут и сумеют: людей, скот, и прочее, и прочее…».
1706 г. Кашпирским воеводой был назначен дворянин, вла- делец села Троицкое Семён Дмитриев.
А для начала взглянем повнимательнее на то, что происходи- ло в наших краях в далеком 1683 году, или, как выходило по то- гдашнему летоисчислению, в лето 7191 от сотворения мира.
Здесь тогда лежало царство Казанское. Завоёванное ещё в 1552 году Иваном Грозным, оно вместе с другими бывшими зем- лями Золотой Орды управлялось собственным министерством- приказом, да и в бытовом плане Россией ещё не считалось. Всё, что лежало между Нижним Новгородом и Астраханью, называ- лось «низовым краем».
Жили здесь те, кого было принято называть инородцами: та- тары, чуваши, мордва и много других народов. У самых предго- рий Жигулей были кочевья могущественного и практически не- зависимого Калмыцкого ханства, за Волгой бродили орды ногай- цев и башкир. Не зря на европейских картах ещё в начале XVIII века граница России отмечалась по реке Оке. Дальше шло Дикое поле. Таким оно и было.
Пришлое русское население сидело в немногочисленных крепостях вдоль Волги. Более или менее было освоено лишь пра- вобережье выше Симбирска, да и здесь в большинстве своём жи- ло в основном местное население, пережившее и Золотую Орду, и древнее Булгарское царство. Дальше до самой Астрахани оди- нокими островками стояли Самара, Саратов, Царицин. Тамош- ним гарнизонам завозили припасы по Волге, да и служилых лю- дей зачастую присылали на год-два.
Даже судоходство больше напоминало путь через вражескую территорию. Каждую весну собирался огромный казённый кара- ван под охраной отряда стрельцов. К нему примыкали купеческие и монастырские суда, разный прочий люд. Спускался этот кара- ван вниз до Астрахани, а осенью возвращался обратно. Плыть
самостоятельно было опасно. Например, посольство персидского шаха было ограблено, немного не доходя до Самары, как раз в наших местах. Края эти давно слыли разбойничьими.
Горы, на которых стоит Кашпир, уже тогда назывались Ка- зацкими, а немецкий путешественник Адам Олеарий, проплы- вавший мимо наших берегов ещё за три десятка лет до основания Сызрани, писал, что здесь часты нападения на суда.
Но, несмотря на все опасности, край не был совершенно без- людным. Каждое лето на Волгу приходили рыбаки. Вести про- мысел было под силу лишь крупным предпринимателям, так как главной задачей была не столько добыча рыбы, сколько её пере- работка и транспортировка. Для этого нужно было иметь специ- альные дворы, в которых были ледяные погреба, запасы соли, та- ра, инвентарь. Здесь стояли коптильни, плоты для приёма улова, огромные садки для особо ценных лососей и белорыбиц, которых предстояло перевозить живьём. Дворы окружались частоколом и имели крепкую охрану. Но жизнь в них кипела лишь летом. Зи- мой рыбаки уходили восвояси.
Ещё Лжедмитрий, знаменитый Гришка Отрепьев, пожаловал рыбные ловли ниже наших мест московскому Чудову монасты- рю, а незадолго до основания Сызрани у Костычей и Лопатин- ского острова появились дворы Савво-Сторожевской обители. Не пустовали летом и окрестные леса. Источники упоминают, что на месте Сызрани были раньше угодья мордовских «бортных ухо- жаев» - так называли сборщиков мёда диких пчёл.
Так что можно с уверенностью утверждать, что крепость здесь была основана для хозяйственного освоения края. Близкие ко двору монахи Савво-Сторожевского монастыря, получившие кроме всего прочего соляные промыслы в Усолье, были прямо заинтересованы в защите своих владений и вполне могли похода- тайствовать, где нужно, за принятие нужного решения.
Год 1682. Был он невероятно бурным. Столицу потрясали стрелецкие бунты. Из повиновения правительству вышла элита тогдашних вооруженных сил – стрелецкие полки. И только-
только получившие трон малолетние цари, и их сестра- правительница были вынуждены бежать из столицы и до осени сидеть в Подмосковье. На какой-то момент даже было непонятно, кто же правит Россией.
Ситуацией, как водится, сразу воспользовались внешние вра- ги. Крымское ханство нарушило условия недавно заключённого Бахчисарайского мира, арестовало русских послов. Турецкие эмиссары появились в Поволжье. Ситуация для них здесь была самая благоприятная. Здесь бушевало башкирское восстание. Вспыхнуло оно под исламскими лозунгами и было направлено против чересчур ретивой миссионерской политики, проводимой православной церковью. К восставшим примкнули многие слу- жилые татары. Ослаблением центральной власти воспользова- лись и калмыки. Они увидели возможность избавиться от и без того символического подчинения Москве и стать полновластны- ми хозяевами в регионе. Летом 1682 года отряды бунтовщиков действовали уже в окрестностях Казани.
Кроме того, осложнилась ситуация на Дону. Там скопилось много народа, оставшегося не у дел после заключения Бахчиса- райского мира. Ситуация снова напоминала 1667 год, когда такие же пришедшие с польской войны отряды под предводительством Степана Разина двинулись на Волгу. Теперь их атаманом был не- кий И.Иванов. В Москву доносили, что у него «знамена и прапо- рец Стеньки Разина».
Единственное, что смогло в данной ситуации сделать прави- тельство, – это послать в Поволжье опытных воевод боярина Ше- реметева и окольничего Козловского. Произошло это в самый разгар династических распрей и стрелецких бунтов. Едва в апре- ле 1682 года умер царь Фёдор Алексеевич и Шереметев с Козлов- ским были определены в число дежуривших у гроба государя на самых почетных местах, как уже в конце мая оба получили указ срочно выехать в Поволжье на воеводство. Один в Казань, другой в Симбирск. Козловскому и предстояло через год построить Сыз- рань.
Из дошедшей до нас переписки следует, что крепость решено было ставить на неком старом сызранском городище. Вероятно, это были остатки какого-то древнего укрепления, причем валы неплохо сохранились и были использованы при сооружении Сызрана.
Скорее всего, именно использование более старых сооруже- ний и повлияло на выбор места для строительства крепости. Ведь работать предстояло во время военных действий практически на вражеской территории. Здесь фактор скорости был решающим. Вот почему город оказался построенным на некотором удалении от Волги, что не позволяло эффективно контролировать речной путь. Зато крепость очень точно вписалась в уже забытую Батые- ву дорогу, вдоль реки Сызранки, которую в описываемое время уже называли Казацкой.
Так что подготовительные работы велись уже в 1682 году. Косвенным подтверждением этого послужило пожалование в это самое время, то есть ещё до основания крепости, земель некото- рым дворянам. Вероятно, это были те, кто входил в разведыва- тельный отряд и заранее присмотрел себе угодья получше.
Дошедший до нас документ, датированный 4 июня 1683 года, сообщает, что строил Сызран специальный полк, набранный из симбирских и карсунских дворян, детей боярских и служилых та- тарских мурз, стрельцов и казаков.
Город был построен и заселен довольно внушительным, по меркам того времени, гарнизоном. Он надежно перекрывал путь к Симбирску и на Самарскую Луку крупным отрядам. Но для того чтобы освоить весь край, требовалось создать пограничную сто- рожевую службу. В ее задачи входила борьба с мелкими шайка- ми, приходившими за добычей из просторов Дикого поля, и раз- ведка на основных путях возможного нападения более многочис- ленных контингентов. Этим на Руси занимались казаки.
Сторожевая служба была создана еще в 1571 году после раз- рушительнейшего набега крымских татар, когда, впервые со вре- мен Тохтамыша была сожжена Москва, а в полон было угнано
более полумиллиона человек. Тогда и был принят боярский при- говор о станичной и сторожевой службе, на долгие годы опреде- ливший порядок охраны государственных границ. В наших краях первые станицы начали выдвигаться на передовой рубеж еще до начала строительства крепости.
Отряд под командованием Василия Жемкова встал на правом берегу реки Крымзы. Станичникам были пожалованы земли до самой реки Сызранки. Основная их часть поселилась в селе, на- званном Жемковкой, а в самых низовьях Крымзы, почти у самой крепости, они построили несколько крепких дворов, именуемых в документах слободкой. Отсюда было рукой подать до неспокой- ной степи, начинавшейся сразу за Сызранкой.
В одном из позднейших документов жемковцев назвали кар- сунскими казаками. Может, потому, что они пришли из-под Кар- суна, а может, потому, что охраняли карсунскую дорогу. Упоми- наются в самый год основания Сызрани и сенгилейские казаки. В частности, подписи пятерых из них заверял площадной подьячий Иван Хомуцкий при отведении места под Вознесенский мона- стырь.
Служба была тяжелой и очень опасной. Запасшись неболь- шим количеством съестных припасов, казаки малыми группами уходили в степь. В боярском приговоре говорилось: «А стоять на сторожах, с конь не сседая, переменяясь, и ездить по урочищам направо и налево по два человека. А станов им не делать, а огни класть не в одном месте, коли каша сварена, тогда в этом месте не ночевать, а где ночевали, там не полдничать. А в лесах им не ста- виться, а ставиться на таких местах, где усторожливо».
Сызранские казаки того времени были явлением чрезвычайно интересным. Пёстрым был их национальный состав, разнообраз- ным было и вероисповедание. Вместе, плечом к плечу, стояли православные, мусульмане, язычники. В Жемковскую станицу, например, поступил в 1689 году дозорным казаком мордовский мурза Шадрин. Его так и записали под языческим именем, наде- лили землей. Но не нужно думать, что принимали на службу лю-
бого желающего. Нужны были только профессиональные воен- ные, в совершенстве владеющие оружием, умеющие держаться в седле и знающие много чего такого, без чего человек в дикой степи не жилец.
Вооружались казаки в основном холодным оружием, ружьям предпочитали луки. В поле, нередко под дождём, это было на- дёжней. Предпочтение всегда было в пользу удобства, лёгкости. Вместо тяжёлых кольчуг и шлемов – куячный доспех: стёганая войлочная куртка и шапка. Запасшись сухарями и жареной овся- ной мукой – толокном, казаки неделями рыскали по безлюдной степи, высматривая неприятеля и рискуя в любой момент сло- жить голову. В те трудные времена каждый человек на границе был на вес золота, особенно из профессиональных потомствен- ных вояк.
Так что, судя по всему, именно служилые чуваши были пер- вопоселенцами нашего края. Царская администрация того време- ни к национальному вопросу относилась спустя рукава и зачас- тую писала мордву чувашами и наоборот. Не исключено, что те самые «мордовские бортные ухожаи», упоминаемые на месте бу- дущего строительства Сызрани, тоже были чувашами. У них этот промысел был чрезвычайно развит. Точно так же всех мусульман дьяки неизменно писали татарами. А ведь последователей этой религии было немало и среди чуваш. Нам же по прошествии трех веков во всей этой национальной путанице не разобраться.
Одних казаков для надежного закрытия границы не хватало, и правительство прибегло к традиционным административным методам. Сюда были переселены солдаты. Причем это была элита тогдашней российской армии - Выборный полк Аггея Шепелева.
Официально гвардейскими первыми полками у нас считают- ся петровские «потешные» Преображенский и Семёновский. Од- нако еще задолго до этого было приказано выбирать лучших сол- дат из так называемых войск нового строя, то есть создаваемых и обучаемых по европейским образцам, и свести их в два полка, которые так и назвали – Выборные. Сюда направляли опытней-
ших офицеров, лучшую амуницию. Здесь служил, в частности, тот самый знаменитый Патрик Гордон, впоследствии создавав- ший и обучавший отряды петровских «потешных», которых на- бирали тоже в основном из Выборных полков. Остается лишь до- бавить, что Аггей Шепелев, направлявший своих людей на сыз- ранское порубежье, был первым российским генералом.
У солдат, прибывших в наши края, за плечами была Чиги- ринская война с Турцией, где Выборный полк покрыл себя не- увядаемой славой, не раз одерживав победы над превосходящими силами противника. Но отправили их из столицы в самую глушь, конечно, не поэтому. Можно с очень большой долей вероятности предположить, что правительство избавилось от наиболее актив- ных участников восстания 1682 года.
Прибывших селили отрядами по 50 человек.
В наших краях было поселено несколько отрядов бывших солдат Выборных полков. Пройдёт немного времени, и их, и ка- зачков запишут в государственные крестьяне. О славном военном прошлом будут напоминать лишь названия приходских храмов. Покровителем воинов на Руси издревле почитался Михаил Ар- хангел. Так что все солдатские слободы неизменно именовались Архангельскими. Казаки же всегда особо почитали Покров. Их сёла были Покровскими. Но по прошествии времени и это забы- лось.
Самым необычным событием времен основания Сызрани было, конечно, строительство уже через четыре года в семи вер- стах к югу от нее крепости Кашпир. Зачем понадобилось возво- дить рядом два города? О том, что Кашпир был отнюдь не не- большим укрепленным «городком», как тогда выражались, гово- рит его описание, составленное в 1703 году Разрядным приказом.
Свидетельство о публикации №224092601159