Кого называли Тронным Элем?
Амкриканский историк Омельян Прицак считал, что этнические термины Авар, Кумо и Кайтаг (Кайлан) присутствуют в Дагъестане и они родом из Внутренней Монголии. Формально мнг.-бурят. ОЁОР "русло реки" выглядит как фонетический вариант мнг. ОЬВОЬР "южный, внутренний". Сюда же ав. 'WR/'OR "река,поток". В мнг. "река" несёт большую смысловую нагрузку, она - "ось" и "центр" *.
В романе Пелевина "Чапаев и Пустота" в уста героя, прототипом которого выступал реальный барон Унгерн, "Внутрення Монголия - внутри того, кто видит Пустоту". Более того: "И не бывает в жизни ничего лучше, чем оказаться там. – А как увидеть пустоту? – Увидьте самого себя, – сказал барон".
Согласно историку Ярославу Пилипчику, ТРОННЫЙ ЭЛЬ (тюрк. ТАХТ ЭЛИ) монгольских владений, это - Большая Орда. Ср. также перс. ПАЙТАХТ и ав. ТАХШАhАР "столица".
В своих предыдущих статьях мы неоднократно указывали на следующее:
1. Дагъестан являлся, согласно арабским сведениям, ЗЕМЛЁЙ ТРОНА и КАГАНАТОМ ГОР. Арабы не могли точно объяснить откуда. и как в Нагорный Дагъестан могли попасть столь высокие по значимости имперские инсигнии как "трон", да ещё в придачу с "казной" и домыслили, привязав их к державе Сасанидов. Но у Сасанидов никогда не было "каганов". Похоже на то, что это пересказ сведений о сражениях доисламского иранского правителя с каганом народа Sul. Но историки весьма слабо исследовали эти сведения и считают, что "Каганат Сул" (раз есть "каган", то должен быть и "каганат") связан с Закаспийским краем. Примерно в ту же эпоху, однако, там известны хионы,постоянно терроризировавшие Эраншаhр, что побудило Сасанидов соорудить оборонительный рубеж в Персидском Хорасане под названием "Красная змея", он же - "Горганский вал".
В иранской доисламской поэзии есть сообщения о "шахиншахском" походе против Закаспийских хионов, но там вместо исторических деталей довольно пространно описывается насколько якобы невообразимо трудна была к ним дорога. Хотя, в реальности, какой-то сложности маршрут от персидского Хорасана вглубь территории современного Туркменистана не предполагал. В заключении сообщается, что шахиншах собственноручно убил их кагана. Складывается несколько странная картина: два кагана в доисламской время жили напротив друг друга через море Верканское/Горганское. Один из них имел "трон" ( даже - "золотой"!), а другой его не имел, но зато известен как "каган народа Сул", т.е. его народ почему-то носит тот же этноним, который дагъестанцам давно "приклеили" осетины и чеченцы - Sol/Sul. В ав. диал. "солчи" - "человек тухума" (член рода).
2. Сам этноним "монгол", введённый в официальный оборот Чингисханом, вполне мог означать ТРОННЫЙ, в частности на это указывает архаичное ав. диал. МЕНГ, МАНГ ( представленное и в чеченском).
Промонгольский фанатик барон Роман фон Унгерн Штернберг** называл китайскую провинцию Внутреннюю Монголию - Тронной землёй. Чингисхан был родом из ОЬВОЬР МОНГъОЛ "Внутренней Монголией", наводнённой в настоящее время китайскими колонистами и где сами монголы теперь лишь одно из нацменьшинств.
В халха-монгольском нет персидской и тюркской формы ТАХТ, а есть ТАГ ( произносится "тагъ").
В Гюлистан-е Ирам Аббас- Кули Бакиханова, землёй ТАГ обозначен Нагорный Дагъестан. В ауарском ТАХ -"трон".
В архивах Османской канцелярии Дагъестан обозначен двояко- Дагъистан и Тагъистан ( указание Шереффедина Эрэла: "Дагъыстан ве Дагъыстанлылар").
У российского писателя Пелевина мы находим продолжение этой темы:
" У В. Пелевина под ним подразумевается некое сокрытое, мистическое пространство духовного мира, а отнюдь не провинция Китая под названием Внутренняя Монголия (Халха). Сам автор отмечает: ««Внутренняя Монголия» называется так не потому, что она внутри Монголии".
Мы точно не знаем, какую конкретную мысль хотел донести до нас Пелевин, но в готском языке есть INKUNJA и ALJAKUNJA с дословным переводом "внутреннего рода/происхождения" и "внешнего рода/происхождения". Причём, в готском KUNI "род" ( изначально - по матери).
Чтобы максимально беспристрастно подойти к этому вопросу, так как Пилевин не монголовед, дадим то значение понятия "Внутрення Монголия", которое содержится в халхасском наречии современной Республики Монголия:
ОЬВОЬР 1. Южный, напр. Южный склон горы; ОЬВОЬР МОНГОЛ "Южная Монголия, Внутренняя Монголия; ОЬВОЬР "пазуха, грудь (редко).
ОЬВОЬРЛОЬГЧ "южанин, внутренний монгол".
ОЬВОЬРМОЬЦ " своеобразный, особенный, самобытный, специфический", ОЬВОЬРМОЬЦ чанар "специфика".
В ауарских диалектах - "южный склон" - СОС, СУЗ, СОЗОГЪИЛ, СОЗОЛИ, СОСОЛРАХЪ, ШОЖОЛРАХЪ. Насколько нам известно, в персидском sozandan "обжигать, прижигать, поджигать". Может быть, с этой основой связан и хорошо известный античному миру персидский город Сузы.
Мы не знаем, кто пересказал мысль Пелевина о "мистическом пространстве", но у автора пересказа - ошибка, потому что такого быть не может - "Внутренняя Монголия (Халха)" по простой причине, что "халха" означает то, что держат перед собой для защиты, напр. "щит" и, вообще, - ХАЛХА- Внешняя Монголия, а ОЬВОЬР - "внутренняя", она же и "южная". Безо всякой мистики понятно о чём идёт речь.
Византийские источники знали также каких-то "внутренних гуннов" на Сев. Кавказе. В др.-греч. "внутренняя страна" - Фракия, т.е. скалистый край у моря. Сюда же можно добавить чеченскую Ичкерию - в дагурском ИЧГЭР "логово, нора" и т.п., вероятно, от "внутренний дом, внутренняя юрта".
В современном монгольском Республики Монголия ШИРЭЭ "стол", а ХААН ШИРЭЭ " престол, трон". Напомним читателю, что халхасское ТАГ "крышка, плоская вершина горы", не "гора" вообще, т е. это "седалище, трон, местопребывание".
Очевидно, что ав. обозначение скамьи - ХЬОНОБАКI, ХАЛАБАКI и есть тот самый монг. трон или один из его вариантов. Источники сообщают, что Бат-хаан (Батый) восседал на ДЛИННОЙ СКАМЬЕ. И места восседания его окружения имели значение- правитель сидел на возвышении. Судя по сообщениям очевидцев, рядом с ним могли сидеть и его жёны. Вероятно, присутствие или отсутствие очень близких ему людей непосредственно рядом с ним зависело от обсуждаемой темы и статуса принимаемого правителем персоны. Источники не знают монгольского трона в виде какого-то ограниченного креслом для всего одного седока пространства. Но такого типа трон тоже мог быть. Есть сообщение, что в Каракоруме имелся русский плотник мастеривший трон, но как он выглядел мы не знаем. Монгольские языковые данные, по крайней мере, указывают на объект типа стола - ШИРЭЭ, т.е. он - просторный.
Столицы монгольской империи: Каракорум, Ханбалык (Пекин), Аварга.
А вот с какой развязностью и высокомерием трактуют термин "Веутрення Монголия" китайские шовинисты:
"Почему Внутренняя Монголия так называется?
Из-за сотрудничества Южной Монголии и ее поддержки Цин, она должна была быть названа Внутренней Монголией в соответствии с ее доверием среди внутреннего круга регионов . Что касается Севера, он продолжал безуспешно бороться за свою свободу и стал Внешней Монголией (никогда полностью не доверявшей).Oct 14, 2020
Просто шедеврально -"продолжал безуспешно бороться за свою свободу..." и эта о стране, которая образцово- показательно поставила на колени Китай!
Это такая же брехня как "Татарское государство Золотая Орда со старотатарским языком". Татарская Золотая Орда ( мнг. Алтан Орд) - монгольская государственность, а не кипчачья. Последние изначально вошли в состав чужого государства, сами они его не создавали. Хан Берке, принявший ислам являлся внуком Чингисхана, а не татарином, в смысле - кипчаком ( мнг. "хэвцэг").
Эта мнимая татарская ( кипчакская) государственность -не более чем фейк типа вымышленной "победы над монголами" под Оломоуцем:
"Битва при Оломоуце — вымышленное событие 1241 года во время западного похода монголов (1236—1242), якобы победа чехов под предводительством Ярослава из Штернберка над татарами под городом Оломоуц (Ольмюц) в Моравии (исторические упоминания об этом городе относятся только к 1250-м годам). Упоминание же об этой битве содержится только в Краледворской рукописи — сборнике «древнечешских» эпических и лирических песен, который, как доказано в конце XIX — начале XX века, представляет собой подделку, изготовленную филологом, поэтом и одним из основателей Национального музея в Праге Вацлавом Ганкой в 1817 году. Несмотря на это, битва фигурирует во многих сочинениях историков XX века, уже после того, как рукопись была разоблачена".
* Ось, плечо, стержень, центр. В тюркских языках отсутствует столь мощная смыслая нагрузка на реки. Нет и никаких совпадений тюркских языков ни с монгольскими, ни с нахско-дагъестанскими в пространственной ориентации. Турецкое, например, "кузей" (север), "гюней" (юг), баты (запад) и "догъу"(восток) - совершенная бессмыслица.
**"Автор идеи реставрации империи Чингис-хана от Тихого океана до Каспия, благодаря самоотверженным действиям которого Внешняя Монголия обрела самостоятельность от Китая. Был расстрелян большевиками в 1921 г. в Новосибирске. Большевики РСФСР и ДВР, следом за разгромом частей Унгерна вошедшие во Внешнюю Монголию оповестили Китай, что "делают это в интересах Китая".
Свидетельство о публикации №224092601215