пятёрка по физкультуре

Летом в деревне ребятне раздолье. Тут тебе и лес. и речушка какая-нибудь безымянная, и овраги, и родники, и скошенное сено в стогах, и луга в зарослях ромашек и цикория, и огороды со всякими вкусностями. и поросший вытоптанной травой сельский стадион за околицей  - целый ворох приключений и ребячьих радостей!  А на подворьях какой только живности нет! Каждое утро  начинается с петушиной переклички. И воздух прохладен, свеж, пахуч и полон неясных радостных надежд и ожиданий. И Трезорка у порога ждёт свой завтрак и щекотно тыкается в ладошки и коленки влажным холодным носом и радуется пробуждению  маленькой хозяйки сонно бредущей к летней кухне с установленным там железным умывальником и висящим рядом домотканым полотенцем. И хлеб из сельской пекарни с домашним жёлтым, мгновенно тающим и наполняющим молочной сладостью рот, маслом. И длинные плети чайных роз свисают с высокого в человеческий рост плетня. И каждый розовый цветок полон сладчайшего аромата и  суетливых пчёл.  Их роз можно сделать венок на маленькую в светло-русых кудряшках головку и стать самой красивой на свете! Только срывать розы надо аккуратно тряпочкой, чтобы не разодрать пальчики в кровь. И взрослые ругать не будут. И ещё взрослые разрешают отнести Трезорке его завтрак и  накормить цыплят и их мам - куриц, и утят, и гусят. У гусят и утят нет мамы. Они сами по себе, как и девочка целый день, пока взрослые на работе. Птенцы всех пород бродят где хотят по всему подворью и делают  что хотят когда девчушка с подружками где-то в окрестностях деревни носятся в догонялки или в роднике вымачивают посечённые в стремительном беге с соседского огорода крапивой части тела, играет в казаки-разбойники с соседскими мальчишками или объедается дикой черешней на опушке леса.  Хорошо птенцам тогда. Воля-вольная! А вот, если девчушку наказали и запретили со двора ходить,  для всей без исключения живности во дворе наступали наполненные учёбой, муштрой и острыми переживаниями времена. Дело в том, что девчушка была первоклассницей. Точнее - почти второклассницей - с осени она шла во второй класс. Поэтому она пыталась стать для всех братьев меньших (Господи, им помоги!) учительницей и научить каждую тварь правильно себя вести, ходить строем, вставать на задние лапы и делать зарядку. Трезорка прыгал на месте, бегал по кругу, отбегал к забору и возвращался, норовил лизнуть в нос и вообще вёл себя неподобающе.  Куры разбегались, как рассыпавшееся зерно и ходить строем категорически отказывались. А при применении насилия истошно орали и звали на помощь петуха. Поросёнок пребывал в вечно голодном настроении, больно толкался рылом  в живот, и был, с точки зрения юной учительницы, слишком неопрятен. Кот забирался на крышу сарая и оттуда с явным неодобрением смотрел на безуспешные попытки девочки привить населению хозяйского двора хорошие манеры. Оставались пчёлы и птичья мелюзга. Пчёлы в основном находились в движении или в ульях в саду поэтому особенно навредить им было практически невозможно. Утята были совсем маленькими, бестолковыми и очень болезненными. Зато с гусятами девочке повезло! Налив в мелкую плошку воды девчушка собрала их всех девятерых и приступила к водным процедурам. Тщательно мыла им головки, потом коротенькие ещё не развившиеся крылышки, потом попы и, конечно ноги. Всё это следовало вытирать насухо и сразу же приступать к зарядке. Гусятам это совсем не нравилось. Они отчаянно пищали и порывались сбежать. Недрогнувшей рукой “учительница” водворяла их на место и делала строгое внушение. Внушению гусиные дети не поддавались, а норовили спрятаться в зарослях малины и ежевики. Доставать их оттуда было больно рукам, но необходимо. Образовательный процесс прерывать было нельзя. Поэтому их бессовестные попытки прервать обучение и  покинуть класс неизменно безжалостно пресекались.  А ещё же надо было их научить правильно надевать кукольные наряды и накормить каждого с ложечки!  Единственное, что могло прервать образовательный процесс - это были протискивающиеся сквозь лаз в плетне подружки полные свежих идей, замыслов и необыкновенных, просто фантастических планов по налёту на сад очередного соседа. Июнь выдался для подруг прекрасно-удивительным, насыщенным новыми открытиями и захватывающими приключениями! И каждый день был длиною в маленькую яркую радужно-волшебную  детскую жизнь. Взрослые всего этого были лишены. У них была важная работа. Они возвращались вечером уставшие и основная масса детских проказ просто проходила мимо их сознания. Но вот в конце июля девочку родители забрали в город. И на сельском подворье воцарились мир и благодать. Лето потихоньку катилось под уклон и приближалось первое сентября. И только после месяца нового учебного года, на выходных открылась калитка и во двор шагнули  девчонка с родителями. Перегнав родителей девчушка бежала вприпрыжку к летней кухне, как вдруг из-за куста сирени так же вприпрыжку и широко раскинув уже практически оформившиеся и почти лишенные пуха крылья выскочили девять серебристо-серых торпед и устремились к непрошенной гостье. Шеи их были вытянуты в струнку, жёлто-оранжевые с чёрными подпалинами клювы раскрыты и в каждом был виден частый ряд мелких белых зубчиков. Как девятиглавый змей Горыныч шипя и по временам подлетая над землёй сплочённая горячей ненавистью стайка налетела на обидчицу.  Тонкий девчачий визг пронзил полдень. В бешеном темпе, убегая, мелькали ножки в белых сандаликах.  Развивались путаясь в ветре золотистые кудряшки. Перескочив через удивлённого Трезорку девочка в мгновения ока оказалась за дверью веранды. Она опустилась на корточки и тихонько поскуливая разглядывала порванные гольфики и наливающиеся фиолетовым цветом синяки на икрах обеих ног. Разбойничья ватага в составе девяти гусят-тинейджеров победоносно прогуливалась перед закрытой дверью. Трезорка, на всякий случай улёгся прямо у входа в веранду. Немного поплакав от обиды и боли,  заштопав дырочки на бывших новеньких гольфиках, и исполнившись возмущения и  праведного гнева,  девочка выглянула через застеклённую дверь на улицу, поманила Трезорку и вооружась веником двинулась на выход полная решимости довести воспитание птичьего молодняка до успешного завершения. Силы были неравными. Военные действия - длительными,  с перемириями, попытками подкупа и возобновлениями конфликта. Девочка, явив свою истинно женскую натуру научилась и сподобилась летать на метле, на швабре и венике, изящно преодолевая такие препятствия, как Трезорка, упавшее ведро, и даже небольшая поленница дров у летней кухни, и  с поразительной точностью наловчилась метать половую тряпку, тапочек, трезоркину миску и даже резиновый сапог. В результате перманентно проводимых  военных действий у девочки как-то сама-собой появилась пятерка в четверти  по физкультуре и грамота за участие в легкоатлетической эстафете.  А на её столе под стеклом лежала написанная маминой рукой записка:  “Учитель, воспитай ученика, чтоб было потом у кого учиться!”.


*** Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться
Источник — стихотворение (опубл. 1961) без названия (***) советского поэта Евгения Михайловича Винокурова (р.1925):


Рецензии