Мысли на заметку. 22 января 2021 года
Япония оказалась хорошим примером различия нравственности социальной и божеской, сущностной. У них даже понятия специальные есть, обозначающие поведение на публику и, в противовес, истинное лицо человека, которое определяется его сущностными побуждениями.
Это я вчера фильм Познера посмотрел о Японии. Там пожилая японка говорит о тисках между долгом (он) и желаниями, в которых постоянно пребывают японцы.
Понятия эти татэмаэ и хоннэ. Татэмаэ — общественное, хоннэ — внутреннее. Но на самом деле всё глубже, нежели просто поведение. тут речь идёт о форме бытия и содержании бытия. Главное, что человек сам в себе разделён по признакам формы и содержания. Общественная нравственность лишь усугубляет это противоречие.
Во всех людях происходит эта борьба между «хочу» и «надо».
_________________
[...].
_________________
[...].
_________________
Думал сегодня о том, что общественная нравственность предшествует божеской. Для социальной — человек должен сознавать себя членом социума, составной его частью. Для второй — он должен сознавать себя «сыном божиим». Это всегда деление в самосознании надвое: я — соплеменники, я — бог. В результате меняется самосознание своего «я».
Это постепенно достигается: я часть семьи, часть рода, племени, сословия, страны, государства, человечества. И наконец — Бога. Нужно проделать огромную работу по уяснению своего самосознания, чтобы пройти весь этот путь. (Как раз об этом читаю в «Своде».)
_________________
Парадоксальная мысль: любить на деле означает считать собой, частью себя. Любовь — это расширение пределов своего «я». Поэтому заставить себя любить дальше, шире, нежели ты сознаешь себя собой, — нельзя. Невозможно.
Свидетельство о публикации №224092601275