Из истории русской оперы. Софья Преображенская
Это был голос удивительной мощи, наполненности, выразительности и красоты. Воздействие её пения было исключительным. По воспоминаниям очевидцев, когда на сцене появлялась Преображенская и произносила только первые слова Марфы или Иоанны - звучание её голоса "пробирало до костей", завораживало. Как почти всегда бывает с такими голосами, записи могли напомнить о силе этого воздействия тому, кто испытал его живьём, но не способны передать и десятой доли его тем, кому не выпало такой удачи.
Официально датой её рождения считается 27(14-ст.ст.) сентября.
Софья Петровна родилась в семье, где любили музыку и пение и сама с детства была "помешана" на них. Её предками были несколько поколений священнослужителей, из-за чего ей приходилось испытывать трудности в 1920-х, учась в консерватории: когда начиналась очередная волна "чисток", её исключали, затем кто-то заступался за молодое дарование и её восстанавливали, и так несколько раз.
Кстати, во многих источниках, даже довольно авторитетных, пишут, что она училась по классу пения у И.В.Ершова. Это не так. Знаменитый артист не был её вокальным педагогом. Он вёл оперный класс и Преображенская занималась с ним подготовкой ролей для оперной студии.
В 1928-м году она великолепно дебютировала на сцене ГАТОБа (так тогда назывался Мариинский театр) в партии Амнерис. С того момента её судьба была связана с этой сценой, которой она отдала 30 лет жизни и где создала огромное количество незабываемых ролей, среди которых Марфа и Иоанна, Любаша и Любовь, Фрика и Азучена, Ортруда и Графиня, Марина Мнишек и Груня...
Ей суждено было стать легендой музыкального Ленинграда, который она не покидала даже в дни войны и блокады, дав огромное количество концертов (более 1500) во фронтовых частях, госпиталях, в блиндажах и землянках, в заводских цехах и на лесных полянах, на палубах... Софья Петровна не раз попадала под бомбёжку, артобстрел, обмораживала ноги; однажды прямо за сараем, в котором ей пришлось выступать, упала бомба, она же не только устояла на ногах, но и продолжала петь, изумляя видавших виды бойцов такой выдержкой и самообладанием.
Кроме того, во время войны певица ещё была и донором - регулярно сдавала кровь для раненых, за что даже была награждена почётным знаком "Отличник здравоохранения".
Вне сцены это была женщина редкой простоты и благородства, нисколько не интересовавшаяся театральными дрязгами и интригами. Она больше всех любила свою семью, детей, которых у неё было четверо, одного из которых она потеряла во время войны - её младший сын погиб от разорвавшейся мины, что, конечно, стало для неё огромным горем. Любила свой дом (дачу) в Луге с большим хозяйством - там были и корова, которую Софья Петровна сама доила, и лошадь, козы, гуси, утки и т.п. - она управлялась со всем этим как настоящая крестьянка.
Мы же сегодня отдаём дань памяти этому выдающемуся явлению в русском вокальном искусстве 20-го века - С.П. Преображенской и хотим процитировать слова Б.Э.Хайкина о ней: "В её пении не было старания. Она просто отдавалась ему всей душой. Она не могла петь иначе, как с большим душевным волнением... Начинала петь Преображенская и всё замирало. Глаза её блестели, большой эмоциональный напор вызывал слёзы.. Пение Преображенской волновало своей непосредственностью, потрясало благодаря необыкновенному душевному богатству этой артистки".
("QUI la VOCE" во ВК - с фрагментами записей певицы, 27 сен 2019, ред.2024)
Свидетельство о публикации №224092601531