Житие преподобного Никодима Кожеезерского

ЖИТИЕ
преподобного Никодима Кожеезерского,
ОТШЕЛЬНИКА АРКТИЧЕСКОЙ ТУНДРЫ. 1

___
1 Из «Русскаго Паломника», 1894, №№ 23, 25, 27, с дополнениями из «Православного собеседника», издававшегося Казанской Духовной академией, 1858, и «Житий святых» архиепископа Филарета Черниговского, Санкт-Петербург, 1892-1900, тома за май, июнь, июль и декабрь.

Память 3 июля.


ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ КОЖЕЕЗЕРСКИЙ.

ТРОПАРЬ, глас 8.

От царствующаго града пресельник явися/ и яже в нем великия обители/ и, промышлением Божественнаго разума окормляемь,/ к морским странам устремися,/ вселися же в пустыню, уклоняяся мирския молвы,/ и силою Святаго Духа вооружился еси,/ крестным оружием враги своя прогоняя,/ постом и непрестанною молитвою жизнь свою совершая,/ сревнуя великим отцем Антонию, и Онуфрию, и Павлу Фивейскому,/ с нимиже Господеви молися, отче Никодиме,/ спастися душам нашим.


ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ родился в селе Иванькове, близ города Ростова (между 1545–1575 годами) и во святом крещении был наречен Никитой. Его родители были зажиточные и благочестивые поселяне. Воспитываемый в духе христианского благочестия, Никита, подрастая, стал заниматься со своим отцом полевыми работами и нередко пас стадо в поле. Во время пребывания в поле он однажды услышал голос: «Никодим, Никодим!» Оглянувшись и никого не видя, Никита понял, что это был Божественный голос, обращенный притом именно к нему, и устрашился. Возвратившись же домой, рассказал обо всем родителям. Те поняли, что голос означает Божественное призвание их сына к иночеству, и так ему разъяснили. Никите в это время было не более двенадцати лет. Поэтому он не оставил тотчас родителей для исполнения призвания, но, положившись во всем на волю Божью, остался при них и жил в послушании у них до самой их смерти, которая случилась вскоре.

Похоронив родителей, Никита отправился в город Ярославль, где прожил очень долго. В Ярославле он научился ковать гвозди и этим снискивал себе средство для пропитания. Занятие доставляло Никите более чем сколько было нужно для удовлетворения его ограниченных потребностей. Он радовался этому, и весь излишек употреблял на милостыню бедным. Жизнь вел в неутомимом трудолюбии; усердно посещая храм Божий, горячо молился, помня голос в поле и прося его разъяснения, что вскоре и случилось.

Из Ярославля Никита переселился в Москву. В Москве он стал работать с одним благочестивым тверянином, жена которого была злая и блудница. Благочестивая жизнь друзей, их частые разговоры, чуждые всякой нескромности, почти постоянно общее времяпровождение за делом, были не по душе этой женщине. Чтобы избавится от всего этого, она решилась погубить своего мужа. С этой целью сварила кисель и, отравив, однажды за обедом подала мужу и бывшему у них тогда Никите. Те ничего не подозревали и поели. После обеда тверянин немедленно умер, а Никита, хотя остался жив, но стал страдать желудочными болями. Болезнь так изнурила Никиту, что он не мог уже один работать и решился, продав изделия, идти в другое место. Когда же вышел для продажи, к нему подошел некто в рубище и спросил: «Никита, чем ты болен и что случилось с тобою? Расскажи мне подробно, без всякого смущения». Никита рассказал все, как было. На это незнакомец сказал: «Приходи, чадо Никита, в шестой час дня на ров, в собор Покровский, там увидишь меня; я дам тебе нечто выпить; молитвы Пресвятой Богородицы помогут тебе, и ты будешь здоров». Когда же Никита в назначенный час пришел к Покрову, незнакомец шел уже навстречу с небольшим сосудом; подавая этот сосуд, он велел, перекрестившись, выпить из него. Когда Никита выпил, подавший, который на самом деле был святым Василием, юродивым Христа ради Московским1, скрылся от него, а сам он почувствовал полное выздоровление.

___
1 +1552. Память празднуется 2 августа.


ПОСЛЕ ЧУДЕСНОГО ИСЦЕЛЕНИЯ в душе Никиты невольно возник вопрос: не пора ли теперь жизнь, которую ему так дивно сохранил Господь, посвятить всецело на служение Ему и тем ответить на призвание в детстве? Чтобы решить этот вопрос, Никита пошел на Кулишки, где тогда жил и давал полезные советы прозорливый старец Илия. Но не успел подойти к келье старца, как тот, окруженный большой толпой, пророчески воскликнул, обращаясь к нему: «Откуда пришел сюда Хозьюгский пустынник»? И тем ответил на тайную думу будущего подвижника. Исчезли все сомнения и колебания. Никита тотчас продал, что имел, деньги раздал нищим и, придя в Чудов монастырь, просил архимандрита Пафнутия принять его в число братии и утвердить его иноческие обеты. Пафнутий с любовью принял кроткого труженника, наложил на него сорокадневный пост и другие послушания. Когда же Никита все исполнил тщательно, с кротостью и послушанием, изучая в то же время Божественное писание, Пафнутий облек его в ангельский образ и назвал Никодимом в честь преподобного Никодима, просфорника Печерского. Это произошло 31 октября 1595 года; тогда исполнился пророческий глас в поле, называвший Никиту Никодимом.


ПРЕПОДОБНЫЕ АДРИАН И ФЕРАПОНТ МОНЗЕНСКИЕ И ПРЕПОДОБНЫЕ СЕРАПИОН И НИКОДИМ КОЖЕЕЗЕРСКИЕ.


Одиннадцать лет провел преподобный Никодим в Чудовой обители под руководством умного и любящего наставника архимандрита Пафнутия. Этот Пафнутий был очень духовным человеком, он был монахом в пустынном монастыре преподобного Павла Обнорского, где имел поразительный духовный опыт, изменивший весь ход его жизни, а также жизнь его близкого друга и собрата по подвигу, преподобного Адриана Монзенского.1 Пафнутий знал, что блаженный Адриан в юности видел таинственный сон, в котором ему было показано некое святое место, скит с церковью между двумя реками, которому было предопределено стать местом его подвижнических трудов. Двое друзей горячо молились Богу, чтобы удостоиться найти это место, тайна которого не была известна никому, кроме них. Раз Пафнутий ночью видел наяву на востоке необычный свет, как бы зарю, а в ней церковь и кресты с дивным сиянием. После того другой ночью, лишь только Пафнутий помолился и лег спать, ему явился незнакомый человек и сказал: «Пошли друга своего старца Адриана на изыскание места для новой обители, того самого места, которое ты видел в заре на востоке. На нем явится человек свят». И добавил: "Но то место не предназначено для тебя". Когда Пафнутий рассказал о видении своему другу, преподобный Адриан отправился на изыскание чудесно указанного места и скоро нашел его и узнал святое место на реке Монзе.

___
2 +1619, 5 мая.

Тот, кто явился Пафнутию как ангелоподобный глашатай Небесных постановлений, был великий святой Ферапонт Монзенский1 , тайный ученик блаженного Василия, юродивого Христа ради Московского, чудотворца. Достигнув духовной чистоты, он увидел в свете Божьей благодати смиренное желание двух святых друзей, сжалился над ними и мистическим образом пришел им на помощь, сначала указав им место, избранное Богом для Своих тружеников, а затем сам, как неизвестный странник, перебрался в скит на реке Монзе, чтобы помочь преподобному Адриану основать общину.

___
1 +1599. 12 декабря.


Едва успел святой Адриан переселиться на реку Монзу, как царским указом Пафнутий был поставлен архимандритом Чудова монастыря и отлучен от любимой пустыни, чтобы быть как закваска в мире, усиливая любовь к пустыне в других искателях Бога, и святой Никодим был одним из тех, кого он вдохновил.

В Чудовом монастыре преподобный Никодим проходил одно за другим разные послушания. Борясь со страстями, Никодим честно и усердно трудился в то же время на братию, был кроток, целомудрен, благочестив, братолюбив и мужествен. Братия удивлялась его подвигам и любила, но Преподобный избегал почета и горел желанием большого душевного совершенства. Отрекшись от своей воли, он всецело отдал себя на служение Богу, очищая для Него свою душу подвигами. В последние годы пребывания в Чудовой обители нес еще обязанности кандиловозжигателя. Когда же, в 1606 году, архимандрит Пафнутий был назначен митрополитом Сарским и Подонским и переехал на Крутицы, Никодим, находившийся с ним, стал проситься в пустыню: жизнь при митрополичьем дворе, с её суетой, не могла быть по душе подвижнику.
Митрополит Пафнутий долго уговаривал Никодима, не желая расстаться с любимым учеником, но видя его непреклонность, благословил в путь и дал в благословение икону Владимрской Божией Матери; прожив в Крутицах всего один год, Никодим отправился в пустынный скит на Крайний Север.


Блаженный Василий и праведный Артемий Веркольский. Строгановская икона XVII века.


Родной город преподобного Никодима — Ростов Великий (Кремль XVI века).


Изображение Кожеезерского монастыря 100 лет назад.

Пресвятая Богородица и преподобный Никодим, предстоящие за обитель, построенную на осушенной и возделанной земле тундры.


Часовня в тундре, напоминает обитель преподобного Никодима в Хозьюге.


Кожеезерские игумены: преподобные Авраамий и Серапион, преподобный Никодим с иконой Владимирской Божией Матери.


Преподобный Никодим идет за водой к ручью в свою Хозьюгскую пустынь. Акварель из «Русскаго Паломника» 1917 года.


В то время в Москве были хорошо известны северные пустынники, и благочестивые москвичи горячо их любили. Многие из них приезжали в столицу по той или иной нужде, и вельможи и даже Цари принимали их радушно и осыпали подарками, даже умоляли их быть крестными отцами их детей. Одним из любимых в Москве пустынников был преподобный Серапион Кожеезерский1, в чьем скиту в арктических тундровых болотах решил поселиться преподобный Никодим.

___
1 +1611, 27 июня.


СВЯТОЙ СЕРАПИОН был татарским мурзой, взятым в плен под Казанью, который затем крестился и так полюбил Православную веру, что решил оставить мир и подвизаться в северной пустыне. На пустынном острове озера Кожи он встретил инока-отшельника Нифонта, который стал его старцем. Вдвоем они подвизались, питаясь травой и ягодами. После некоторого испытания Нифонт постриг своего ученика в ангельский чин, и вскоре к ним стали присоединяться другие братия. После смерти Нифонта преподобный Серапион в 1584 году отправился в Москву, получив от Царя разрешение на строительство нового монастыря. В 1608 году ученик преподобного Авраамий был поставлен игуменом, а сам преподобный Серапион удалился, чтобы окончить свои дни в уединении.


Когда святой Никодим пришел на Кожское озеро, он был с любовью принят преподобным Серапионом и игуменом Авраамием. Но и здесь преподобный Никодим пробыл недолго, всего полтора года, трудясь в просфорной пекарне, а затем, спасаясь от славы и почестей, по благословению настоятеля, летом 1609 года удалился в близлежащую пустыню реки Хозьюг; и вот исполнилось еще одно пророчество блаженного Илии, который назвал преподобного "пустынножителем Хозьюга".

В Хозьюгской пустыни преподобный Никодим своими руками устроил небольшую келью; вскопал около нее землю, сеял картофель, собирал коренья, ловил в Хозьюге рыбу, и тем питался. Впрочем, рыбу он вкушал не прежде, как та начинала разлагаться. В первое время из обители приносили еще молоко, но Преподобный вскоре отказался и от него. Строгий пост, почти постоянное воздержание (преподобный Никодим, если спал, то немного и стоя), неустанная молитва, часто со слезами, и труд наполняли его время. В пустыне преподобный Никодим нашел, чего так долго искала его душа. «О, смиренный Никодим, – говорил он себе, – ты обрел себе место безмолвное для спасения. Итак, воспряни духом в это краткое время, хотя и в единонадесятый час, ибо вечер уже приблизился, и Праведный Судия придет со славою воздать каждому по делам его,» – и неутомимо подвизался в умном делании. Ему приходилось бороться не только с собой, но привелось еще, как всякому истинному подвижнику, выдержать упорную духовную брань с диаволом. Брань враг начал с того, что попытался возбудить в подвижнике похоть плоти и тем погубить его. Для этого он явился Преподобному, когда тот шел за водой, в виде красивой женщины, лежащей у речки. Но попытка не удалась. Умертвивший плоть и любовь к миру еще в обителях, преподобный Никодим не склонился на искушение. Он понял козни диавола и, сотворив молитву, рассеял призрак.

Именно из опыта подобных испытаний Святой составил следующую молитву против искушений, дошедшую до наших дней:

"Учителю, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Слове Отче! Не посрами мя, грешного, надеющегося на Тебя и прибегающего к Тебе за убежищем. Человеколюбче, Боже всякого утешения, щедрый и милосердный, Господи, сущий прежде веков и ныне и присно и во веки веков! Удали от меня, раба Твоего, диавола, восстающего на мя и воюющего со мною, ибо он, как лев, ходит и ищет, кого поглотити. Так он вооружается и против раба Твоего и желает пожрать меня; но не отдай меня, Господи, обижающим меня, ибо благословен Ты во веки веков. Аминь."

Часто пустынножителям Крайнего Севера приходилось сталкиваться со всей мощью природы, свирепой и неукрощенной человеком. Но эти страшные, разрушительные вспышки, врывавшиеся в тишину их и без того многотрудной жизни, побеждались силой веры и молитвы. "Однажды, – пишет автор жития святого Никодима, – на реке Хозьюге поднялись воды и стали так высоки, что переполнили все берега и затопили всю местность. Они окружили келью Преподобного, так как она стояла недалеко от реки, и так затопили ее, что ее почти не стало видно; только крыша оставалась на виду. Тогда преподобный Никодим взял Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, которой благословил его духовный отец и учитель митрополит Крутицкий Пафнутий, и, взойдя на кровлю своей кельи, стал, как на столпе, и молился со слезами, воспевая Псалтирь. Так он со слезами молился, пока вода не утихла, не вернулась в свои пределы и не продолжила свое естественное течение". В другой раз, в летний зной, келья Преподобного загорелась; но опять слезная молитва с чудотворной иконой в руках спасла его и келью от гибели, и он оставался непреклонным на пути спасения.

После этого диавол не раз представал перед умственным взором подвижника и гнал его из уединения: «изыди отсюда, злой калугер, – говорили бесы, – иначе мы тебя погубим». Но угроза не имела успеха. Святой молитвой прогонял их и подвизался.

Видя свою полную неудачу и непреклонность Никодима, отец лжи и гордости употребил последнее средство. Явившись в бесчисленном множестве, бесы стали уходить от Преподобного, обещая более не возвращаться к нему ввиду его святости. Они думали, что тот поверит им, сочтет себя совершенным, ослабит молитву, возгордится и падет. Но когда через несколько времени возвратились и увидели то же бодрствование, принуждены были в бессилии со стыдом навсегда оставить преподобного Никодима.

Тогда снизошла на Преподобного сила Божия. Святой, очистив и укрепив свою душу в добре, принес ее в жертву Богу. Бог принял эту чистую жертву и удостоил Преподобного сделать орудием Своей милости к грешным людям. Еще при жизни на земле Господь сподобил его даров прозрения, исцеления недугов и силы духом являться с верою его призывающим. Когда к Преподобному впервые пришел мирянином его будущий любимый ученик и жизнеописатель, иеромонах Иаков, то был встречен им, как лицо, давно известное; в то же первое посещение преподобный Никодим исцелил Иакова от глазной болезни; в другой раз – от зубной и угара, а в 1638 году, явившись во сне – от желудочных болей.

Кириаку же Козлову и Максиму Пашкову, с верою призвавшим Святого в минуту опасности, он явился на Белом море и спас их от смерти. Много и других чудес сотворил преподобный Никодим на спасение людей; даже его ветхая мантия источала исцеления, кто с верой прикладывал ее к больному члену. Так Иаков исцелился от зубной боли, с верою приложив к больной десне часть этой мантии.

Житель пустыни был уже в «телеси ангел», самые звери и дикие животные не боялись его, и олени мирно паслись около Преподобного, когда он молился в своей пустыне, как Адам посреди Рая. Однажды, – рассказывается в его Житии, – игумен Авраамий из монастыря на озере Кожа, часто посещавший Преподобного и ведший с ним духовную беседу, "вошел в лодку с одним монахом и поплыл вверх по реке Хозьюг, чтобы осмотреть только что убранные сенокосные поля. Когда мы возвращались и плыли вниз по реке, то увидели, что Святой идет возле реки, а вокруг него ходят дикие звери, те, что называются оленями, и не боятся его. Но когда они услышали наши голоса, то убежали в пустыню. Игумен спросил Преподобного об оленях, часто ли приходят туда эти звери. И Преподобный ответил, что да, так оно и есть. Игумен был очень удивлен, как это олени ходят рядом со Святым и не боятся его".

Толпы народа приходили к подвижнику, и каждый получал от него то, зачем приходил. Слава о Хозьюгском пустыннике широко распространилась и дошла до Москвы. Сам Первосвятитель Русской Церкви, патриарх Иоасаф ;, узнал о подвигах Преподобного и в знак уважения прислал ему свою песцовую шубу (в 1639 году), прося его молитв. Преподобный Никодим принял высокий дар, поцеловал его, вознес молитву о пославшем, но не взял шубу себе, а отослал ее для хранения в обитель, говоря: «Моей худости довольно одного рубища». Преподобный Никодим уже чувствовал, что прошел свой путь неуклонно и желал только одного – быть с Христом, для которого работал целую жизнь.


ТОГДА ПРЕПОДОБНЫЙ стал молиться: «Владыко, Господи Иисусе Христе! сподоби мя сообщника быти Святых Твоих и с теми причаститися Царствию Твоему, и сопричти с теми во свете Твоем, его же уготовал еси праведником Твоим». Не успел Преподобный окончить молитвы, как ему явились два мужа: святитель и инок. Думая, что это привидение, он испугался, но Святитель заговорил: «Не бойся, раб Христов, пустынный житель и ревнитель преподобным! Господь послал нас возвестить Тебе о скором твоем преставлении, ибо вскоре приимешь благое Иерусалима, уготованное от Господа любящим Его». Припав к ногам их, преподобный Никодим спросил, кто они? На это святитель ответил: «Я – Алексий, митрополит Московский, а со мной Дионисий, архимандрит Сергиевского монастыря Святой Троицы. О, Преподобный! О чем ты молился Господу, то будет по твоему прошению: причтен будешь со святыми и водворишься в Царствии Небесном». С этими словами оба святые стали невидимы. Преподобный Никодим, в духовной радости славя Бога и чувствуя изнеможение тела, призвал игумена Иону и, рассказав про явленое, просил причастия Святых Христовых Таин. Это было за семь месяцев до кончины Преподобного, в декабре 1639 года.

Игумен Иона упросил преподобного Никодима оставить келью, построенную незадолго до этого на месте прежней кельи Святого крестьянами, обслуживавшими монастырь, и перейти из пустыни в обитель, чтобы закончить свои дни в монастыре. Со слезами расстался подвижник с любимой местностью своих подвижнических трудов и пошел в обитель, где был встречен торжественно всей братией, 20 мая 1640 года. Но уже недолго привелось ему здесь пожить – только 44 дня.

Придя в обитель, угодник Божий поселился в одной пустой келье, отклонив все братские приглашения, и здесь приготовился к своей кончине, которая последовала 3 июля 1640 года. В этот день его ученик Иаков, в то время еще мирянин Иван Дятлев (из Прилуцких крестьян), после обеда шел на послушание. Проходя мимо кельи Никодима, он услышал его голос. Войдя в сени, ученик увидел учителя сидящим в изнеможении на пороге и помог ему перейти в келью. «Иди, чадо Иоанне, с миром, Господь с тобою да будет во вся дни живота твоего», – сказал тогда Преподобный, и Иоанн ушел на послушание. В это время и почил преподобный Никодим.

Игумен и братия, выйдя из трапезы, почувствовали необыкновенное благоухание; убедившись, что оно идет из кельи Преподобного, обрадовались и подошли туда, но келья оказалась закрытой. Сотворив входную молитву и не получив ответа, они сами уже вошли в келью и нашли Святого почившим: лицо его было светлым и радостным, а келья была полна благоухания.

Опрятав святые мощи, игумен и братия погребли их честно близь храма Богоявления Господня, по южную сторону, а Святая Церковь наша в 1662 году (несомненно, благодаря усердию Никона, Патриарха Московского, который был монахом в монастыре на Кожеозере при жизни Никодима и сменил Иону на посту настоятеля в 1642 году), причла преподобного Никодима к лику святых, наших молитвенников-ходатаев пред Богом и скорых помощников. Службу по Никодиму составили митрополит Макарий Гревенский и сербский авва Феодосий, приехавшие по делу патрирхa Никона.

И всякий с верой и любовью прибегающей к его помощи всегда получает просимое от преподобного Никодима, Кожеезерского чудотворца.


ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ КОЖЕЕЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ, какой она была до пожара 1885 года.


Интерьер церкви Северной Фиваиды, построенной преподобным Трифоном Печенгским, сохранившийся именно в том виде, в каком ее знал Преподобный.


Часовня тундры, похожая на ту, что в обители преподобного Никодима в Хозьюге.


Северная церковь в том же стиле, что и первоначальная церковь монастыря на Коже озере.


Рецензии