Даша на даче

Не знаю, выбросили ли теперь из школьной программы по литературе замечательный рассказ Леонида Андреева «Петька на даче», ведь сейчас все «социальные конфликты» стараются  вуалировать, затушёвывать, сглаживать. А  в этом рассказе есть неопровержимые доказательства для всех  нынешних яростных защитников  мифа о «счастливой жизни в царское время». Нет, кухарка в это пресловутое «царское время» точно никак не могла себе позволить  такой жизни, как, например, управляющий  дворцом какого-нибудь великого князя. А значит,  и дети кухарки жили, мягко говоря, в нужде и нищете, а порой им с раннего возраста приходилось  идти в услужение к господам. Конечно,  я надеюсь, что мои внуки не доживут до того времени, когда повернувшие вспять русскую историю от социализма к капитализму русские власти окончательно   сделают  народ нищим и бесправным. Да, надеюсь, что внукам и правнукам не придётся жить  в  такое время, которое описано Леонидом Андреевым в рассказе «Петька на даче». А вот чтобы не повторилась «царская эпоха», нужно и вспоминать такие рассказы. Они красноречивее всего говорят  о жизни детей в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века, как раз в самый «расцвет» романовской империи…
Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька, которого мать, кухарка Надежда, не имея возможности  держать при себе, отдала в услужение парикмахеру Осипу Абрамовичу. Картины жизни, разворачивающиеся перед глазами ребёнка, весьма неприглядны, рядом с парикмахерской располагаются  всякие сомнительные учреждения. Грязь, драки, пьянство, сквернословие, грубость хозяина, однообразная и скучная жизнь: «Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата». С утра и до позднего вечера он слышал одну и ту же фразу: «Мальчик, воды!» – и старался подавать ее как можно быстрее, чтобы избежать наказания за нерасторопность. Маленький, худенький Петька постоянно хотел спать, и ему часто казалось, что «все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон». Писатель рисует его портрет, заключая  грустным выводом, что Петька был похож на «состарившегося карлика». И вот однажды приехала мать и сказала  сыну, что  хозяин отпускает его с ней на дачу, где живут её господа. Петька не знал, что означает слово «дача», но вдруг понял всем своим детским существом, «что она и есть то самое место, куда он так стремился».
В первое время пребывания на даче Петька «чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы». «Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был тёмный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности; полянки, светлые, зелёные, весёлые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы  приласкать их, как сестёр, а тёмно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать».
Открывшийся мир природы ошеломил  мальчика. Петька гулял по опушке и по лесистому берегу пруда и всё время чему-то улыбался, он  валялся на траве,  любовался чистым, бездонным небом. А благодаря  гимназисту Мите, его участливой дружбе, «Петька вступил в полное соглашение с природой». Они вместе купались в пруду, ловили рыбу, исследовали развалины заброшенного дворца. На даче  Петька  забыл об унылой  жизни прислуги в парикмахерской и  обрёл своё счастье, которое, увы,  оказалось, очень коротким. Из города барин привёз письмо, в котором хозяин парикмахерской требовал  возвращения Петьки.
Осознав, что предстоит расстаться с дачей, Петька  не просто заплакал,  он принялся кричать и кататься по земле. Но в конце концов он затих,   и барин сообщил  «расстроенной» супруге, собиравшейся  на гуляние в парк,  что «детское горе непродолжительно» и «есть люди, которым живется и хуже». И Петька вернулся к своей прежней жизни  «состарившегося карлика»…
Читать этот рассказ без смятения в душе просто невозможно… И всякий раз, когда внуки приезжают на дачу, я  вспоминаю  андреевского Петьку и радуюсь, что  мои городские внуки  имеют возможность приехать к бабушке и дедушке и пожить в маленьком посёлке с  чистым лесным воздухом и в полной мере насладиться  роскошью общения  с природой. Из троих внуков больше всего привязана к дачным радостям старшая Даша. Она  мне уже однажды сказала, что считает  зареченский уголок лучшим в мире местом. Я, конечно, улыбнулась, понимая, что   семилетняя девочка ещё увидит в своей жизни немало городов,  стран, немало таких красот природы и архитектурных достопримечательностей,  впечатление от которых затмит  её «лучший в мире уголок». Однако недавно разговор повторился. Получила я от  второклассницы Дашули смс-ку, что на осенних каникулах мама и папа собираются организовать девочкам поездку в Мурманск, а ей больше всего хочется на дачу…
Правильная бабушка, конечно, против воли родителей выступать не будет. Я тут же нашла для Даши аргумент:
– Так это же хорошо – в Мурманск съездить, там столько интересного можно увидеть. В театре побывать, на аттракционы сходить…
Не тут-то было – Даша   моментально и энергично   возражает:
– Я и в Москве, и в Мурманске видела уже это, мне хочется на дачу!
Первое желание Даши, когда всем семейством они приезжают в Алакуртти, –  быстрее на Заречную! Раньше она особенно  любила отправиться туда  с дедушкой на велосипеде в роли пассажирки на сиденье. А теперь-то  и сама на велосипеде может ехать за дедушкой.  От  нашего дома  до  лесного дачного уголка приблизительно километр расстояния – хоть  на велосипеде, хоть пешком, недалеко, в московских пробках по  два часа стоять не нужно…
Я вспоминаю, как замечательно гуляли мы с Дашей  в нашем лесном уголке в любое время года. Приезжали  мончегорцы к нам в разные сезоны: были и летом, и   осенью, и   в предзимье. Заставали и   весеннюю распутицу,  и летнюю грозу, и  осенние листопады с первым снегом... Всегда у Даши  находились объекты для исследования: лягушки, бабочки, цветы, грибы, камушки… Всегда находились занятия. На велосипеде по длинной улице, на которой не ездят туда-сюда, как в городе, машины, можно гонять без опаски. А ещё вызывают у внуков интерес бабушкины огородные лакомства: горох и клубника… Рисовать можно прямо на бетонной площадке перед домиком,   в прятки играть  тоже  гораздо интереснее, чем в городском дворе.
А если по лестнице забраться на крышу домика,  как дух захватывает от высоты и красоты! Ведь тогда речка  ещё лучше видна, когда на крышу заберёшься…
Оказывается, очень хочется  в зареченский уголок   моей  подросшей  старшей внучке… Да и Настя, и Матвейка там любят бывать, только ещё так эмоционально и ясно выразить свою любовь  не  могут.
Почему вспомнился мне  андреевский  литературный персонаж? «Петька на даче» –  это обвинительный  акт взрослым, которые не хотят устроить жизнь так, чтобы  все дети были счастливы. Социальное неравенство  возвращается в   российскую действительность, а значит,  и многие городские дети могут быть лишены возможности  бывать на природе. «Толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву», – так писатель  ёмко и кратко нарисовал картину возвращения десятилетнего мальчика  с матерью  в город, на  его «рабочее место»,  в услужение к хозяину парикмахерской. И Петька вновь стал похож на «состарившегося карлика», зелёные и синие краски травы и неба снова погасли, превратились в серые краски «жадного города»…
Жизнь  детей  –  это и есть лучший показатель политики  государства, его заботы о народе…
Хорошо, что у моих внуков, живущих на Севере,  есть возможность подышать чистым воздухом   в лесу на берегу Тунтсайоки… Хорошо было бы, чтобы во всех местах нашей страны  и всей планеты был чистый воздух,   чтобы у детей была возможность жить среди природы и   расти в радости…
Я обязательно потом  прочитаю  внукам, когда они подрастут,   рассказ  о Петьке, чтобы они понимали, знали нашу историю и ценили то, чего были лишены   дети  в жестоком капиталистическом обществе до  революции…
И чтобы умели сострадать бедным людям,  правильно понимали, что  такое  социальная справедливость…

Показательно, что  дети любят всё живое. К какой бы эпохе они ни принадлежали, в какую бы социальную группу ни входили, детям всегда нужны зелёная трава,  синее небо,  чистая река, золотой песок,  порхающие над цветами бабочки…
Пока ребёнка не испортили взрослыми представлениями о «нормальной жизни», о необходимости «добиваться», «быть успешным», он  просто радуется жизни,  просто счастлив…
А потом маленький человек  вырастает, начинает погоню за «успехом», за  «престижем», за  «материальным достатком»  – и радость жизни может уйти…  Хорошо, если потом она снова вернётся, когда человек  доживёт до мудрости и поймёт, в чём  для него  заключается истинное счастье, от чего он может получить самую большую радость…
Внуки   умудряют  стариков  и учат радоваться  цветам и бабочкам,  грибам и ягодам,   камушкам и реке…
Мы с Дашей на даче сказку о Тунтсике сочинили… Вернее, не сочинили, а увидели… Об этом  рассказ  впереди.  А пока – просто стишок…
Я тебе расскажу сказку...
Этот  берег создан для сказок…
У порога шумит Тунтсайоки…
Не жалея радостных красок,
здесь цветы  распускаются к сроку…

Заполярная моя речка
в половодье  подмыла  ёлку.
Что ни всплеск волны, то  словечко –
это значит  сказкам   не  смолкнуть.

Корни ели в волшебный домик
превратились усилием речки.
Поселился  в нём  славный гномик,
милый сказочный мой  челоречик.

Рядом с ним – затейницы Белки,
доктор Дятел,  Синички и Чайки,
и Родник, хоть  и очень мелкий,
но с  живою  водой  – проверяй-ка!

Гномик Тунтсик, хозяин здешний,
любит в  сопки порой  забираться…
Подожду я его… Неспешно
можно речкой пока любоваться...

Ну, а если  грусть подступает
по иным берегам-океанам?
Как тут  быть? Добрый гномик знает,
что   люблю я  цветы на полянах,
и найдёт мне такой цветок,
что  и радость распустится в срок.


Рецензии
Могёшь-могёшь красоту словами передать.

Тихонов   05.10.2024 06:25     Заявить о нарушении