Дед Семен - жертва репрессий
Бои для Семена не прошли бесследно. Он получил тяжелое ранение в ногу, лечился в Забайкальском селе, где удалось спасти его ногу от гангрены. В простой русской избе – курене солдата поставили на ноги. В знак благодарности за спасенную ногу он принял, довольно распространенную в Забайкалье, фамилию Куренков. Герой вернулся домой с Георгиевским Крестом на груди, новой фамилией и укороченной ногой, из-за чего остался на всю жизнь хромым. Он получил, и полагающуюся к награде денежную выплату в 100 рублей, по тем временам довольно большие деньги. Деньги помогли трудолюбивой семье Кузьминых-Куренковых прочно встать на ноги, приобрести надел земли, маленькую пекарню, лошадь, корову. Все взрослые продолжили работать на земле, а так же печь баранки, крендели, и продавать их по соседним селам.
Вскоре Семен женился на молодой девушке - красавице Анастасии Михайловне, своей ровеснице, которая стала для Семена отличной женой и хозяйкой, хорошей рукодельницей. Настя неплохо шила, в сшитой ею одежде щеголяли по селу не только родные, но и односельчане. Шли годы, на свет один за другим появилось четверо детей: в 1909 году - Елизавета, в 1912 - Александра, в 1920 - Павел, в 1928 - Антонина. Семья стала жить самостоятельно. В центре села им построили большой дом с наделом земли, передали лошадь, корову и другую живность. Баранки и крендели продолжали печь совместно. Революция их жизнь мало изменила. Благодаря большому трудолюбию к началу 30-х годов 20 века в семье Семена Ксенофонтовича было две лошади и две коровы, много птицы, большой надел земли помогали обрабатывать двое наемных крестьян. Елизавета и Александра стали невестами. Но началась коллективизация.
Был мой дед сильный, с ухваткою. Управлял сохой и лошадкою.
Вот за то его раскулачили. Мужику срок назначили. Н.К.Морозов.
О предстоящем раскулачивании Семена и братьев, сестру заранее предупредили. Два брата Ивана вместе с женами и детьми тайно покинули село. Один Иван Кузьмин обосновался в подмосковном городе Орехово-Зуево. Его сын стал фотографом киностудии «Мосфильм». Второй Иван поселился в Западной Сибири, его сын в послевоенной Тувинской республике возглавлял кооперативную торговлю. Сестра Тамара уехала в Баку, где с детьми и внуками прожила всю жизнь. Жена Семена Анастасия, с малолетней Тоней укрылась у родной сестры в селе Студеновка Турковского района. Десятилетнего Павла отправили в соседнее село Малый Карай к двоюродному брату отца, у которого он прожил до совершеннолетия. Дед Семен со старшими дочерьми остался в родном доме. Под раскулачивание попало все: дом, земля, коровы, лошади... Арестованного Семена Ксенофонтовича с дочерями – невестами, на повозках отправили в камеру предварительного заключения районного центра Романовка. Судьбу невест решали сельские парни, которые приехали к ним на выручку. За Елизавету хлопотал Михаил Рогов – тракторист села Радость; за Александру - Николай Иноходов – местный комсомольский вожак, принимавший участие в раскулачивании. Оба парня обратились к властям района с просьбой разрешить им жениться на любимых девушках. Их просьбу удовлетворили, девушек отпустили, и в один день поженили. А главу семьи по этапу отправили на строительство Нижнетагильского металлургического комбината, где Семен проработал всего несколько месяцев. На стройке он, наравне со здоровыми мужчинами отвозил тяжелые тачки с грузом, где его постоянно подводила укороченная нога, за что его часто били, сильно искалечили, и больного, без средств существования, вернули умирать в родное село.
Дед недолго мыкал горюшко. Возвратился больным, обнял полюшко.
Расцвело в глазах поле маками. Облака в округе долго плакали. Н.К.Морозов.
Семен, сорокалетний герой войны, не смотря на заслуженную награду, несколько месяцев больным скитался по селу, вскоре умер. Он нашел свой покой и приют в родной земле за оградой сельского кладбища. Анастасия после смерти мужа вернулась в село с младшей дочкой Тоней, поселилась на съемном жилье, когда Тоня подросла, она перебралась к дочке Елизавете в село Радость. Умерла рано. С 1945 года покоится на сельском кладбище.
Если бы современный фермер встретился с дедом Семеном и бабушкой Настей, он бы низко, до самой земли поклонился этим великим труженикам, которые трудились по семнадцать часов в сутки, обрабатывали землю сохой и лобогрейкой, без государственной поддержки, кормили не только свою семью, но большую часть урожая передавали Родине.
Свидетельство о публикации №224092601318