Мысли на заметку. 26 января 2021 года

       Читаю «Свод», и странное остаётся ощущение: учение Толстого осталось, а сам Толстой ушёл. Не физически, а морально. Так и должно быть у настоящего мыслителя. В «Своде» остался догматизированный Толстой, а живой Толстой продолжил двигаться. Как змея, которая выползает из старой шкуры, так и Толстой, выползший из этого «Свода» чертковского. Для Черткова то, что говорил Толстой, стало догмой.

       И ещё. Толстой утверждал, что люди приняли учение Христа, а потом служители культа и власть предержащие извратили это учение. Но это совсем было не так. Через несколько столетий после Христа приняли учение не Христа, а о Христе. И оно уже было извращённым, то есть люди приняли учение «отцов церкви», но не Иисуса-из-Назарета, приняли понимание «отцов церкви» о Христе, а не понимание жизни Христом.

       То, что говорил Иисус, совсем не годится для того, чтобы построить секту или церковь, то есть составить кодекс догматов.

       Толстой не мог освободиться от Иисуса, как Иисус от Ивана Крестителя, а я — от Толстого. От предшественника. В этом прочитывается какая-то закономерность.
       _________________

       Скалывал до обеда лёд. Потом обычный вечер. [...].

       О «Толстом» думаю, но текст не набирал.
       _________________

       Очевидно, что каждое живое существо должно реализовывать свою животную программу: расти, дышать, есть, пить, размножаться, умирать. Каждый гражданин должен реализовывать свою социальную программу: соблюдать законы, предписания и обычаи и т. д. Но ведь и каждый разум должен реализовывать свою рациональную программу: должен познавать жизнь. (На самом деле разум познаёт не жизнь и не мир, а самого себя.)
       _________________

       Как мне ясно теперь, что у жизни не может быть цели, цель может быть только у поступка, у действия, у движения. Спрашивать, какая цель у жизни, всё равно, что спрашивать, какая цель у цели.


Рецензии